Обзор ежедневной прессы
Ежедневная пресса — наверное, самое таинственная звезда на небосклоне питерских СМИ. Ею недовольны многие читатели: и неоперативная, и скучная, и с Интернетом конкуренции не выдерживает. На чем держатся многие издания? На подписке, которую по инерции год за годом оформляют представители старшего поколения, не овладевшие навыками получения информации из всемирной сети?
Представители Интернет-СМИ спокойно ждут, пока «ежедневки» покинут этот мир, не выдержав конкуренции. Издатели газет и журналов, выходящих реже, глядя на ежедневные газеты, крутят пальцем у виска. Действительно, какой нормальный человек согласится впрячься в эту телегу? Рекламы, чтобы окупить выход издания, надо набрать больше, а выпуск при этом намного затратней — попробуйте каждый день
оплачивать счет за печать. А какой огромный штат сотрудников приходится содержать! Опять же, рекламодатели, которые так любят все красивое, скорее согласятся дать рекламу во что-нибудь яркое и прекрасное типа глянцевого ежемесячника, а не в «ежедневку», напечатанную на газетной бумаге.
Да и к чтению изданий с редкой периодичностью выхода (читай — и к рекламе, в них напечатанной) потребитель подходит с большим вниманием, чем к теучей информации «ежедневок».В то же время те, кому довелось работать в ежедневной прессе, гордятся этим опытом: там есть школа, которая держится на журналистах старшего поколения, умеющих многое. Оперативный режим выхода заставляет забыть о лени и работать быстро и хорошо.
Впрочем, из работы в «ежедневках» лично я вынесла не только положительный опыт. Раздутые штаты (из-за чего не все журналисты могли работать в полную силу) и слабый менеджмент ежедневных изданий 90-х годов прошлого века оставляли сотрудникам массу сил и времени для интриг, в которых многие полностью израсходовали себя и морально, и профессионально. Взлет разоблачительной журналистики на заре 90-х закончился вялым тлением ежедневной общественно-политической прессы конца прошлого века. После того, как всех разоблачили, писать стало не о чем.
Прошедшее десятилетие отмечено упадком общественно-политической журналистики, которая, согласно бытующему мнению, существует на дотации. Зато взлетела деловая журналистика. Вниманию горожан ежедневно предлагаются «Деловой Петербург», «Ведомости» и «Коммерсантъ», а не так давно на наш рынок вышла и еще одна «ежедневка» деловой направленности — «РБК daily». Особое место занимает бесплатная газета Metro, которую Борис Коношенко, ее генеральный директор и шеф-редактор, называет информационным витамином.Что ждет ежедневную прессу? Чем она живет и держится? Какой она будет завтра? И почему в Питере нет ничего, подобного The New York Times?
На эти вопросы ответили «Медиажурналу» топ-менеджеры питерских ежедневных изданий.
ЗАО «Комсомольская правда» в Санкт-Петербурге»
«Комсомолку» нередко называют образчиком очень профессионально сделанной «желтой»
газеты. Правда, потом машут руками: не подумайте плохого — это вам не «Жизнь» какая-нибудь. «Комсомолка» всегда первой нам расскажет и об изменениях в пенсионном законодательстве, и о перестановках в правительстве, и о конфликте очередной звездной пары. В конце-концов, за глубинным анализом можно обратиться и в другие издания...
Сергей Зелинский, генеральный директор ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»:
— Сегодня в рамках проекта «КП» мы выпускаем газету 9 раз в неделю — один выпуск уходит в Великий Новгород, петербуржцы его не видят — это еженедельник «Комсомольская правда» в Великом Новгороде«. В Петербурге выходит ежедневная газета шесть раз в неделю (кроме воскресенья) и еженедельная — по четвергам.
В продаже всю неделю. С августа по понедельникам в дополнение к платной выходит бесплатная версия „Комсомольской правды“ формата А4, тогда как обычный наш формат — А3. Кроме „Комсомолки“ (это наш основной бизнес), мы издаем ежедневную газету „Советский спорт“ в СПб», занимаемся реализацией еженедельников «Советский спорт. Футбол» и «Экспресс-Газета», издаем спецвыпуски «Комсомольской правды» с подарочными DVD, еще сейчас выделяется в отдельный проект наш сайт — питерская страница KP.RU.
Мы «занимаем» не больше тридцати процентов всей рекламы в ежедневных изданиях Санкт-Петербурга. Аудитория ежедневного выпуска — в районе 200 000 (только по Петербургу), городская аудитория ежедневной «Комсомолки» — около полумиллиона.
Трудно себе представить, что главная городская газета Петербурга (среди платных изданий!) может быть не ежедневной! Проблемы у нас — те же, что и во всем мире: растет новое поколение читателей с другим отношением к газетам и вообще — к бумажным носителям информации. Впрочем, если во всем мире ежедневная пресса не умирает, то почему это должно происходить у нас? Есть ощущение, что в Европе классические ежедневные газеты уже достойно вышли из кризиса: стали крупными медиадомами с собственными мощными сайтами, своим телевидением и прочим. В этом же направлении движемся и мы, и наши конкуренты-коллеги из других успешных ежедневных газет.
Кроме того, в России есть потенциал, которого в Европе нет. Там традиционно подписка составляет 80% (и больше) от общего тиража. У нас все с точностью до наоборот. Институт подписки рухнул, и не восстал из праха. Если мы его восстановим, то сможем заметно увеличить аудиторию. Наша работа, как и в любом сетевом издании, -творчество в рамках корпоративных правил, корпоративной этики, корпоративных шаблонов.
Главная проблема: мы все-таки недостаточно богаты, чтобы быть еще более свободными. Парадокс в том, что в бренде «Комсомольская правда» есть прилагательное, которое мало понятно населению после 25. Но мы держимся нашего бренда, потому что чтение ежедневной газеты с собственным сильным штатом репортеров — это прежде всего традиция, которая передается из поколения в поколение. Сила крупных западных газет как раз в этом!
«Советский спорт» в Петербурге именно в этом году заметно укрепил свои позиции — по TNS Gallup, число читателей номера впервые перевалило за отметку 100 тысяч. Это очень высокие цифры — сравнимы с аудиторией «Делового Петербурга». Так что теперь «Советский спорт» — спортивная газета номер один в Петербурге. Важно удержать эти позиции. Что касается конкуренции, то количество игроков минимально — у нас два ежедневных
конкурента в нашем городе — «Спорт-Экспресс» и «Спорт день за днем».
ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге»
То, что пишут в «Ъ», нередко называют деловой беллетристикой. Нишу «анализ деловой жизни (и не только) понятным языком и без лишних эмоций» эта газета заняла прочно. Правда, в последнее время появились публикации о том, что штат этого издания сильно раздут, что делает работу менее эффективной, с чем, правда, категорически не согласен Максим Ефимов, генеральный директор ИД «Коммерсантъ в Санкт_Петербурге»:
— Оборот «Ъ» в прошлом году составил более ста миллионов рублей. Выпускать «Ъ» выгодно — как с
политической, так и с финансовой стороны. Это такой жанр — ежедневная общенациональная деловая газета.
Проблема ежедневных изданий в том, что вторым(не лидерам) тяжело: у них меньшая, чем у лидеров,аудитория, как следствие — меньшие рекламные сборы, как следствие — убыток и зависимость от воли инвестора, как следствие — всегда есть вероятность закрытия. Это с точки зрения конкуренции.
С точки зрения технологии — непросто работать в бешеном темпе, который присущ выпуску ежедневных изданий. Плюс — большие расходы как на контент, так и на печать и доставку к потребителю.С теми, кто пророчит смерть ежедневной прессе,не согласен. Есть разные жанры. Если был изобретен сигвэй, это не значит, что трамвай умрет в ближайшем будущем. Он умрет, но еще очень не скоро. Также есть консерваторы — их очень много -они предпочитают утром кофе, мягкое кресло и развернутую газету «Коммерсантъ» у себя в руках.
Прежде всего, нам легче в рабочем плане. Мы опираемся на московское содержание (первые 20 страниц — это общероссийские новости, которые делает московская плюс региональные редакции), на московскую концепцию (стиль, форму подачи информации и фото). Нам легче, мы следуем концепции. Кроме того, за нами стоит мощная структура, помогающая нам развиваться в Петербурге: у нас есть дополнительное финансирование на рекламу самого бренда «Ъ», мы можем пользоваться фотобазой всего ИД, в случае чего — наши интересы будет защищать самая, пожалуй, квалифицированная в издательском бизнесе юридическая служба.
Мы также можем наблюдать за успешными московскими издательскими проектами (приложениями, журналами) и после анализа «переносить» их выпуск (не меняя дизайна и концепции, а только осуществляя местное наполнение) в Санкт-Петербург. Так произошло и с «Коммерсантъ Weekend», и с «Коммерсантъ Catalogue». Успешные в Москве журналы становятся успешными и в Петербурге.Наши достоинства — оперативность; информативность — у «Ъ» и федеральные, и местные новости в одной газете; периодичность: человек начинает каждый свой рабочий день с выбранной им деловой газетой как с рабочим инструментом, узнавая новости предыдущего дня, тенденции и анонсы последующих событий.
Недостатки — в ежедневной газете много новостей, но мало аналитики. Но «Ъ» решает эту проблему с помощью большого количества тематических приложений, которые предоставляют читателю аналитику по той или иной теме.
Питерская The New York Times фактически уже есть. Просто она существует у нас в трех (или немного больше) ипостасях: «Коммерсантъ», «Деловой Петербург» и «Ведомости».
ОАО «Известия - Санкт-Петербург»
Пока верстался номер, Надежду Ермилову, и. о. исполнительного директора газеты «Известия» (Северо-западный выпуск), сменила на этом посту Светлана Моргунова. Надеемся, смена руководства издания сделает эту серьезную общественно-политическую газету еще интересней и оперативней.
Надежда Ермилова, исполнительный директор ОАО «Известия — Санкт-Петербург»:
— Сегодня наши читатели: примерно 60% — пенсионеры, 4—5% — молодежь до 25 лет, все остальное приходится на людей 26—50 лет. «Известия» — ежедневная газета, потому что так сложилось исторически, но мы не говорим, что «ежедневка» — это невыгодно. При разумном подходе ежедневное издание может быть абсолютно прибыльным. Что касается питерской вкладки, то до недавнего времени она была рентабельна. Сейчас мы запустили новый проект — еженедельное цветное приложение выходного дня «Петербургская неделя» — естественно, пришлось вложиться. Для любых инвестиций необходимо время, чтобы они оправдались. Общие проблемы ежедневных изданий — это кадры и борьба за читателя.
Даже на самой интересной лекции в институте преподаватель периодически использует разные приемы для активизации студентов и удержания их интереса к рассказу. Так и в ежедневных газетах: должны быть яркие события как для читателей, так и для журналистов. Например, в сентябре мы сделали спецвыпуск «Петербургской недели», посвященный дню начала блокады «Город выжил, потому что жил». Самым неожиданным для нас оказалось то, что в течение трех недель после выпуска к нам в редакцию приходили читатели (и пожилые люди, и молодые) и просили «хотя бы один экземплярчик».
«Ежедневки» не должны умереть. Интернет и ТВ,конечно, оперативнее, еженедельники — дешевле в содержании, но ежедневные издания возникли не на ровном месте, поэтому уйти они не должны, возможно, несколько сократятся в количестве, но останутся. Ведь театр не умер с появлением ТВ. У питерских выпусков сетевых СМИ особенность одна — нужно идти в ногу с материнским изданием и при этом вырабатывать свою индивидуальность. Вообще, изданий слишком много, продвижение у многих очень слабое, читателю трудно определиться с выбором, о многих изданиях читатели просто не знают.
ООО «Спорт-Экспресс СПБ»
Рынок ежедневных спортивных изданий нашего города невелик: газеты «Советский спорт» в Санкт-Петербурге«, «Спорт-Экспресс СПб», «Спорт день за днем». Тем не менее, все эти издания находят своего читателя. «Спорт-Экспресс» позиционирует себя как «единственного представителя постсоветского пространства в авторитетной европейской Ассоциации спортивных изданий (ESM), имеющего уникальную возможность регулярно брать эксклюзивные интервью у главных спортивных звезд Европы, тренеров и спортсменов, а также участвовать в других интересных проектах этой организации». Сергей Сыров, глава питерской «Спорт-Экспресс», полагает, что кризис способствует развитию именно спортивной прессы, которая, как ничто другое, отвлекает от мрачных мыслей.
Сергей Сыров, генеральный директор ООО «Спорт-Экспресс СПб»:
— Аудитория нашей газеты: 82% — мужчины, 60,2% всей аудитории — люди со средним образованием. Согласно подсчетам TNS Gallup, в 2007 году аудитория одного номера «Спорт-Экспресс» в России — более 4 миллионов, в Москве — более 1,5 миллионов, в Питере — более 876 тысяч человек.
Держать ежедневноеиздание выгодно, если издание является частью медиахолдинга или просто
холдинга и через него осуществляется информационное воздействие на аудиторию. Между прочим,
«Спорт-Экспресс СПб» выходит в цвете, «Спорт-Экспресс» в Москве не имеет такой роскоши.
Проблема ежедневных изданий в том, что жизнь изданий — 24 часа, а потом оно изымается из продажи, хотя актуальность номера сохраняется дольше. Ежедневная пресса будет умирать еще двести лет,как минимум, и не умрет до тех пор, пока не отомрет у читателя потребность в ощущениях: подушечки наших пальцев ощущают бумагу, мы чувствуем ее запах, рассматриваем особые, «газетные» фотографии, шрифт и т.д
Появлению Питерской New York Times мешает провинциальность.
ИД Independent Media
Если, как глава питерского «Коммерсанта» Максим Ефимов, считать, что «Ведомости» — часть «собирательного» образа The New York Times, то эта часть — самая умная и интеллектуальная среди питерских деловых изданий. Эта газета — совместный проект с такими столпами мировой деловой журналистики, как The Wall Street Journal и Financial Times.
Анна Щербакова, редактор санкт-петербургского бюро газеты «Ведомости»:
— В 1999 г. (год основания «Ведомостей») сложились благоприятные условия для запуска ежедневной деловой газеты, чем воспользовались наши акционеры, у которых есть огромный опыт выпуска таких изданий — The Wall Street Journal и Financial Times.Почему многие считают, что «держать ежедневное издание невыгодно»? Издание любой периодичности может быть рентабельным, и на рынке есть тому примеры. Частота выхода не относится к факторам, которые влияют на успех.
Главная проблема, на мой взгляд, — найти (вариант — вырастить) квалифицированных сотрудников, разделяющих ценности компании и мотивированных на высокие достижения. От этого зависит качество издания. К сожалению, работать журналистом в условиях растущей экономики было не очень престижно. Амбициозные выпускники вузов стремились делать карьеру в более денежных отраслях. Особенность работы в сетевом издании — более плотная интеграция в общероссийский и, в некоторых случаях, международный контекст. Более высокая планка профессиональных стандартов. По крайней мере, в случае «Ведомостей» это так.Главный недостаток контента: маловато оригинальных тем, все журналисты ходят одними путями, и часто конкурирующие издания выходят с одинаковыми новостями. Причина — не только лень, но и дефицит времени и квалифицированных кадров.
Появлению питерской The New York Times мешает то, что в стране слишком много ресурсов, чтобы
российские капиталисты рассматривали издательское дело как серьезный бизнес.
ФГУ «Редакция Российской газеты»
С изданием правительства России в нашем городе пока не происходит ничего хорошего. Меняется руководство. Сайт lenizdat.ru бурлит язвительными замечаниями в адрес прошлого руководства, журналисты жалуются на него же. Ольга Игнатова приехала из Архангельска, чтобы навести порядок в газете.Ольга Игнатова, директор регионального представительства ФГУ «Редакция „Российской газеты“ в Санкт-Петербурге»:
— «Российская газета» — ежедневное издание.Так сложилось исторически. Говорить об убыточности или прибыльности проекта нельзя: «РГ» — федеральное государственное учреждение. Правда, мы можем зарабатывать внебюджетные средства за счет рекламы.Своей главной задачей я считаю сделать газету интересной для читателей. На полосах должна быть информация, важная именно для них. Что такое журналистская удача? Нам недавно позвонил инвалид и сказал, что благодаря публикации в «Российской газете» он узнал — его права ущемлены и теперь намерен добиваться положенного ему по закону.Задача, которую передо мной поставило руководство: сделать за год качественный продукт именно с точки зрения содержания. Хочется, чтобы питерское представительство «РГ» стало лучшим.Те, кто говорят, что ежедневная пресса умирает,лукавят. Такие заявления свидетельствуют об их собственной профессиональной несостоятельности. И не более того.На страницах «РГ» много материалов о культуре,немало текстов на социальные темы. Не хватает информации о политике на региональном уровне, о том, что власть делает для того, чтобы людям жилось
лучше.
ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс»
Тексты в «Деловом Петербурге» отличаются краткостью и информативностью. Если «ДП» и проигрывает «Ведомостям» в глубинном анализе, то по оперативности именно это издание займет первое место среди конкурентов.
Дмитрий Грозный, исполнительный директор газеты «Деловой Петербург»:
— Оборот издания в 2007 году составил 539,9 млн. рублей. По подсчетам «Гортиса», «ДП» занимает
примерно 1—2 место в Петербурге по сборам за рекламу и объему рекламных объявлений. Аудитория каждого номера — 125 000 (TNS Gallup).
Выпускать «ДП» выгодно: иначе наши учредители — шведский издательский концерн Bonnier — не содержал бы «ДП». Впрочем, Bonnier газету не содержит, а зарабатывает на ней.Что ждет ежедневную прессу? В глобальном, внекризисном смысле — падение интереса к печатным СМИ, перетекание аудитории в Интернет (при этом, конкретно у газеты «Деловой Петербург» растет тираж, сборы от рекламы и число подписчиков). Бумажное издание никогда не угонится за Интернетом в области оперативности информации, поэтому обязано выигрывать в качестве. Если, конечно, хочет хорошо жить и развиваться. Кроме того, никто не отменял золотое правило «раскладывать яйца по разным корзинам». Другие «корзины», в первую очередь, — это различные Интернет-проекты. Интернет не заменит печатные СМИ хотя бы потому, что по сборам рекламы к «ДП» в Петербурге близко не приближается ни одно Интернет-издание,и ни один еженедельник. В Питере нет аналога The New York Times, в первую очередь, из-за чрезвычайной централизации России: в нестоличном городе не может появиться самая авторитетная газета страны. 99% главных ньюсмейкеров живут в 650 км от Петербурга.
«Балтийская Медиагруппа»
Я помню взлет издания «Невское время» на заре перестройки. Собственно, оно и появилось благодаря этой самой заре. В нем в разное время работали лучшие городские перья, в нем печатали много острых, полемических материалов. Публикациями в «Невском времени» гордились и известные столичные журналисты. Все это, к сожалению, в прошлом. Впрочем, став одним из активов «Балтийской медиагруппы», «НВ» приобрело современный вид.
Ее главный редактор Михаил Иванов отрицает слухи об убыточности издания:
— В последний год издание стало распространяться в Москве и на Северо-Западе. Целевая аудитория
— мужчины от 40 лет — те, кто принимает решения.«Невское время» — ежедневное издание — так сложилось исторически. По моему мнению, общественно-политическая газета должна быть ежедневной. Ведь в другом режиме невозможно отслеживать то, что происходит каждый день, реагировать на события, быть, так сказать, «на острие». «Невское время» — газета не прибыльная и не убыточная,ежегодно она выходит примерно «в ноль».
Вообще, ежедневных изданий слишком много -их должно быть гораздо меньше. Их число может сократиться за счет закрытия «слабых» изданий. В каждом большом городе должно быть, как на Западе: две местных ежедневных газеты плюс федеральные издания. Больше рынку и не нужно!
Хотелось бы, чтобы питерская ежедневная общественно-политическая газета соответствовала своему статусу: была острой, злободневной, интересной, толстой. Чтобы качество печати было высокое.Не секрет, что многие ежедневные издания влачат жалкое существование, живя на дотации. Производительность труда их сотрудников не растет. А зарплаты увеличиваются, вместе с ростом денежной массы. Ежедневные печатные издания хоронить рано. Интернет их не заменит: на экране читать неудобно. Трудно придумать удобную структуру сайта. Например, в Греции совершили неудачную попытку перевода ежедневных СМИ в Интернет — народ ее не принял. Так что ежедневной прессе уготована долгая жизнь. Только остаться должны сильнейшие. Кроме «НВ», «Балтийской медиагруппе»принадлежит и еще одно спортивное издание, правда, без долгой «советской» истории — «Спорт день за днем». Руководит им шахматный тренер Владислав Бачуров. Издание позиционируют как первую в России ежедневную полноцветную федеральную газету о спорте.
Владислав Бачуров, главный редактор:
— Есть такие, как недавно нам еще казалось, необходимые вещи, про существование которых наши дети уже не знают. Ежик для мытья молочной бутылки. Канцелярские счеты. Пейджер. Есть вещи, которые раньше стояли в каждой квартире, а теперь лишь у тех, для кого это или работа, или хобби — швейная машинка, проигрыватель для виниловых дисков. И еще остались совершенно нефункциональные старые штуки, которыми, несмотря ни на что, продолжают пользоваться — наручные механические часы, например.К какой категории можно отнести газету? Новости я слушаю в машине по дороге на работу по «Эху Москвы». Проглядываю их на новостных лентах в Интернете. Газета в оперативности, безусловно, проигрывает. Глянцевые журналы и еженедельники гораздо привлекательней для рекламодателя. И картинки там выглядят повеселее. И тексты пообстоятельнее. И интервью посодержательнее. И по формату, и по времени подготовки газета и здесь проигрывает.А уж по расходам с газетой ничего не сравнится.
И типографии платить нужно за ежедневную печать, и штат для «ежедневки» огромный содержать, а доходы от розницы после всех усилий получаешь в итоге незначительные (за исключением таблоидов типа «Комсомолки» или «Твоего дня», которые я все-таки вывожу за рамки дискуссии по понятным причинам). Результат матча известен. Вчера мы все вместе его смотрели. Зачем же с утра покупать газету? Комментарии участников, оценки специалистов, интервью.Пережить еще раз на свежую голову. Обсудить. Сравнить с мнением экспертов. И это все — на следующий день, а не через неделю, когда выйдет журнальчик. Заметьте, что интервью тренеров и игроков появляются в Интернете почти всегда со ссылкой на ежедневные спортивные газеты. Потому что их берут именно газеты, а плодами работы журналистов ежедневных газет пользуются Интернет-сайты. Но у Интернета уже другая функция -обсудить прочитанное.
Любая газета — это локомотив издательского дома. Локомотив только топливо жрет, а вот вагончики очень доходны, люди в них билеты покупают. Но вагон без паровоза — никуда. Спортивная газета — проект не только коммерческий. Мы рассчитываем, что спорт станет гораздо более привлекательным и для читателей, и для рекламодателей, и для спонсоров. Пока же, к примеру, ни один профессиональный футбольный клуб в России не является рентабельным.
ОАО «Издательский дом «Санкт-Петербургские ведомости»
«Санкт-Петербургские ведомости» (в прошлом «Ленинградская правда») — издание, которое сопровождает наш город не один десяток лет. Концепция его такова, что оно всегда устраивает и власти, и многих горожан. Подписка на эту газету -обычный атрибут представителей старшего поколения нашего города. Впрочем, Сергей Слободской, глава издания, утверждает, что люди старшего и среднего возраста — не более 30_40% аудитории этой ежедневной газеты. Главная же часть читателей «Санкт-Петербургских ведомостей» — вожделенные для любого издателя платежеспособные и самостоятельные люди в возрасте от 30 лет.
Сергей Слободской, генеральный директор и главный редактор ОАО «Издательский дом «Санкт-Петербургские ведомости»: — 95% тиража нашего издания распространяется по подписке. Оборот издания в прошлом году составил 50 013 000 рублей (за десять месяцев нынешнего года — 43 355 000 р.). В среднем, 60% оборота составляют средства, полученные от рекламы, 35%- это подписка и 5% — средства, полученные от продаж в рознице. У «Санкт-Петербургских ведомостей» на протяжении многих лет сложился постоянный круг читателей. Не секрет, что среди них есть люди среднего и старшего возраста, выписывающие газету десятилетиями. Эта аудитория не составляет большинства среди читателей газеты (ее доля — порядка 30_40%), но, тем не менее, она значительна.
В основном, наши читатели -это экономически и социально самостоятельные люди в возрасте от 30 лет, в том числе руководители предприятий и специалисты. Формирование целевой аудитории определяется развитием газеты как серьезного консервативного общественно-политического издания, поддерживающего традиционные нравственные и культурные ценности. Для этого газета максимально расширяет блоки аналитических публикаций, комментариев по вопросам политики, экономики и культуры, обеспечивает предельно широкий охват значимых событий городского уровня. Почему издание ежедневное? Так сложилось исторически.
Развитие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» проистекает из самой ее истории. Основанная еще в 1728 году петербургской Академией наук, она долгое время была единственной в России (и, разумеется, в Санкт-Петербурге) регулярной газетой. «Санкт-Петербургские ведомости» — это бренд, значимость которого ни в коем случае нельзя сводить исключительно к экономическим показателям.Это издание, верность которому читатели доказывали десятилетиями. Тем не менее, в настоящее время для того, чтобы удерживать внимание аудитории, приходится вкладывать немало сил. Ведь кто-то «уходит» в Интернет, чье-то внимание переключается на многочисленный глянец или «желтую» прессу... Но, так или иначе, у качественных, серьезных изданий всегда будет своя целевая аудитория, способная оценить работу настоящих профессионалов. А они у нас есть.
Основные проблемы ежедневных изданий:
— монополизм сетей распространения (киоски,магазины), а также бюрократизация почты и системы подписки;
— конкуренция со стороны Интернет-СМИ(последние новости проще получать из сети в режиме on_line);
— отсутствие хороших журналистов, авторов (газетные тексты должны быть хорошо написаны — иначе газету не будут читать);
— падение интереса к разносторонней и критической информации со стороны общества.
Основные перспективы развития ежедневных изданий:
— улучшение качества текстов;
— открытие специализированных вкладок по типу Helsingin Sanomat.
Смерти не будет, если ежедневная газета будет поставлять читателям качественный текст. Сейчас именно в
этом проблемы: у изданий нет авторов, которых бы читали специально, как это происходит в Финляндии, Эстонии. Там, при всей развитости Интернета (там он на гораздо более продвинутом уровне, нежели в России) печатную прессу читают. У нас уходит авторская журналистика, заменяемая «переписчиками» в стиле англо-сак сонской прессы. Теперь есть «репортеры», но нет «райтеров» — и это основная проблема.
Питерские «филиалы» московских изданий отличает нежелание учитывать местную специфику, культуру, традицию. Попытки навязать «общероссийские лекала». Газеты безлики, местный контент представлен, как правило, криминальными новостями и «желтухой».Получается, что о Петербурге в этих изданиях ничего нет.
Есть два вида ежедневных газет: газеты вчерашних новостей и газеты мнений. Сейчас многие ушли в новостную сферу, где однозначно проигрывают Интернет-изданиям. А чтобы сделать газету мнений и аналитики, нужны квалифицированные журналисты. К сожалению, на это не закладываются средства в бюджетах изданий.
Плохо освещаются события культурной жизни, история Петербурга и региона, экономика (в виду отсутствия специализированных по отраслям журналистов), политика (в виду общей цензуры).
От редакции
Все представители ежедневных газет, рассказывая о своих изданиях, в один голос утверждают, что дела
у них идут хорошо, в крайнем случае — газета «выходит в ноль».Не спорю — среди опрошенных есть
действительные лидеры рынка. Но со стороны все же положение большинства ежедневных изданий выглядит не так оптимистично- в основном, независимые топ-менеждеры современных питерских еженедельников и ежемесячников, которые имеют опыт работы и руководства в «ежедневке», говорят о ее откровенно плачевном состоянии. Аналога The New York Times у нас пока нет. Да и не предвидится.
«Медиажурнал»
Ежедневная пресса — наверное, самое таинственная звезда на небосклоне питерских СМИ. Ею недовольны многие читатели: и неоперативная, и скучная, и с Интернетом конкуренции не выдерживает. На чем держатся многие издания? На подписке, которую по инерции год за годом оформляют представители старшего поколения, не овладевшие навыками получения информации из всемирной сети?
Представители Интернет-СМИ спокойно ждут, пока «ежедневки» покинут этот мир, не выдержав конкуренции. Издатели газет и журналов, выходящих реже, глядя на ежедневные газеты, крутят пальцем у виска. Действительно, какой нормальный человек согласится впрячься в эту телегу? Рекламы, чтобы окупить выход издания, надо набрать больше, а выпуск при этом намного затратней — попробуйте каждый день
оплачивать счет за печать. А какой огромный штат сотрудников приходится содержать! Опять же, рекламодатели, которые так любят все красивое, скорее согласятся дать рекламу во что-нибудь яркое и прекрасное типа глянцевого ежемесячника, а не в «ежедневку», напечатанную на газетной бумаге.
Да и к чтению изданий с редкой периодичностью выхода (читай — и к рекламе, в них напечатанной) потребитель подходит с большим вниманием, чем к теучей информации «ежедневок».В то же время те, кому довелось работать в ежедневной прессе, гордятся этим опытом: там есть школа, которая держится на журналистах старшего поколения, умеющих многое. Оперативный режим выхода заставляет забыть о лени и работать быстро и хорошо.
Впрочем, из работы в «ежедневках» лично я вынесла не только положительный опыт. Раздутые штаты (из-за чего не все журналисты могли работать в полную силу) и слабый менеджмент ежедневных изданий 90-х годов прошлого века оставляли сотрудникам массу сил и времени для интриг, в которых многие полностью израсходовали себя и морально, и профессионально. Взлет разоблачительной журналистики на заре 90-х закончился вялым тлением ежедневной общественно-политической прессы конца прошлого века. После того, как всех разоблачили, писать стало не о чем.
Прошедшее десятилетие отмечено упадком общественно-политической журналистики, которая, согласно бытующему мнению, существует на дотации. Зато взлетела деловая журналистика. Вниманию горожан ежедневно предлагаются «Деловой Петербург», «Ведомости» и «Коммерсантъ», а не так давно на наш рынок вышла и еще одна «ежедневка» деловой направленности — «РБК daily». Особое место занимает бесплатная газета Metro, которую Борис Коношенко, ее генеральный директор и шеф-редактор, называет информационным витамином.Что ждет ежедневную прессу? Чем она живет и держится? Какой она будет завтра? И почему в Питере нет ничего, подобного The New York Times?
На эти вопросы ответили «Медиажурналу» топ-менеджеры питерских ежедневных изданий.
ЗАО «Комсомольская правда» в Санкт-Петербурге»
«Комсомолку» нередко называют образчиком очень профессионально сделанной «желтой»
газеты. Правда, потом машут руками: не подумайте плохого — это вам не «Жизнь» какая-нибудь. «Комсомолка» всегда первой нам расскажет и об изменениях в пенсионном законодательстве, и о перестановках в правительстве, и о конфликте очередной звездной пары. В конце-концов, за глубинным анализом можно обратиться и в другие издания...
Сергей Зелинский, генеральный директор ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»:
— Сегодня в рамках проекта «КП» мы выпускаем газету 9 раз в неделю — один выпуск уходит в Великий Новгород, петербуржцы его не видят — это еженедельник «Комсомольская правда» в Великом Новгороде«. В Петербурге выходит ежедневная газета шесть раз в неделю (кроме воскресенья) и еженедельная — по четвергам.
В продаже всю неделю. С августа по понедельникам в дополнение к платной выходит бесплатная версия „Комсомольской правды“ формата А4, тогда как обычный наш формат — А3. Кроме „Комсомолки“ (это наш основной бизнес), мы издаем ежедневную газету „Советский спорт“ в СПб», занимаемся реализацией еженедельников «Советский спорт. Футбол» и «Экспресс-Газета», издаем спецвыпуски «Комсомольской правды» с подарочными DVD, еще сейчас выделяется в отдельный проект наш сайт — питерская страница KP.RU.
Мы «занимаем» не больше тридцати процентов всей рекламы в ежедневных изданиях Санкт-Петербурга. Аудитория ежедневного выпуска — в районе 200 000 (только по Петербургу), городская аудитория ежедневной «Комсомолки» — около полумиллиона.
Трудно себе представить, что главная городская газета Петербурга (среди платных изданий!) может быть не ежедневной! Проблемы у нас — те же, что и во всем мире: растет новое поколение читателей с другим отношением к газетам и вообще — к бумажным носителям информации. Впрочем, если во всем мире ежедневная пресса не умирает, то почему это должно происходить у нас? Есть ощущение, что в Европе классические ежедневные газеты уже достойно вышли из кризиса: стали крупными медиадомами с собственными мощными сайтами, своим телевидением и прочим. В этом же направлении движемся и мы, и наши конкуренты-коллеги из других успешных ежедневных газет.
Кроме того, в России есть потенциал, которого в Европе нет. Там традиционно подписка составляет 80% (и больше) от общего тиража. У нас все с точностью до наоборот. Институт подписки рухнул, и не восстал из праха. Если мы его восстановим, то сможем заметно увеличить аудиторию. Наша работа, как и в любом сетевом издании, -творчество в рамках корпоративных правил, корпоративной этики, корпоративных шаблонов.
Главная проблема: мы все-таки недостаточно богаты, чтобы быть еще более свободными. Парадокс в том, что в бренде «Комсомольская правда» есть прилагательное, которое мало понятно населению после 25. Но мы держимся нашего бренда, потому что чтение ежедневной газеты с собственным сильным штатом репортеров — это прежде всего традиция, которая передается из поколения в поколение. Сила крупных западных газет как раз в этом!
«Советский спорт» в Петербурге именно в этом году заметно укрепил свои позиции — по TNS Gallup, число читателей номера впервые перевалило за отметку 100 тысяч. Это очень высокие цифры — сравнимы с аудиторией «Делового Петербурга». Так что теперь «Советский спорт» — спортивная газета номер один в Петербурге. Важно удержать эти позиции. Что касается конкуренции, то количество игроков минимально — у нас два ежедневных
конкурента в нашем городе — «Спорт-Экспресс» и «Спорт день за днем».
ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге»
То, что пишут в «Ъ», нередко называют деловой беллетристикой. Нишу «анализ деловой жизни (и не только) понятным языком и без лишних эмоций» эта газета заняла прочно. Правда, в последнее время появились публикации о том, что штат этого издания сильно раздут, что делает работу менее эффективной, с чем, правда, категорически не согласен Максим Ефимов, генеральный директор ИД «Коммерсантъ в Санкт_Петербурге»:
— Оборот «Ъ» в прошлом году составил более ста миллионов рублей. Выпускать «Ъ» выгодно — как с
политической, так и с финансовой стороны. Это такой жанр — ежедневная общенациональная деловая газета.
Проблема ежедневных изданий в том, что вторым(не лидерам) тяжело: у них меньшая, чем у лидеров,аудитория, как следствие — меньшие рекламные сборы, как следствие — убыток и зависимость от воли инвестора, как следствие — всегда есть вероятность закрытия. Это с точки зрения конкуренции.
С точки зрения технологии — непросто работать в бешеном темпе, который присущ выпуску ежедневных изданий. Плюс — большие расходы как на контент, так и на печать и доставку к потребителю.С теми, кто пророчит смерть ежедневной прессе,не согласен. Есть разные жанры. Если был изобретен сигвэй, это не значит, что трамвай умрет в ближайшем будущем. Он умрет, но еще очень не скоро. Также есть консерваторы — их очень много -они предпочитают утром кофе, мягкое кресло и развернутую газету «Коммерсантъ» у себя в руках.
Прежде всего, нам легче в рабочем плане. Мы опираемся на московское содержание (первые 20 страниц — это общероссийские новости, которые делает московская плюс региональные редакции), на московскую концепцию (стиль, форму подачи информации и фото). Нам легче, мы следуем концепции. Кроме того, за нами стоит мощная структура, помогающая нам развиваться в Петербурге: у нас есть дополнительное финансирование на рекламу самого бренда «Ъ», мы можем пользоваться фотобазой всего ИД, в случае чего — наши интересы будет защищать самая, пожалуй, квалифицированная в издательском бизнесе юридическая служба.
Мы также можем наблюдать за успешными московскими издательскими проектами (приложениями, журналами) и после анализа «переносить» их выпуск (не меняя дизайна и концепции, а только осуществляя местное наполнение) в Санкт-Петербург. Так произошло и с «Коммерсантъ Weekend», и с «Коммерсантъ Catalogue». Успешные в Москве журналы становятся успешными и в Петербурге.Наши достоинства — оперативность; информативность — у «Ъ» и федеральные, и местные новости в одной газете; периодичность: человек начинает каждый свой рабочий день с выбранной им деловой газетой как с рабочим инструментом, узнавая новости предыдущего дня, тенденции и анонсы последующих событий.
Недостатки — в ежедневной газете много новостей, но мало аналитики. Но «Ъ» решает эту проблему с помощью большого количества тематических приложений, которые предоставляют читателю аналитику по той или иной теме.
Питерская The New York Times фактически уже есть. Просто она существует у нас в трех (или немного больше) ипостасях: «Коммерсантъ», «Деловой Петербург» и «Ведомости».
ОАО «Известия - Санкт-Петербург»
Пока верстался номер, Надежду Ермилову, и. о. исполнительного директора газеты «Известия» (Северо-западный выпуск), сменила на этом посту Светлана Моргунова. Надеемся, смена руководства издания сделает эту серьезную общественно-политическую газету еще интересней и оперативней.
Надежда Ермилова, исполнительный директор ОАО «Известия — Санкт-Петербург»:
— Сегодня наши читатели: примерно 60% — пенсионеры, 4—5% — молодежь до 25 лет, все остальное приходится на людей 26—50 лет. «Известия» — ежедневная газета, потому что так сложилось исторически, но мы не говорим, что «ежедневка» — это невыгодно. При разумном подходе ежедневное издание может быть абсолютно прибыльным. Что касается питерской вкладки, то до недавнего времени она была рентабельна. Сейчас мы запустили новый проект — еженедельное цветное приложение выходного дня «Петербургская неделя» — естественно, пришлось вложиться. Для любых инвестиций необходимо время, чтобы они оправдались. Общие проблемы ежедневных изданий — это кадры и борьба за читателя.
Даже на самой интересной лекции в институте преподаватель периодически использует разные приемы для активизации студентов и удержания их интереса к рассказу. Так и в ежедневных газетах: должны быть яркие события как для читателей, так и для журналистов. Например, в сентябре мы сделали спецвыпуск «Петербургской недели», посвященный дню начала блокады «Город выжил, потому что жил». Самым неожиданным для нас оказалось то, что в течение трех недель после выпуска к нам в редакцию приходили читатели (и пожилые люди, и молодые) и просили «хотя бы один экземплярчик».
«Ежедневки» не должны умереть. Интернет и ТВ,конечно, оперативнее, еженедельники — дешевле в содержании, но ежедневные издания возникли не на ровном месте, поэтому уйти они не должны, возможно, несколько сократятся в количестве, но останутся. Ведь театр не умер с появлением ТВ. У питерских выпусков сетевых СМИ особенность одна — нужно идти в ногу с материнским изданием и при этом вырабатывать свою индивидуальность. Вообще, изданий слишком много, продвижение у многих очень слабое, читателю трудно определиться с выбором, о многих изданиях читатели просто не знают.
ООО «Спорт-Экспресс СПБ»
Рынок ежедневных спортивных изданий нашего города невелик: газеты «Советский спорт» в Санкт-Петербурге«, «Спорт-Экспресс СПб», «Спорт день за днем». Тем не менее, все эти издания находят своего читателя. «Спорт-Экспресс» позиционирует себя как «единственного представителя постсоветского пространства в авторитетной европейской Ассоциации спортивных изданий (ESM), имеющего уникальную возможность регулярно брать эксклюзивные интервью у главных спортивных звезд Европы, тренеров и спортсменов, а также участвовать в других интересных проектах этой организации». Сергей Сыров, глава питерской «Спорт-Экспресс», полагает, что кризис способствует развитию именно спортивной прессы, которая, как ничто другое, отвлекает от мрачных мыслей.
Сергей Сыров, генеральный директор ООО «Спорт-Экспресс СПб»:
— Аудитория нашей газеты: 82% — мужчины, 60,2% всей аудитории — люди со средним образованием. Согласно подсчетам TNS Gallup, в 2007 году аудитория одного номера «Спорт-Экспресс» в России — более 4 миллионов, в Москве — более 1,5 миллионов, в Питере — более 876 тысяч человек.
Держать ежедневноеиздание выгодно, если издание является частью медиахолдинга или просто
холдинга и через него осуществляется информационное воздействие на аудиторию. Между прочим,
«Спорт-Экспресс СПб» выходит в цвете, «Спорт-Экспресс» в Москве не имеет такой роскоши.
Проблема ежедневных изданий в том, что жизнь изданий — 24 часа, а потом оно изымается из продажи, хотя актуальность номера сохраняется дольше. Ежедневная пресса будет умирать еще двести лет,как минимум, и не умрет до тех пор, пока не отомрет у читателя потребность в ощущениях: подушечки наших пальцев ощущают бумагу, мы чувствуем ее запах, рассматриваем особые, «газетные» фотографии, шрифт и т.д
Появлению Питерской New York Times мешает провинциальность.
ИД Independent Media
Если, как глава питерского «Коммерсанта» Максим Ефимов, считать, что «Ведомости» — часть «собирательного» образа The New York Times, то эта часть — самая умная и интеллектуальная среди питерских деловых изданий. Эта газета — совместный проект с такими столпами мировой деловой журналистики, как The Wall Street Journal и Financial Times.
Анна Щербакова, редактор санкт-петербургского бюро газеты «Ведомости»:
— В 1999 г. (год основания «Ведомостей») сложились благоприятные условия для запуска ежедневной деловой газеты, чем воспользовались наши акционеры, у которых есть огромный опыт выпуска таких изданий — The Wall Street Journal и Financial Times.Почему многие считают, что «держать ежедневное издание невыгодно»? Издание любой периодичности может быть рентабельным, и на рынке есть тому примеры. Частота выхода не относится к факторам, которые влияют на успех.
Главная проблема, на мой взгляд, — найти (вариант — вырастить) квалифицированных сотрудников, разделяющих ценности компании и мотивированных на высокие достижения. От этого зависит качество издания. К сожалению, работать журналистом в условиях растущей экономики было не очень престижно. Амбициозные выпускники вузов стремились делать карьеру в более денежных отраслях. Особенность работы в сетевом издании — более плотная интеграция в общероссийский и, в некоторых случаях, международный контекст. Более высокая планка профессиональных стандартов. По крайней мере, в случае «Ведомостей» это так.Главный недостаток контента: маловато оригинальных тем, все журналисты ходят одними путями, и часто конкурирующие издания выходят с одинаковыми новостями. Причина — не только лень, но и дефицит времени и квалифицированных кадров.
Появлению питерской The New York Times мешает то, что в стране слишком много ресурсов, чтобы
российские капиталисты рассматривали издательское дело как серьезный бизнес.
ФГУ «Редакция Российской газеты»
С изданием правительства России в нашем городе пока не происходит ничего хорошего. Меняется руководство. Сайт lenizdat.ru бурлит язвительными замечаниями в адрес прошлого руководства, журналисты жалуются на него же. Ольга Игнатова приехала из Архангельска, чтобы навести порядок в газете.Ольга Игнатова, директор регионального представительства ФГУ «Редакция „Российской газеты“ в Санкт-Петербурге»:
— «Российская газета» — ежедневное издание.Так сложилось исторически. Говорить об убыточности или прибыльности проекта нельзя: «РГ» — федеральное государственное учреждение. Правда, мы можем зарабатывать внебюджетные средства за счет рекламы.Своей главной задачей я считаю сделать газету интересной для читателей. На полосах должна быть информация, важная именно для них. Что такое журналистская удача? Нам недавно позвонил инвалид и сказал, что благодаря публикации в «Российской газете» он узнал — его права ущемлены и теперь намерен добиваться положенного ему по закону.Задача, которую передо мной поставило руководство: сделать за год качественный продукт именно с точки зрения содержания. Хочется, чтобы питерское представительство «РГ» стало лучшим.Те, кто говорят, что ежедневная пресса умирает,лукавят. Такие заявления свидетельствуют об их собственной профессиональной несостоятельности. И не более того.На страницах «РГ» много материалов о культуре,немало текстов на социальные темы. Не хватает информации о политике на региональном уровне, о том, что власть делает для того, чтобы людям жилось
лучше.
ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс»
Тексты в «Деловом Петербурге» отличаются краткостью и информативностью. Если «ДП» и проигрывает «Ведомостям» в глубинном анализе, то по оперативности именно это издание займет первое место среди конкурентов.
Дмитрий Грозный, исполнительный директор газеты «Деловой Петербург»:
— Оборот издания в 2007 году составил 539,9 млн. рублей. По подсчетам «Гортиса», «ДП» занимает
примерно 1—2 место в Петербурге по сборам за рекламу и объему рекламных объявлений. Аудитория каждого номера — 125 000 (TNS Gallup).
Выпускать «ДП» выгодно: иначе наши учредители — шведский издательский концерн Bonnier — не содержал бы «ДП». Впрочем, Bonnier газету не содержит, а зарабатывает на ней.Что ждет ежедневную прессу? В глобальном, внекризисном смысле — падение интереса к печатным СМИ, перетекание аудитории в Интернет (при этом, конкретно у газеты «Деловой Петербург» растет тираж, сборы от рекламы и число подписчиков). Бумажное издание никогда не угонится за Интернетом в области оперативности информации, поэтому обязано выигрывать в качестве. Если, конечно, хочет хорошо жить и развиваться. Кроме того, никто не отменял золотое правило «раскладывать яйца по разным корзинам». Другие «корзины», в первую очередь, — это различные Интернет-проекты. Интернет не заменит печатные СМИ хотя бы потому, что по сборам рекламы к «ДП» в Петербурге близко не приближается ни одно Интернет-издание,и ни один еженедельник. В Питере нет аналога The New York Times, в первую очередь, из-за чрезвычайной централизации России: в нестоличном городе не может появиться самая авторитетная газета страны. 99% главных ньюсмейкеров живут в 650 км от Петербурга.
«Балтийская Медиагруппа»
Я помню взлет издания «Невское время» на заре перестройки. Собственно, оно и появилось благодаря этой самой заре. В нем в разное время работали лучшие городские перья, в нем печатали много острых, полемических материалов. Публикациями в «Невском времени» гордились и известные столичные журналисты. Все это, к сожалению, в прошлом. Впрочем, став одним из активов «Балтийской медиагруппы», «НВ» приобрело современный вид.
Ее главный редактор Михаил Иванов отрицает слухи об убыточности издания:
— В последний год издание стало распространяться в Москве и на Северо-Западе. Целевая аудитория
— мужчины от 40 лет — те, кто принимает решения.«Невское время» — ежедневное издание — так сложилось исторически. По моему мнению, общественно-политическая газета должна быть ежедневной. Ведь в другом режиме невозможно отслеживать то, что происходит каждый день, реагировать на события, быть, так сказать, «на острие». «Невское время» — газета не прибыльная и не убыточная,ежегодно она выходит примерно «в ноль».
Вообще, ежедневных изданий слишком много -их должно быть гораздо меньше. Их число может сократиться за счет закрытия «слабых» изданий. В каждом большом городе должно быть, как на Западе: две местных ежедневных газеты плюс федеральные издания. Больше рынку и не нужно!
Хотелось бы, чтобы питерская ежедневная общественно-политическая газета соответствовала своему статусу: была острой, злободневной, интересной, толстой. Чтобы качество печати было высокое.Не секрет, что многие ежедневные издания влачат жалкое существование, живя на дотации. Производительность труда их сотрудников не растет. А зарплаты увеличиваются, вместе с ростом денежной массы. Ежедневные печатные издания хоронить рано. Интернет их не заменит: на экране читать неудобно. Трудно придумать удобную структуру сайта. Например, в Греции совершили неудачную попытку перевода ежедневных СМИ в Интернет — народ ее не принял. Так что ежедневной прессе уготована долгая жизнь. Только остаться должны сильнейшие. Кроме «НВ», «Балтийской медиагруппе»принадлежит и еще одно спортивное издание, правда, без долгой «советской» истории — «Спорт день за днем». Руководит им шахматный тренер Владислав Бачуров. Издание позиционируют как первую в России ежедневную полноцветную федеральную газету о спорте.
Владислав Бачуров, главный редактор:
— Есть такие, как недавно нам еще казалось, необходимые вещи, про существование которых наши дети уже не знают. Ежик для мытья молочной бутылки. Канцелярские счеты. Пейджер. Есть вещи, которые раньше стояли в каждой квартире, а теперь лишь у тех, для кого это или работа, или хобби — швейная машинка, проигрыватель для виниловых дисков. И еще остались совершенно нефункциональные старые штуки, которыми, несмотря ни на что, продолжают пользоваться — наручные механические часы, например.К какой категории можно отнести газету? Новости я слушаю в машине по дороге на работу по «Эху Москвы». Проглядываю их на новостных лентах в Интернете. Газета в оперативности, безусловно, проигрывает. Глянцевые журналы и еженедельники гораздо привлекательней для рекламодателя. И картинки там выглядят повеселее. И тексты пообстоятельнее. И интервью посодержательнее. И по формату, и по времени подготовки газета и здесь проигрывает.А уж по расходам с газетой ничего не сравнится.
И типографии платить нужно за ежедневную печать, и штат для «ежедневки» огромный содержать, а доходы от розницы после всех усилий получаешь в итоге незначительные (за исключением таблоидов типа «Комсомолки» или «Твоего дня», которые я все-таки вывожу за рамки дискуссии по понятным причинам). Результат матча известен. Вчера мы все вместе его смотрели. Зачем же с утра покупать газету? Комментарии участников, оценки специалистов, интервью.Пережить еще раз на свежую голову. Обсудить. Сравнить с мнением экспертов. И это все — на следующий день, а не через неделю, когда выйдет журнальчик. Заметьте, что интервью тренеров и игроков появляются в Интернете почти всегда со ссылкой на ежедневные спортивные газеты. Потому что их берут именно газеты, а плодами работы журналистов ежедневных газет пользуются Интернет-сайты. Но у Интернета уже другая функция -обсудить прочитанное.
Любая газета — это локомотив издательского дома. Локомотив только топливо жрет, а вот вагончики очень доходны, люди в них билеты покупают. Но вагон без паровоза — никуда. Спортивная газета — проект не только коммерческий. Мы рассчитываем, что спорт станет гораздо более привлекательным и для читателей, и для рекламодателей, и для спонсоров. Пока же, к примеру, ни один профессиональный футбольный клуб в России не является рентабельным.
ОАО «Издательский дом «Санкт-Петербургские ведомости»
«Санкт-Петербургские ведомости» (в прошлом «Ленинградская правда») — издание, которое сопровождает наш город не один десяток лет. Концепция его такова, что оно всегда устраивает и власти, и многих горожан. Подписка на эту газету -обычный атрибут представителей старшего поколения нашего города. Впрочем, Сергей Слободской, глава издания, утверждает, что люди старшего и среднего возраста — не более 30_40% аудитории этой ежедневной газеты. Главная же часть читателей «Санкт-Петербургских ведомостей» — вожделенные для любого издателя платежеспособные и самостоятельные люди в возрасте от 30 лет.
Сергей Слободской, генеральный директор и главный редактор ОАО «Издательский дом «Санкт-Петербургские ведомости»: — 95% тиража нашего издания распространяется по подписке. Оборот издания в прошлом году составил 50 013 000 рублей (за десять месяцев нынешнего года — 43 355 000 р.). В среднем, 60% оборота составляют средства, полученные от рекламы, 35%- это подписка и 5% — средства, полученные от продаж в рознице. У «Санкт-Петербургских ведомостей» на протяжении многих лет сложился постоянный круг читателей. Не секрет, что среди них есть люди среднего и старшего возраста, выписывающие газету десятилетиями. Эта аудитория не составляет большинства среди читателей газеты (ее доля — порядка 30_40%), но, тем не менее, она значительна.
В основном, наши читатели -это экономически и социально самостоятельные люди в возрасте от 30 лет, в том числе руководители предприятий и специалисты. Формирование целевой аудитории определяется развитием газеты как серьезного консервативного общественно-политического издания, поддерживающего традиционные нравственные и культурные ценности. Для этого газета максимально расширяет блоки аналитических публикаций, комментариев по вопросам политики, экономики и культуры, обеспечивает предельно широкий охват значимых событий городского уровня. Почему издание ежедневное? Так сложилось исторически.
Развитие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» проистекает из самой ее истории. Основанная еще в 1728 году петербургской Академией наук, она долгое время была единственной в России (и, разумеется, в Санкт-Петербурге) регулярной газетой. «Санкт-Петербургские ведомости» — это бренд, значимость которого ни в коем случае нельзя сводить исключительно к экономическим показателям.Это издание, верность которому читатели доказывали десятилетиями. Тем не менее, в настоящее время для того, чтобы удерживать внимание аудитории, приходится вкладывать немало сил. Ведь кто-то «уходит» в Интернет, чье-то внимание переключается на многочисленный глянец или «желтую» прессу... Но, так или иначе, у качественных, серьезных изданий всегда будет своя целевая аудитория, способная оценить работу настоящих профессионалов. А они у нас есть.
Основные проблемы ежедневных изданий:
— монополизм сетей распространения (киоски,магазины), а также бюрократизация почты и системы подписки;
— конкуренция со стороны Интернет-СМИ(последние новости проще получать из сети в режиме on_line);
— отсутствие хороших журналистов, авторов (газетные тексты должны быть хорошо написаны — иначе газету не будут читать);
— падение интереса к разносторонней и критической информации со стороны общества.
Основные перспективы развития ежедневных изданий:
— улучшение качества текстов;
— открытие специализированных вкладок по типу Helsingin Sanomat.
Смерти не будет, если ежедневная газета будет поставлять читателям качественный текст. Сейчас именно в
этом проблемы: у изданий нет авторов, которых бы читали специально, как это происходит в Финляндии, Эстонии. Там, при всей развитости Интернета (там он на гораздо более продвинутом уровне, нежели в России) печатную прессу читают. У нас уходит авторская журналистика, заменяемая «переписчиками» в стиле англо-сак сонской прессы. Теперь есть «репортеры», но нет «райтеров» — и это основная проблема.
Питерские «филиалы» московских изданий отличает нежелание учитывать местную специфику, культуру, традицию. Попытки навязать «общероссийские лекала». Газеты безлики, местный контент представлен, как правило, криминальными новостями и «желтухой».Получается, что о Петербурге в этих изданиях ничего нет.
Есть два вида ежедневных газет: газеты вчерашних новостей и газеты мнений. Сейчас многие ушли в новостную сферу, где однозначно проигрывают Интернет-изданиям. А чтобы сделать газету мнений и аналитики, нужны квалифицированные журналисты. К сожалению, на это не закладываются средства в бюджетах изданий.
Плохо освещаются события культурной жизни, история Петербурга и региона, экономика (в виду отсутствия специализированных по отраслям журналистов), политика (в виду общей цензуры).
От редакции
Все представители ежедневных газет, рассказывая о своих изданиях, в один голос утверждают, что дела
у них идут хорошо, в крайнем случае — газета «выходит в ноль».Не спорю — среди опрошенных есть
действительные лидеры рынка. Но со стороны все же положение большинства ежедневных изданий выглядит не так оптимистично- в основном, независимые топ-менеждеры современных питерских еженедельников и ежемесячников, которые имеют опыт работы и руководства в «ежедневке», говорят о ее откровенно плачевном состоянии. Аналога The New York Times у нас пока нет. Да и не предвидится.
«Медиажурнал»
Powered by ScribeFire.
Комментариев нет:
Отправить комментарий