21.10.2009

Журналистика расследований: 2.0

Век Интернета не оставил без изменений и журналистику расследований: в старые времена расследователь работал в одиночку, весь его арсенал состоял из записной книжки или диктофона - сейчас журналисты объединяются в региональные и международные сети, они активно используют современные технологии и инструменты, которые в корне изменили качество репортажей.
«Устоявшийся стереотип: образ одинокого волка, который работает в коморке на краю света – уже давно не соответствует действительности», - утверждает Марина Уокер Гевара из Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ). Редактор IJNet встретилась с ней на прошлой неделе в вашингтонском офисе этой организации.

Недавно ICIJ провел расследование незаконной торговли табаком: в расследовании приняли участие 22 репортера из 14 стран, живущие в 12 часовых поясах. Неудивительно, что такой серьезный журналистский коллектив справился с расследованием «поддельного товара в Китае, подпольных фабрик в России, резерваций индейцев в штате Нью-Йорк и милитаристов в Пакистане и Северной Африке», как сообщает вебсайт ICIJ.
В течение 13 месяцев, пока шло расследование, журналисты пользовались защищенным онлайновым ресурсом: они общались, отправляли документы, фотографии, видеоматериалы и помогали друг другу редактировать материалы.
Конечный результат всей этой кропотливой работы – репортаж «Подпольный табак» - вскрывает многомиллиардный нелегальный бизнес, который тесно переплетен с преступностью, коррупцией, терроризмом и нанесением вреда здоровью людям, живущим в очень далеких друг от друга странах. Репортаж представлен в виде мультимедийного материала, включающего официальные данные, показания свидетелей и видеосъемки, подготовленные репортерами ICIJ.
Такие репортажи, как «Подпольный табак», требуют многомесячной, а иногда и многолетней подготовительной работы, проведения исследований и участия большого количества журналистов. Как правило, такие коллективы многонациональны. По словам главного редактора проекта ICIJ «Подпольный табак» Дэвида Каплана, репортерам сейчас намного легче организовать эффективную работу над такими проектами, чем когда бы то ни было.
«Журналистика расследований стала глобальной», - говорит Каплан, - «она распространилась в такие уголки земного шара, где ее никогда не было, и где репортера запросто могут убить за такой репортаж».
В то время, когда газеты стремятся сократить расходы, на помощь приходят общественные некоммерческие организации: первые три такие организации, осуществляющие помощь журналистам, ведущим расследования, были организованы в США: Фонд журналистики расследований (1969), Репортеры и редакторы журналистских расследований (1975) и Центр журналистики расследований (1977).
Сейчас по всему миру функционируют 50 таких организаций, более половины из них были организованы позднее 2000 года. Глобальная сеть ICIJ состоит из 100 журналистов, живущих и работающих в 50 странах: такие сети сейчас активно расширяются и помогают репортерам в проведении международных расследований. Такие местные и региональные центры как «Арабские репортеры за журналистику расследований», «Румынский центр журналистики расследований» и «Форум африканских репортеров-расследователей» (FAIR), помогают журналистам сотрудничать в подготовке репортажей, нахождении нужных связей, организации конференций, тренингов и других видах деятельности. FAIR сейчас спонсирует первую в Африке серьезную конференцию по журналистике расследований: она состоится в конце месяца в Йоханнесбурге.
В августе на Латиноамериканской конференции по вопросам журналистики расследований были вручены награды за две серии репортажей, посвященных коррумпированным чиновникам в Бразилии и отмыванию денег, организованному католической церковью в Коста-Рике – Эти материалы были подготовлены в странах, в которых нет традиций журналистики расследований.
«Учитывая, какую большую роль играет католическая церковь в обществе Коста-Рики, это было очень непростое задание», - говорит Гевара.
В странах с самой репрессивной по отношению к репортерам медиасредой журналисты находят способы проводить журналистские расследования, освещать скользкие темы – такие как финансовые, проблемы потребителей, проблемы системы здравоохранения и окружающей среды. По словам Каплана, «В Китае нельзя критиковать Коммунистическую партию, но можно писать о коррупции на локальном уровне».
Китайский журнал Caijing позиционирует себя как флагман журналистики расследований в регионе, часто публикуя материалы о финансах и расследованиях финансовых махинаций. В Сирии организация «Арабские репортеры за журналистику расследований» спонсирует освещение темы качества продуктов питания.
"Главное - это создать методологию, вырастить поколение репортеров, обученных, как готовить подобные репортажи", - считает Каплан, - "А остальное приложится".
Даже в тех странах, в которых есть независимые СМИ, проводить журналистские расследования совсем непросто. В случае с проектом "Подпольный табак" языковые и культурные различия, работа в разных часовых поясах а также технические проблемы создавали много препятствий для проведения международного расследования. Кроме того, по словам Каплана, в разных регионах журналистов учат по-разному, у них очень разный уровень подготовки, стили репортажа и стандарты.
"Например, скрывать, что Вы журналист, и выдавать себя за другое лицо - большая редкость в США", - объясняет руководитель проекта, - "в то же время, во многих странах это единственная возможность провести журналистское расследование".
В Китае, Пакистане и России наши сотрудники скрывали, что они журналисты: так удалось снять кадры, показанные в финале мультимедийного репортажа, а в некоторых случаях они снимали скрытой камерой размером с пуговицу. В Китае репортер ICIJ Те-Пинг Чен выдавал себя за контрабандиста из Амстердама. В той части Южной Америки, где пересекаются границы Парагвая, Бразилии и Аргентины, репортеры делали снимки из машин с помощью поляризованных линз.
Такие видео и аудиоматериалы - очень важное дополнение к текстам репортажа "Подпольный табак": онo предоставляет читателям возможность получать информацию разными способами. В дополнение к 18 текстовым сюжетам проект включает аудиоматериалы и фотографии парализованного контрабандиста из Эль Пасо и бывшего агента ФБР, который представлялся членом итальянской мафиозной группировки. На видео Вы увидите подпольную сигаретную фабрику в России (см. ниже) и закулисные детали китайской торговли. На интерактивной карте зрители увидят маршруты, по которым пересылается контрабандный товар, производство контрабандных сигарет и ключевые пересылочные пункты.  В разделе "Источники" Вы найдете ссылки на дополнительные источники информации.
По словам Чена, материал репортажа очень сложный, сложные действующие лица, поэтому мультимедийный компонент проекта был сразу задуман как основной.
"Это всегда испытание для журналистов, ведущих расследование: получить поток информации - в данном случае это черный рынок сигарет стоимостью 600 миллиардов долларов США - и представить материал в таком виде, чтобы в нем мог разобраться человек, сидящий перед экраном компьютера", говорит Чен.
На вебсайте проекта "Подпольный табак" читатели увидят традиционные статьи и отчеты размером 4-5 тысяч слов, написанные в традиционном стиле журналистских расследований. Этот материал переведен на многие языки и перепечатан газетами по всему миру, имеется также отчет в электронном виде.
"Технологии - это огромные новые возможности, поэтому мы постарались максимально их использовать [в проекте], но самая важная часть проекта - это, конечно, репортаж и то, что репортеры ICIJ действительно владеют материалом, знают источники информации, они могут открыть все эти двери", - говорит Гевара.
У самого Каплана более 30 лет опыта работы в журналистике расследований по всему миру, он считает, что технологии позволяют журналистам "уравновесить силы", так как они восполняют потерю многих других источников.
ICIJ сейчас работает над расширением проекта UJIMA Project - это коллекция баз данных, документов и другой информации об африканском регионе. Когда проект станет глобальным, журналисты по всему миру смогут получать информацию об иностранных агентах, документы о продаже оружия, контракты строительства, данные ООН и многое другое с помощью обычного поиска в Интернете.
"Редакции уменьшаются, и мы лишаемся многих источников, которые у нас были раньше. Что у нас появилось - так это прекрасные инструменты и техники, которых раньше не было".
В прошлом месяце за проект "Подпольный табак" ICIJ наградили наградой им. Найт-Баттен "За инновации в журналистике" в Вашингтоне. Репортаж поднял вопросы о контрабанде табака перед такими организациями как ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и представительствами разных стран.
Даже после изобретения новых технологий и их применения в журналистике расследований этот вид журналистике продолжает базироваться на тех же принципах, на которых он был изначально построен. Каплан считает, что это систематическое мышление, поиск различных источников информации, официальная информация, интервью и путь по следу: следы людей, следы денег, поиск ответственных.
Он сравнивает журналистов, ведущих расследование, с "хорошими полицейскими и честными прокурорами", которых мотивирует идея "оставить этот мир чуточку в лучшем виде, чем тот, в котором они его узнали".
"Мы зарываемся очень глубоко в материал, в сложный материал, и пытаемся узнать, насколько люди, обладающие большой властью, пользуются этой властью ответственно. Именно это мы и расследуем".
Джессика Вейс, редактор IJNet
Источник:  IJNet

Комментариев нет: