14.10.2009

Дмитрий Мартынов, Александр Оськин: Печатные СМИ в условиях кризиса. Зарубежный опыт

На рынках прессы Западной Европы и Америки все происходит чуть раньше, чем в России. Эти рынки раньше почувствовали и влияние мирового финансового кризиса. В результате, произошла существенная перестановка сил в этой относительно стабильной сфере бизнеса.

Сегодня главная цель издателей газет — всемерное сокращение издержек. Не меньшее внимание издатели уделяют и поиску новых источников дохода. Кризис толкает их на весьма рискованные шаги. Например, повышение отпускных цен. Пока издатели усиленно пытаются балансировать между аудиторией и рекламодателем.

Кризис коснулся и отрасли распространения СМИ. Чтобы выжить, распространители тоже идут на крайние меры, оказывая давление на издателей. Так, в конце прошлого года американский издательский дом Bauer поддался на уговоры оптовиков поднять цену: они смогли убедить руководство компании, что работа с изданиями ценой меньше $2 экономически нерентабельна. Bauer поднял цену на издания о знаменитостях на 50%, доведя ее, таким образом, до $2,99. Более того, на остальные издания компания подняла цену на 19%. Все основные журнальные издатели последовали примеру Bauer.

Еще беспощаднее, чем прежде, распространители и ритейлеры стали относиться к низкорентабельным изданиям. Так, сеть WalMart сократила ассортимент на 1000 журналов. Под сокращение попали издания, продающиеся небольшим тиражом.

Дистрибутор Anderson News (20% рынка распространения журналов в США) уведомил издателей, что с 1 февраля 2009 г. они должны будут платить 7 центов за каждый экземпляр, поставленный в магазин. При этом издателям придется заплатить не только за проданные копии, но и за ремиссионные. Напомним, что в США в рознице продается лишь 38% поставленных журналов. Отказавшиеся издатели будут исключены из списка поставщиков компании. Эта мера позволит Anderson News получить дополнительные $200 млн. Вслед за Anderson News другой оптовик — Source Interlink — заявил о повышении комиссии на поставленные журналы в розничные точки продаж, и абсолютно на тех же условиях.

И профессиональное сообщество, и государственные органы власти понимают, что рынок прессы сегодня отчаянно нуждается в помощи. Уже упоминавшаяся испанская АЕЕРР попросила свое правительство разработать четкий и упорядоченный механизм, который позволил бы читателям подписываться на газеты и журналы в почтовых отделениях по сниженным ценам.

Правительство Франции решило помочь своим издателям и предложило молодежи, 18-летним французам, бесплатную подписку на одну любую газету по своему выбору. Государство компенсирует газетам расходы по доставке в рамках данной программы. Также президент Саркози пообещал снизить налоги для распространителей печатной прессы и вдвое увеличить государственный фонд, предназначенный для покупки рекламных площадей в газетах.

Работа по преодолению кризиса зарубежными коллегами ведется во всех направлениях. Можем ли мы что-то применить из их наработок?

Очевидно, что осознание экономической нерентабельности работы с изданиями, отпускная цена которых ниже себестоимости, в условиях сокращения рекламных доходов должно радикальным образом изменить рынок. Как показывают исследования и опыт, по-настоящему массовому и востребованному изданию повышение цены — не помеха, однако в условиях снижения покупательной способности читателей, возможно, этот шаг следует отложить.

На первый взгляд, идея французского президента о подписке для молодежи хороша. Однако на деле оказалось, что эта мера привела к сокращению объемов платной подписки (ведь молодые французы часто живут с родителями), и семьи стали читать только бесплатные экземпляры детей. На наш взгляд, из этой инициативы хорошо бы взять на вооружение тот факт, что государство помогает доставлять подписные издания. Во всяком случае, нам никак нельзя допустить, чтобы «Почта России», как ее американские коллеги, повысила тарифы на доставку.

Простой переход в интернет (и мы уже не только видим это по опыту зарубежья, но и чувствуем на себе) не может сколько-нибудь ощутимо помочь печатному изданию выжить в трудные времена.

Надо думать над тем, как не только привлечь аудиторию к сайту издания, но и как убедить ее платить за пользование контентом, который все привыкли получать бесплатно. Возможно, выходом станет создание дополнительных сервисов для пользователей, совместные акции с рекламодателями, предлагающие скидки читателям электронных версий.

Не лишней была бы и помощь отрасли со стороны государства. Возможно, введение сквозного льготного НДС (в размере 5%) для всех этапов производства и распространения печатной продукции. Сейчас это 18% на подписку и 10% — на розницу. Жизненно важно вернуть ЕНВД для малых и средних предприятий распространения прессы, которые с начала этого года стонут под обрушившейся на них налоговой тяжестью. Необходимо урегулировать проблему со списанием нереализованных тиражей — увеличить возможность списания прессы без налогообложения хотя бы до 50%. И очень важно, чтобы киоски можно было ставить просто, без согласования у бесконечного ряда чиновников.

Дмитрий Мартынов
Александр Оськин

Источник: Журнал «Новости СМИ» №18

Комментариев нет: