20.10.2009

Лети с приветом, вернись с ответом. Без реорганизации почты пропасть между государством и гражданами станет непреодолимой

9 октября был праздник — Всемирный день почты. Генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселёв выступил в «Российской газете» с «торжественной» речью, в которой сказал, сколь больших побед добилось российское почтовое ведомство и какие чудесные прорывы нас ожидают в будущем. Но при этом нам сложно оценить оптимизм генерального директора, поскольку мало кто из нас сталкивается с отечественной почтовой связью.

Молодое поколение имеет смутное представление о том, как исписать от руки листок, вырванный из ученической тетради, вложить его в конверт, надписать адрес, в котором нет места значку @, и засунуть его в ящик — не гугловский, не яндексовский и не хотмейловский, а железный, выкрашенный синей нитрокраской. В общем, дикость какая-то.
А между тем ФГУП «Почта России» — это громадная империя, в которой работает 415 тыс. человек. Ежегодно по её каналам распространяется 1,4 млрд писем, 38 млн посылок и 188 млн денежных переводов на сумму 324 млрд рублей.
И при таком размахе (10 ежегодных писем на каждого гражданина России, включая младенцев и неграмотных!) эта бурная жизнь унитарного предприятия проходит мимо нас стороной. Как же так?

Ответ хоть и парадоксален, но очевиден: «Почта России», несмотря на её уставные документы и заявления стремительно сменяющих друг друга генеральных директоров данного ФГУП, обслуживает не граждан России, а государство.
И её данное положение вполне устраивает. Потому что её руководство вполне комфортно существует в условиях, когда нынешний долг унитарного предприятия по кредитам, составляющий 14 млрд рублей, в полтора раза превышает размер его активов. Как говорил Жванецкий, «нормально, Георгий, отлично, Константин!».
И государство вынуждено с этим мириться. В этом году лишь кризис помешал преобразовать «Почту России» в госкорпорацию и выдать ей из бюджета 209 млрд. Ну а без государственных вливаний какая может быть госкорпорация?
Дело в том, что почтовая инфраструктура необходима государству для того, чтобы напрямую обращаться к каждому гражданину. Рассылать повестки, уведомления, приглашения на выборы, напоминания, квитанции на оплату ЖКХ, штрафы, предвыборные поздравления ветеранов с Днём Победы от мэров и губернаторов… Если этого не делать, то государство утратит одну из важнейших своих функций — налаживание и поддержание, условно говоря, индивидуализированных контактов с каждым гражданином.
И эта функция является губительной для почты в экономическом отношении. Рассылка писем является убыточной деятельностью. Поскольку государство строго следит за тем, чтобы чрезмерно высокие тарифы не препятствовали нормальному функционированию делового бумагооборота, который на 87% состоит из заказных отправлений бюджетных организаций: Пенсионного фонда, судебных, налоговых и прочих фискальных организаций. Из оставшихся 13% значительную часть отъедают бизнес-структуры. Банки оповещают своих клиентов о новых видах вкладов, торговые фирмы рассылают каталоги, компании гоняют туда-сюда договоры, протоколы, акты… И сущие крохи приходятся собственно на тех, кого и должно обслуживать государство, — на частных граждан. Вполне понятно, что в нынешних условиях, как технологических, так и социальных, характеризующихся резким сокращением родственных и дружеских связей, гражданам эта услуга не слишком и нужна.
Аналогичная ситуация складывается и с отправкой посылок, которые были популярны в эпоху тотального дефицита, когда фанерные ящички, пересылаемые по почтовым каналам, играли роль натурального обмена. Из деревни в город слали сало и вязаные шерстяные носки и варежки, в обратном направлении шла мануфактура, а отпускники направляли домой с Черноморского побережья виноград и груши. Сейчас, когда мы наконец-то дожили до товарно-денежных отношений, такого рода пересылки — чистый атавизм.
Однако ФГУП «Почта России» предоставляет ещё целый ряд услуг, как исторически сложившихся в этой структуре, так и новых для неё, основанных на современных технологиях. Причём эти услуги вполне востребованы и могли бы компенсировать финансовые потери на письменных отправлениях, а то и способствовать получению прибыли.
Начнём с современных технологий. У «Почты России» есть проект «КиберПочт@», который предполагает предоставление услуг по компьютеризации населения. Всяк желающий может прийти в почтовое отделение, оснащённое компьютерами, и с помощью инструктора научиться нажимать клавиши и кликать мышкой. Можно отправить электронное письмо. Распечатать на принтере текст. Записать нужные файлы на диск. Можно, в конце концов, усесться перед монитором и погулять по Всемирной паутине.
Однако эта, несомненно, полезная услуга популярностью не пользуется. Компьютерные залы пустуют. А иначе и быть не может. В прейскуранте значится, что за работу на компьютере без выхода в интернет надо платить 1 руб./мин. Работа в интернете стоит 3,25 руб./мин. В час получается почти 200 рублей. То есть за такие деньги можно месяц пользоваться выделенным каналом. Понятно, что сумасшедших юзеров на почту приходит крайне мало.
В связи с этим парадоксом в сумасшествии можно заподозрить маркетологов головной конторы «Почты России», благодаря которым тысячи компьютеров по всей стране (в почтовой службе организовано 20 тыс. компьютерных залов), за которые заплачены громадные деньги, просто стоят на столах и ржавеют.
Однако это не сумасшествие, а синдром монополиста. В «Почте России» все убеждены, что за счёт колоссальных потерь на рассылке писем получение прибыли невозможно. При этом потери пытаются скомпенсировать, выстроив не реальную, а идеальную бизнес-модель, при которой при неком гипотетическом стечении обстоятельств можно было бы получить как можно больше доходов. Ну, например, закроют, как казино, все интернет-кафе, запретят покупку компьютеров частным лицам, все юзеры так разбогатеют, что для них не составит проблемы платить по 100 рублей за минуту… А то, что такая тарифная стратегия не работает, тоже нестрашно, поскольку государство в очередной раз погасит накопившиеся долги. Нормально, Григорий, отлично, Константин!
Несколько лучше обстоят дела с проектом «КиберДеньги», реализующим денежные переводы между отделениями почтовой связи по цифровому каналу. По объёмам пересылок внутри страны «Почта России» занимает лидирующее положение, опережая такие системы электронных переводов, как Contact, «Анелик», Unistream, Migom (с трансграничными переводами ситуация иная, здесь «КиберДеньги» замыкают пятёрку сильнейших).
Однако это временный успех, обусловленный наследием «проклятого социализма». Дело в том, что бывшего советского человека, которому уже за пятьдесят, ноги по инерции сами несут в Сбербанк и на «Почту России». Но к Сбербанку государство клиента привязывает насильно, например за счёт перечисления пенсий именно в этот банк. С почтой всё проще и драматичнее. Лет через десять, если ничего не изменится, «КиберДеньги» лопнут. Поскольку процентный сбор за эту услугу на нижних ставках достигает 9%. В то время как у конкурентов эта цифра лежит в пределах от 0,5 до 1,5%. К тому же «КиберДеньги» ходят по каким-то сильно запутанным и тормозным маршрутам — отправленные «по проводам» деньги можно получить лишь через трое суток… В общем, финал этой программы предугадать несложно.
Всё это приводит к убыткам, которые покрываются из госбюджета. И если не провести серьёзную реорганизацию почтового ведомства, то наступит момент, когда государство просто не потянет этот неподъёмный груз.
Можно ли работать по-иному?
Оказывается, можно. И пример такой работы демонстрирует почтовое ведомство США — USPS. На поверхностный взгляд оно ещё больший динозавр, чем «Почта России», — в нём работают почти 800 тыс. человек. То есть вдвое больше. И набор услуг там совершенно архаичный, такой, каким был и 200 лет назад: лишь доставка писем, бандеролей и посылок. И ничего более. И это тоже вполне федерально-унитарная организация: USPS — это независимое агентство федерального правительства США. Но при этом его ежегодная чистая прибыль (не убыток!) приближается к 3 млрд долларов.
Этот парадокс объясняется множеством обстоятельств. К ним относится даже высокоточная реклама, побуждающая американцев рассылать к праздникам бумажные поздравительные открытки. И высокий статус совета директоров, в который входят 11 человек, назначенных правительством и утверждённых сенатом. И популярность главного почтмейстера страны, граничащая со славой. И гибкая тарифная политика, которая не даёт возможности бюрократическим структурам на халяву перегружать почтовую сеть дармовыми массовыми рассылками. И высочайшая степень автоматизации процессов упаковки, сортировки и доставки корреспонденции. И операции с ценными бумагами.
И ощутимых экономических успехов USPS добивается притом, что у неё есть два серьёзных конкурента федерального масштаба. Хоть, конечно, федеральное правительство и создаёт своему агентству ряд преимуществ. Например, доступ к почтовому ящику имеет лишь служащий USPS. Посягательство на это право является уголовным преступлением. В наших реалиях это означает, что всякий, кто засунул в ящик какую-нибудь бесплатную рекламную газетёнку, является преступником.
Так что ещё одна составляющая успеха USPS — чрезвычайно высокий статус его сотрудников. В России, где почтальон в среднем получает 7 тысяч, в это трудно поверить.
Владимир Тучков
Источник:  Частный Корреспондент

Комментариев нет: