05.10.2009

Обзор событий медиарынка

Сентябрь 2009
Традиционный ежемесячный обзор составлен на основании рейтингов новостей, ежедневно размещаемых на MediaGuide.ru. Источниками новостей служат пресс-релизы, получаемые нами от центральных и региональных издательских домов, компаний-производителей товаров и услуг, рекламных и PR-агентств, общественных организаций, компаний-распространителей печатной продукции, полиграфических комбинатов, а также печатных и Интернет-СМИ. Рейтинг новостей формируется на основе подсчёта количества обращений пользователей сайта на ту или иную новость за одну неделю, а затем и за целый месяц. Ежемесячное количество новостей на нашем сайте колеблется в пределах 500. Число подписчиков — 5500 чел. Не без гордости заметим, что всегда в топ-10 попадают проекты MediaGuide.ru, а именно: «Российские издательские дома: успехи и поражения», обзоры событий медиарынка, эксклюзивные интервью с представителями медиакомпаний, а также сами рейтинги топ-10 новостей медиарынка. Из соображений профессиональной этики мы не рецензируем собственные материалы и не упоминаем их в ежемесячных обзорах важнейших новостей.

Центральные и региональные СМИ
Сентябрь был отмечен рядом судебных разбирательств.
«Российская газета» подала в суд на «Комсомольскую правду». РГ требует 15 млн рублей в качестве возмещения ущерба, понесенного из-за нарушения исключительных прав.
В «Российской газете» заявляют, что «Комсомольская правда» трижды неправомерно перепечатывала ее материалы. Речь идет о двух интервью — председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина и министра обороны Анатолия Сердюкова — и письме мэра Москвы Юрия Лужкова. Генеральный директор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, в свою очередь, заявил, что его газета лишь процитировала отдельные фразы из интервью и письма, что разрешено законодательством о СМИ.
В Арбитражном суде Москвы зарегистрирован иск ЗАО «Интермедиагруп» к ООО «Теленеделя». Первая компания издает телегид «Антенна-Телесемь», а вторая — журнал «Теленеделя». «Теленеделя» запустила в Нижегородской и Самарской областях телегид под названием «Теле7». Председатель совета директоров «Интермедиагруп» Виктор Шкулев заявил, что эта торговая марка наряду со словом «Телесемь», написанным прописью, зарегистрирована его компанией. В свою очередь гендиректор «Теленедели» Михаил Земтин заявил, что права конкурентов нарушены не были. По его словам, издающийся на Волге журнал называется «Теле7. Для всей семьи», а «Интермедиагруп» обладает правами на товарные знаки, отличные от этого.
Издательский дом «ИнтерМедиаГруп. Урал» обвинил журнал «Теленеделя для всей семьи. Екатеринбург» в завышении информации о тираже. Нарушение ЗАО ИД «Телемир» выразилось в умышленном завышении тиража в выходных данных журнала с января по май 2009 года путем присоединения тиража газеты «Телемир Тагил» к собственному тиражу издания. С подобным заявлением ИД обратился в Управление Россвязькомнадзора по Свердловской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Свердловское УФАС России признало ЗАО издательский дом «Телемир», который издает журналы «Теленеделя для всей семьи. Екатеринбург» и «Телемир Тагил», виновным в недобросовестной конкуренции и назначило административное наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей.
«Теленеделя Магадан» стала толще на 8 полос, увеличив свой объем до 76 полос. Увеличился и тираж издания — за полтора года существования проекта его рост составил 55%. Издатели журнала связывают подобные изменения с высокой популярностью издания в регионе.
Компания «ПрессХаус» опубликовала очередной рейтинг продаж периодической печати в сети минимаркетов прессы «Хорошие Новости» за август 2009г. Первые места в топах удерживают как женские, так и мужские издания. Среди них в тройку снова вошли Cosmopolitan mini, Glamour и Vogue, а также Maxim, Men’s Health mini и GQ соответственно. Аналогичная ситуация в газетном сегменте. Первые три места заняли «Аргументы и факты», «Спорт-экспресс» и «Комсомольская правда» (пятница). Картина с журналами общеполитического характера осталась прежняя — Forbes, РБК и Newsweek сохранили позиции в рейтинге продаж. В тематической группе «Досуг, увлечения, хобби» произошла ротация, однако лидерство на протяжении нескольких месяцев удерживает журнал Hello!. В группе изданий «О доме и саде» на второе место поднялся журнал об архитектуре и дизайне AD (Architectural Digest). В категории «Издания о технике» первое место занял журнал «За рулем». В рейтинге «Топ-10 по издательским домам» компания «Фешн-пресс» издательского дома Independent Media Samona Magazines, удерживает первое место уже второй месяц подряд, отодвинув на третье место лидера предыдущих месяцев ИД «Бурда».
TNS Media Intelligence обнародовала результаты рейтинга цитируемости печатных изданий за август. В топе-20 обосновались «Ведомости-Пятница» и «Твой день», журналы «Эксперт» и «Русский репортер» выбыли из двадцатки. В августе газета «Газета» сохранила свое место в топ-3, уступив лишь постоянным лидерам рейтинга «Российской газете» и газете «Известия».
Metro Москва наращивает аудиторию. По данным TNS-Россия «NRS-Москва, март-июль 2009», средняя аудитория за полгода составила 628 тысяч читателей, что на 42% больше чем в предыдущую волну декабрь—апрель 2009 года. Издание также отмечает, что по данным исследовательской компании, его аудитория стала более молодой и обеспеченной.
ИД «Комсомольская правда» наращивает рыночную долю. За первые 8 месяцев текущего года доля изданий «КП» на рынке газетной прессы выросла с 19,5% до 22,6%. «Советский спорт» упрочил свое положение на рынке спортивных газет и увеличил долю с 77% до 84%. Доходы обновленной «Телепрограммы» выросли почти в 2,3 раза. Доля «Комсомольской правды» на рекламном рынке газет увеличилась с 14,5 до 15,6%. В целом рынок газет за январь-август продемонстрировал падение на 15%; более всего упали продажи в специализированной (на 37%) и деловой (на 22%) прессе. Рекламные доходы изданий GI снизились менее всего — на 8% по сравнению с прошлым годом.
Согласно последним данным NRS-Россия (NRS-Россия, март-июль 2009/III), еженедельник «Футбол» увеличил аудиторию одного номера, которая составила 892 300 человек, что на 29 900 человек больше, по отношению к предыдущей волне NRS Россия — 2009/II.
Sportweek увеличил тираж со 100 до 120 тысяч экземпляров. Увеличение тиража связано с ростом популярности издания и количества точек распространения, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в городах-миллионниках. Кроме того ИД «Глобал Медиа Групп» намерен заняться целевым продвижением своего детища.
«Proспорт» начинает распространяться в цифровом виде. C сентября журнал можно приобрести в глобальном киоске периодических изданий Zinio.com. Компания Zinio специализируется на продаже электронных версий периодических изданий со всего мира. Главное преимущество подписки на электронную версию журнала заключается в том, что она значительно дешевле бумажной, а доставка нового номера осуществляется мгновенно после выхода журнала. Стоимость электронной версии журнала также дешевле бумажной и составит порядка 50 рублей. Кроме того, на Zinio.com для каждого читателя, оформившего подписку на журнал «PROСПОРТ», будет создана персональная страничка, на которой могут храниться все купленные им электронные номера журналов, благодаря чему жесткий диск компьютера останется свободным.
Журнал «Деловой квартал» обновил дизайн. Изменения коснулись как обложки, так и всего макета издания: он стал более лаконичным и современным. Реформы затронули и контент издания — теперь в каждом номере читатель найдет интервью с лучшими управленцами и бизнесменами, а также с ведущими чиновниками, отвечающими за экономическую политику региона.
С сентября журнал о современном искусстве Black Square выходит в новом формате. Журнал теперь ориентируется на прогрессивных жителей мегаполиса, которые интересуются современным искусством, модой, актуальной культурой и демонстрируют активную жизненную позицию. Изменениям внешним предшествовали изменения внутренние: в июне «Артмедиа Груп» поменяла редакционную команду журнала. Основная цель новой творческой команды — создать новаторский проект, рассказывающий о современном искусстве.
Журнал GQ назвал самых успешных и талантливых мужчин года. «Человеком года GQ» стал Константин Эрнст, представленный в номинации «Продюсер года». С полным списком победителей можно ознакомиться на нашем сайте.
Холдинг «Медиа3», объединяющий ИД «Аргументы и факты» и «Труд», а также газеты «Экстра М» и «Центр+», завершил внедрение централизованной мультимедийной производственной системы нового уровня Prestige от компании Atex в одном из своих медиаактивов. Нововведение позволяет создавать и распространять мультимедийный контент. Это первое в России внедрение такой передовой системы. Директор ЕМЕА компании Atex Патрик Венн отметил, «интерес к такого рода издательским системам уже начал выходить за рамки Западной Европы», теперь опыт заданых коллег с удовольствием осваивают в России и Украине. Система Prestige позволяет не только оптимизировать процесс создания газеты, облегчить связь московской и региональных редакций, но прежде всего это новый в шаг в направлении создания «Фабрики контента».
Питерское издание «Мой район» также не упустило случая похвастаться растущим объемом аудитории, она составила 798 000 чел., в то время аудитория одного номера «АиФ» в северной столице — 769 300 чел., а у Metro — 651 300 чел. В Москве, по данных TNS за март-июль, средняя аудитория одного номера выросла почти на 9% и составила 501 600 читателей. В декабре 2008 — апреле 2009 года этот показатель составлял 461 800 читателями. Совокупная аудитория в двух столицах превысила1,3 миллиона человек.
Компания TNS Gallup Media представила новые результаты исследования по проекту NRS-Россия 100+ (взрослое население крупных городов с количеством жителей более 100 тыс.) за период март — июль 2009 г. По данным исследования, еженедельная аудитория журнала StarHit составила 543,7 тысяч читателей по сравнению с 532 тысяч читателей по результатам предыдущей волны. По этому показателю StarHit обогнал Hello! (396,2 тыс. чел.) и ОK! (517,1 тыс. чел).
Журнал «Огонек» решил вернуться к прежней форме. С 14 сентября журнал издается в своем классическом увеличенном формате. По словам гендиректора издательского дома «Коммерсант» Демьяна Кудрявцева, больший формат позволит публиковать в журнале фотографии лучшего качества, а качественные фотоматериалы являются второй традиционной ценностью старейшего журнала России.
Журнал D' (Д-Штрих), который издает медиахолдинг «Эксперт», поменял концепцию, сделав упор на биржевую торговлю. В связи с этим в журнале появились новые рубрики. D' продолжит писать статьи об инфраструктуре финансовых рынков, брокерских услугах, стратегиях торговли, коллективных инвестициях (пифах), мировых рынках, макроэкономике, валютных рынках, облигациях, альтернативных инвестициях — IT венчурах. В новом D' останутся также статьи о недвижимости, бизнесе и обзоры рынка банковских услуг.
Увидел свет промо-номер еженедельника «Труд7», который распространяется в шести городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре. Спецтираж составил более 2 млн. Распространение промо-тиража еженедельника «Труд7» ориентированно на конкретную аудиторию. Акция позволит привлечь потенциальных читателей к еженедельнику.
ИД «Forward Media Group» выпустил первый спецномер журнала «Медведь», выход которого был подкреплен рекламной кампанией. В октябрьском номере журнала читателю представлены 100 самых знаковых взлетов и падений в политике, бизнесе, силовых структурах, медиа, культуре, консалтинге, спорте, литературе в период с 1999 по 2009 годы. Редакция журнала «Медведь» выбрала 100 представителей российской элиты, которые на протяжении последних 10 лет наиболее ярко проявили себя на своем поле деятельности.
Октябрьский номер журнала Elle вышел в двух томах. Личная жизнь и бизнес — главные темы октября. Две яркие контрастные обложки, два столь же ярких, полноценных журнала в одном месяце.
Очередная скандальная обложка появилась на привлавках киосков. Sex and the City пошел по стопам журнала «МСК.Собака.ru», чей майский номер дистрибьютры отказались распространять из-за слишком откровенного фото на обложке, и раздел для своей обложки Диму Билана. Поп-звезда предстанет перед читателями в образе французского дизайнера Ив Сен-Лорана, который в 1971 году сфотографировался обнаженным для рекламы совего первого мужского аромата. В Sex and the City учли опыт «Собаки. ru» и прикрыли все самое интересное фальш-обложкой.
Журнал «Русский Репортер», входящий в медиахолдинг «Эксперт», с 9 сентября объявляет о начале оригинальной осенней рекламной кампании под названием «Живи, а не выживай!» и слоганом «Журнал Живых». Концепция кампании сформулирована исходя из ожиданий читателей, рекламодателей и текущей кризисной ситуации. Цель кампании подчеркнуть, что «Русский Репортер» — это журнал для думающих, любящих, строящих, созидающих и творящих людей с активной жизненной позицией, которые готовы менять собственную жизнь и окружающий их мир. Из медиаканалов в рекламной кампании задействованы крупнейшие радиостанции, интернет-сайты, наружные носители и рекламные поверхности в бизнес-центрах.
Российская деловая газета «Ведомости» 7 сентября отпраздновала свой день рождения. К десятилетию была приурочена смена дизайна сайта издания. Помимо этого «Ведомости» запустили бесплатное приложение для iPhone. Оно включает в себя последние новости, свежий номер газеты и свободный доступ к архиву, а также ряд других полезных сервисов.
Газете «Мой Район» в Москве исполнилось три года.
Слияния и поглощения
Пятая часть медиахолдинга «Эксперт» продана государству. По словам главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева, доли всех прежних акционеров холдинга пропорционально снизились в пользу «Глобэкса». До сделки с «Глобэксом» основными владельцами «Эксперта» были сам Валерий Фадеев, шеф-редактор холдинга Татьяна Гурова и гендиректор ЗАО «Журнал 'Эксперт'» Александр Привалов. В холдинг «Эксперт» помимо одноименного журнала входят журналы «Русский репортер», «D'», «Эксперт-ТВ» и рейтинговое агентство «Эксперт РА».
Новые проекты
«Курьер-2013» запустил бесплатное еженедельное издание — газету о людях и для людей. Газета освещает все аспекты жизни человека, ведущего здоровый образ жизни или стремящегося к этому, уделяющего внимание своему внешнему виду и внутреннему состоянию. Газета будет распространяться бесплатно каждый вторник на улицах города и возле метро. Формат газеты — D3, тираж — 100 000 экземпляров. Первый номер вышел 14 сентября.
Вышел в свет новый журнал Михаила Леонтьева — «Однако». Проект является продолжением аналитической программы с одноименным названием, выходящей на «Первом канале». Еженедельный общественно-политический журнал «Однако» издается «Издательской группой Пресс Код» и является основной составляющей глобального проекта Михаила Леонтьева.
Bauer Media расширяет сканвордную линейку под брендом «777» и запускает новую серию журналов «Три цвета игры: красный, синий, зелёный». В «АМЕРИКАНСКОМ СКАНВОРДЕ», выкрашенном в серии в КРАСНЫЙ цвет, нет привычных стрелок, а все толкования к загаданным словам вынесены за пределы игрового поля. В СИНЕМ журнале любителя словесных игр ждут «СКАНВОРДЫ С ПОВОРОТАМИ». Что касается ЗЕЛЁНОГО журнала, то большинству решателей со стажем всё скажет уже само его название — «СКАНКЛЮЧВОРД». Жанр ключворда — игры, где за каждой цифрой в клетке прячется своя буква — знаком давно и успел полюбиться многим. Периодичность: 1 раз в 2 недели. Совокупный тираж: 360 000 экземпляров.
18 сентября поступит в продажу первый номер женского развлекательного еженедельника «Звезды и советы» ИД Bauer Media. Издание в первую очередь адресовано женщинам от 30 лет, которые с удовольствием следят за подробностями и сплетнями из жизни знаменитостей, чтобы отвлечься от повседневных забот. «Звезды и советы» — журнал с историями о самых сокровенных переживаниях кумиров. Первая и главная его часть — звездные истории. Вторая — сервисная информация: 100 самых лучших советов каждую неделю. Периодичность: еженедельно. Объем: 32 полосы. Тираж первого номера: 478 000 экземпляров.
Поступило в продажу ежемесячное издание ИД «Эдипресс-Конлига» — «Жду малыша». Тираж 120 000 экземпляров, объем 100 стр. USP журнала — удобный и популярный мини-формат, конкурентная цена, только полезная информация, подтвержденная экспертным мнением, четкая и удобная для восприятия структура журнала, интерактив с читателем, современный дизайн, высокое качество печати и иллюстраций.
The New York Times выйдет на русском языке. «Новая газета» по пятницам будет выходить с вкладкой, содержащей переводы статей американской The New York Times. Размер вкладок со статьями The New York Times составит 8-16 полос. Первая такая вкладка появится в «Новой газете» 18 сентября. Вкладки с переводами статей The New York Times уже выходят в сорока газетах различных стран мира. Благодаря включению в проект «Новой газеты» российские предприниматели получат возможность давать свою рекламу во всех этих вкладках.
16 сентября издательский дом «Спорт день за днем» начало выпуск своего нового одноименного еженедельного журнала. Это издание для любителей спорта, которые найдут в нем и аналитические материалы, и многочисленные интервью, и занимательную статистику, и любопытные истории из жизни звезд. Цветной журнал довольно объемный, в нем 80 страниц, но полнота его не портит.
Новости рынка рекламы
Чтобы поддержать в кризис операторов наружной рекламы, город согласился временно снизить на 30% действующую с 2008 г. базовую арендную ставку (16 тыс. руб. без НДС). В свою очередь операторы должны гарантировать сохранение всех рабочих мест. Комитет рекламы, информации и оформления Москвы уже подписал соглашение о снижении базовой ставки аренды в марте—декабре этого года со всеми 69 компаниями, подавшими соответствующие заявки.
Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР) опубликовала рейтинг креативности за первые полгода 2009 года. В сводном рейтинге первые пять строк заняли агентства Leo Burnett Moscow, BBDO Moscow, Direct Design Visual Branding и BrandStudio. Победителем в категории «Бренд-дизайн» оказалось агентство Direct Design Visual Branding, в «Интерактиве» первую строчку заняло BrandStudio, тематику «Маркетинговые услуги» возглавила R&I Group, самым креативным агентством в области медиа названо Leo Burnett Moscow, а лучшим в «Рекламе» признано BBDO Moscow.
Группа Havas расширяет свое операционное присутствие в России и странах СНГ. В результате договоренностей, достигнутых между Группой Havas и Группой маркетинговых коммуникаций АДВ, предполагается установить стратегическое партнерство на основе долгосрочного соглашения, согласно которому на первом этапе Группа Havas передает часть акций Euro RSCG Россия акционерам Группы АДВ в обмен на долевое участие Havas в агентстве MPG Russia. Агентства Группы АДВ будут предоставлять международной рекламной сети Euro RSCG возможность развиваться на рынках Казахстана, Азербайджана, Белоруссии, Молдовы и Узбекистана на основе аффилированного соглашения. Управленческая команда агентства MPG не претерпит изменений — генеральным директором MPG Russia остается Борис Карасев.
Поправки в отраслевой ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» вступили в силу. Кроме запрета на размещение перетяжек, нельзя устанавливать рекламные конструкции на разделительных полосах дорог, в пределах границ транспортных развязок и наземных пешеходных переходов. В Ростехрегулировании уточнили, что изменения затронут только вновь устанавливаемые носители. Вне зависимости от даты установки перетяжек требования об их демонтаже будут предъявляться Госавтоинспекцией при ограничении ими видимости знаков, светофоров или в иных случаях, когда возникает угроза безопасности дорожного движения.
Коммуникационная группа TWIGA объявила о начале деятельности нового проекта AIM — Agency of Innovative Marketing. AIM — это агентство инновационного маркетинга, состоящее из ярких, творческих молодых людей, возраст которых не превышает рубеж 25 лет. Возглавил проект Илья Шейхон. AIM займется не только инновационным маркетингом, но и само по себе представит инновационную форму ведения бизнеса.
Интернет
Корпорация Google представила новый сервис чтения новостей Fast Flip, который позволяет «пролистывать» основные материалы ведущих СМИ. Google уже подписал соглашения с несколькими десятками ведущих западных СМИ на поставку новостей. Взамен эти издания будут получать долю прибыли от показа контекстной рекламы.
Президент России Дмитрий Медведев впервые с момента вступления в должность написал статью специально для интернет-СМИ. Материал опубликован на сайтах «Газета.Ру» и «Взгляд.Ру». В материале, озаглавленном «Дмитрий Медведев: Россия, вперед!», президент описал свое видение будущего страны.
Поменялась концепция сайта ИД «Собеседник»: он перестал быть выставочной витриной продукции ИД «Собеседник» дополненным новостями дня, а стал полноценным информационным ресурсом с ежечасно обновляемыми новостями, авторскими комментариями журналистов «Собеседника» по текущим темам дня, мнениями экспертов по актуальным вопросам. Анна Чернова возглавила web-редакцию издательского дома «Собеседник».
Новый проект РБК и Quote.rbc.ru — «РБК.Вклады». С его помощью можно бесплатно подобрать лучший вариант размещения денег на депозитном счете в банке.
Газета The Moscow Times интегрировала все свои ресурсы в единый портал. Цель — превратить портал themoscowtimes.com в главный информационный ресурс о России для деловой аудитории всего мира. Изменения коснулись структуры разделов, дизайна и системы навигации. Главное место по-прежнему занимают новости и аналитика. Остальные сервисные ресурсы газеты теперь интегрированы в единый сайт и снабжают пользователей актуальной информацией и практическими решениями по организации жизни и работы.
В Рунете открылась мусульманская социальная сеть World Muslim. Участникам предлагается широкий набор возможностей для общения, помимо привычных комментариев и блогов. Это аудио- и видеочаты, интернет-телевидение и система знакомств. Также есть интернет-аукцион и система B2B для ведения бизнеса. Мусульманский статус социальной сети проявляется в ряде специфических функций. Например, участникам предлагается читать и слушать Коран в онлайне. На сайте есть исламская библиотека, где можно скачать такие книги, как «Описание намаза Пророка (мир ему)» или «Личность мусульманки». Хотя сеть пока находится в стадии тестирования, количество участников уже превышает 27 тысяч человек.
Кадры решают все
Новым генеральным директором издательского дома «Афиша» 21 сентября был назначен Николай Молибог, работавший в компании на разных должностях на протяжении пяти лет. Компания продолжит развиваться в соответствии с выбранной ранее стратегией.
Медиаагентство +SOL возглавит президент SUP Fabric Аннелис Ван Ден Бельт. Исполнительный директор +SOL Тарас Ткачук решил покинуть компанию поскольку намерен сменить сферу деятельности.
Издателя журнала «The New Times» Ирену Лесневскую наградили орденом Почетного легиона — высшей наградой Франции.
Выбран новый президент АКМР. Пост занял заместитель председателя концерна «Шелл» в России Игорь Игнатьев.
В Группе АДВ состоялось новое кадровое назначение. Должность главного исполнительного директора (CEO) занял Кирилл Коробейников. Он будет отвечать за вопросы стратегического развития Группы в России и странах СНГ, а также осуществлять операционное управление на уровне различных секторов развития бизнеса.

Комментариев нет: