18.01.2010

Рынок печатных СМИ оказался не готов к зимней экзаменационной сессии

АРПП проанализировала ситуацию на рынке продаж периодической печати, сложившуюся в первую декаду наступившего 2010 года. На фоне снижения покупательской активности, что объяснимо,  в точках продаж  прессы наблюдалось значительное сокращение ассортимента газет и журналов, предлагаемых населению. В период с 1 по 10 января поставщики такого рода продукции радикально изменили графики выхода своих изданий.  По сравнению со стандартной рабочей десятидневкой поставка изданий в торговую сеть упала - по наименованиям на 89%, по тиражам на 80%.

    В первые дни нового года практически отсутствовали в розничной продаже газеты из-за прекращения выпусков. Если в другие периоды в ассортимент киосков входит порядка 165 наименования газет, то в первой декаде 2010 года в Москве выходило только 4. Существенно сократилось количество выпусков и еженедельных изданий. Так, вместо 150 наименований, поступающих обычно на прилавки киосков, читатель мог выбирать только из 24 наименований, появившихся в продаже в начале нынешнего года. Та же участь постигла и ежемесячные журналы, доставка которых в розничные торговые точки сократилось – с 52 в обычные периоды до 11 в первой декаде этого года.

    Подобная практика неудовлетворительного насыщения торговых сетей периодическими изданиями, естественно, не могла не отразиться на продажах.  Выручка киосков в эти дни сократилась в 3-4 раза. Малым утешением продавцам прессы могут  служить комментарии специалистов, по оценкам которых, в новогодние каникулы российская экономика в целом недополучила от 700 до 750 млрд. рублей.  Масштаб цифр впечатляет.  Однако распространителей, прежде всего, волновало то, что торговать было практически нечем, доходность и, так-то малорентабельного бизнеса, резко упала. Вместе с тем за аренду, свет платить надо, да и киоскеров не оставишь без зарплаты.

    Можно предположить, что и издателям не выгоден подобный график работы, которые всё больше ориентируются на потребителей,  а не на сбор рекламы. Хотя им всё-таки легче преодолеть эти трудности, имея определённый запас прочности в виде средств, полученных за подписку и от размещаемой в изданиях рекламы, особенно в урожайный в этом смысле декабрь месяц.

    Все эти факты не остались без внимания     медиасообщества, о чём свидетельствуют высказанные в беседах соображения экспертов рынка. В частности, с горечью констатируется, что первые две недели 2010 года простаивали редакции, типографии, издательства. Киоски прессы, правда, работали, но вяло торговали залежалым информационным товаром.

Информационное пространство России в той части, которая подпитывается печатными СМИ, тоже увяла. Псевдорешения в виде сдвоенных номеров некоторых изданий проблему не решали, будучи своеобразной информационно-развлекательной обманкой.

    По мнению собеседников, отрасль печатных СМИ в праздничные каникулы должна работать. Это было бы полезно для потребителей, для бизнеса, для экономики в целом. Подчёркивалось, что в мире, где всё меняется в невиданном доселе темпе, печатным СМИ необходимо постоянно доказывать свою состоятельность без перерывов на каникулы.

    В развитие этой темы предлагалось ввести для многих изданий  чёткий график выхода, невзирая на субботы и воскресенья. Выражалась уверенность, что продажи изданий с чётким графиком выхода со временем возрастут. Кроме того, читатель будет ориентироваться в дате выхода свежего номера. В результате и старый номер не залежится, и новый будет ожидаем.

    Ассоциация распространителей печатной продукции поддерживает высказанные экспертами рынка оценки и предложения по модернизации рынка печатных СМИ, в том числе и в плане упорядочения графиков выхода газет и журналов, включая и праздничные дни.
Секретариат АРПП 

Комментариев нет: