20.03.2011

Украинские дизайнеры и украинский потребитель

Стартовала Ukrainian Fashion Week и в который раз я задумываюсь о некоторой местечковости моды в Украине.
a1
Финальный выход на показу Лилии Пустовит
Я не устану повторять, что для меня мода интересна не только как сфера дизайна, или даже можно сказать искусства; не только как бизнес, но и с антропологической точки зрения, мода - как часть того, что принято называть культурой быта. Мне очень интересно посмотреть новую коллекцию дома Dior и проследить источники, послужившие вдохновением для ее создания. Но не менее интересно мне проследить за формированием выбора среднестатистической украинской тетки, которая на Троещинском рынке из десятка одинаковых водолазок, пошитых трудолюбивыми китайцами, выберет именно ту, на которой стразиками выложен логотип того самого дома Dior, чью коллекцию я посмотрела.

Мне кажется, именно в мышлении этих теток (а также прочих категорий населения, которые не являются тетками, но также далеки от тонкостей модного мира) и кроется истинная суть моды, о которой так часто забывают те, кто варится в самом котле. И именно в этом кроется причина того, что модные дома могут прогореть финансово, а концерны типа Inditex (под крылом которого находятся Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius и Uterque) - процветают. И где-то тут же рядом нужно искать истоки того, что украинские дизайнеры почему-то не очень популярны в Украине.
Причин для этого несколько. Одна из них - то самое сознание среднестатистической тетки. Для которой имена Dior, Versace и даже Вивьен Вествуд с Кензо ближе, чем имена Литковской, Каневского, Ивановой и иже с ними. Украинские покупатели согласны платить определенную сумму за мировое имя, но пока в массе своей плохо готовы платить за имя украинское. Возможно, именно поэтому и складывается ситуация, когда наши дизайнеры изо всех сил стремятся к любой публичности: чем больше имя на слуху - тем лучше это, по их мнению будет влиять на покупаемость. Сложно сказать, насколько это верная тактика. Оценить можно будет примерно через несколько лет. Пока же могу сказать, такой подход привел к тому, что Украинская неделя моды превратилась скорее в селебрити-тусовку, нежели в модное событие. Главное - пригласить как можно больше “звезд”, которые привлекут внимание к показу, расскажут на камеру, как они любят дизайнера N и, если повезет, то и приобретут потом что-нибудь.
Главные посетители модных показов
a2
a3
Вторая причина более приземленная: украинские дизайнеры в массе своей пока еще не справились с проблемой роста. У них уже часто бывает очень неплохо с творчеством, но встречаются проблемы с оценкой рынка и представлением о потенциальном потребителе. На мировой арене тоже есть дизайнеры, которые скорее занимаются искусством, нежели производством одежды. Тот же Гарет Пью, например. (Хотя я уже говорила, что если разобрать странные образы этого дизайнера - то окажется, что они состоят из вполне носибельных и хорошо скроенных вещей). Но кроме подобных “фриков” (назовем их условно так) есть огромная масса дизайнеров, в магазинах которых можно купить от вечернего платья до офисной блузки, соответствующей самому строгому дресс-коду. Если проследить за модными показами разных лет, то станет видно, что в общем-то и украинские дизайнеры? те кто поталантливей, уже поняли, что надо как-то свои идеи реализовывать применительно к реальности. Но пока что еще не всегда они успевают это делать в ритме современных тенденций. У тех кто менее талантлив - получается облагороженный вариант базарного ассортимента.
Одежда и обувь от украинских дизайнеров. Ассортимент интернет-магазина Topok.com.ua
a4
a5
Что же делать украинскому потребителю? Потребитель, “имеющий рубль”, пока что этим самым рублем проголосует в большинстве случаев за известное мировое имя и актуальную тенденцию, либо безупречно выполненную классику. Потребитель имеющий “чуть меньше, чем рубль” предпочтет носить воспроизведение вещей от дизайнера с мировым именем, которое он приобретет в магазине средней или бюджетной ценовой категории. (кстати, отдельная тема для разговора, как подобные бренды и концерны выбирают вещи для копирования и часто безошибочно определяют, что будет успешно продаваться “в народ” и будет носиться, а что - нет). А украинские дизайнеры пока что так и остаются вариться в своем котле, с небольшой горсткой звездных клиентов, поклонников и обозревателей журналов.
Источники фото:
http://jetsetter.ua/
http://topok.com.ua/

Источник

Комментариев нет: