14.11.2008

Виртуальные медиа в условиях виртуального рынка

Денис Жарких

Если бы экономического кризиса не было, то его бы следовало выдумать. Автор с умиление наблюдает, как капитаны СМИ-бизнеса, насоздавав потемкинских деревень, смело и бескомпромиссно жгут эти самые деревни перед наступлением воображаемого врага.
 
Если кто-то теперь скажет, что закон картошки (впервые опубликованный на «Телекритике») не работает, то остается рассмеяться ему в лицо. Как по команде руководители СМИ с исступлением делают нечто противоположное тому, что делали вчера.
 
Вчера создавались каналы, газеты, расширялось вещание, добавлялись полосы, росли тиражи, а главное – зарплаты и штаты. Сегодняшняя доблесть – это уменьшение всего вышеперечисленного с особым цинизмом, включающим элементы садистской красоты. Если кто не понял закона картошки (а писан он для людей думающих), то можно предложить его фольклорный эквивалент: «За дурной головой и ногам покоя нет!».
 
С точки зрения марксистско-ленинской философии и железного занавеса трудно было понять, что такое кризис перепроизводства. Теперь же на собственной шкуре легко убедиться, что это тот же совок – навыпускали того, что никому не нужно, а стало быть – спроса не имеет. К современным СМИ это имеет прямое отношение, поскольку они не дали того, для чего, собственно, и были предназначены. То есть, сами СМИ и их продукт в наличии имелись, а вот эффект от них – вещь весьма спорная.
 
Ну, судите сами: политики, закачав в СМИ некислые деньги, не отбили их, а ведь так надеялись! Дело-то плевое: даешь денежку – тебя показывают по телеку, даешь еще – соперников не показывают, а купишь весь пакет услуг – уже и «мочат» твоих врагов. Не сработало! И не могло сработать – даже в нашей не очень экономически развитой стране общественные процессы намного сложнее подобного лохотрона. А лохотрон вышел первоклассный! Наивные политики думали, что СМИ решат те проблемы, которые они обязаны решать сами. Потому щедро растили и финансировали СМИ. А потом оказалось, что нужно еще и самим головой работать. Тут дело сразу зашло в тупик.
 
То, что политикам придется думать своей головой (не в смысле подковерных игр, а в смысле работы с общественным мнением), капитаны СМИ политикам не сказали – боялись клиентов потерять, а может тоже об этом как-то не догадывались. Поэтому получилось: «Вы не халявщики, господа политики, вы партнеры!». Наивные политики раскошелились, а «уж деньги кончились, а рейтинга все нет!».
 
Про народ (т. е. зрителей, слушателей и читателей) вообще говорить смешно. Помнится, журналисты обращались к народу и долго извинялись за неправду. Мол, определенные политические силы заставляют ее говорить. То, что эти политические силы еще и коррупцию в СМИ ввели, как-то не обсуждалось. Поэтому победил рынок – любая «плохая» политическая сила может стать «хорошей», заплатив сверхурочные и выслав… темники. Эта система заблокировала внимание СМИ к людям, не связанным с крупным капиталом. Теперь любая гламурная лахудра может политиком стать, а вот на интеллектуала без денег журналисты даже не посмотрят. Куда интереснее секретарши олигархов и водители партийных бонз. Ожидания людей давно направлены на другое, но журналистику эта система удерживает именно у того корыта, к которому она пристрастилась.
 
Но обманув верхи и низы, которые вечно чего-то не хотят и не могут, журналисты обманули сами себя. Засилье непрофессионализма в журналистике основано, прежде всего, на том, что люди идут туда решать свои проблемы. Это материальные проблемы, а также проблемы самореализации. Ситуация сложилась такая, что одни предъявили чрезмерные запросы, а другие начали их удовлетворять. Мотивация завышения собственной цены понятна, а вот мотивация оплаты этой завышенной цены требует пояснения.
 
Оплатив посредственности высокую цену, создав массу экономически неоправданных рабочих мест, руководители тем самым поднимают цену себе. Отсюда и сложившийся менеджмент. Делать потемкинские деревни, надувать очередные мыльные пузыри лучше всего с незрелыми, максимально лояльными и запуганными людьми. Отсюда такой приток молодежи в профессию. Молодых людей как проституток обманывали, развращали и калечили. А теперь их «выводят в тираж» – просто выбрасывают на улицу, и не одна «мадам» ответственности за это не несет. А пожалеть молодых некому – они сами вытолкнули на улицу своих старших более опытных и профессиональных товарищей.
 
Социальная ответственность, о которой столь нудно говорили единицы, пересчитать которых можно на пальцах одной руки, оказалась не просто досужим морализаторством, а важнейшим экономическим регулятором. Именно она (если б, конечно, была представлена в украинских СМИ) не дала бы разорваться этой бомбе. Ведь тогда СМИ были более востребованы и обществом, и политиками, и это не дало бы упасть рынку. А сейчас не оправдавших доверие журналистов выбрасывают, как ненужную шелуху. И профсоюзы молчат, поскольку защищать профессию так и не научились. Своих раненых с поля пытаются спасти только всевозможные «масонские ложи» (интеровцы, плюсовцы, дневальные и т. д.) и землячества, но это ничтожные крохи.
 
Весь этот кошмар не мог не случиться. Но от него есть и польза: как никогда понятно, зачем нужно гражданское общество. То есть, жизнь дает еще один шанс понять, что кроме системы заработка нужна и система поддержки этой системы заработка. Реальный (а не марксовский) рынок так и работает. И поэтому там множество общественных организаций, способных выстроить систему защиты от всевозможных политических сутенеров. Сможет ли украинское общество (а без развития журналистики это невозможно) противостоять этим вызовам, сказать сложно (из фольклора: «Бідні, бо дурні – дурні, бо бідні»), но выбор-то небольшой: либо демократическое общество, либо фашизм.



Powered by ScribeFire.

Комментариев нет: