11.11.2008

«Основной период паники мы уже пережили»

«МедиаБизнес» продолжает рассказывать о влиянии экономического кризиса на украинский медиарынок. В предыдущем
материале рекламодатели поделились, как они
планируют свои рекламные бюджеты на 2009 год. Изменения, происходящие
на рекламном рынке, комментирует управляющий партнер рекламного
агентства MediaExpert Татьяна Попова.

- Что происходит сейчас с рекламными бюджетами компаний?
- Мне трудно здесь отвечать за весь рынок, а называть точные бюджеты своих клиентов или процент их изменения я не могу. Поэтому постараюсь говорить обобщенно. С одной стороны логично, что есть категории, которые сильно сократили свои бюджеты: девелоперы, банки, страховые компании, компании, которые предприняли такие шаги по причине больших проблем в их HQ. С другой стороны, сейчас достаточно много рекламы девелоперов, пытающихся продать еще нераспроданные объекты, а также банков, привлекающих депозиты. FMCG товары или не начали снижать свои объемы или снизили их незначительно, в рамках 10% (кроме тех, кому дали указание из HQ полностью снять свою рекламную кампанию). Товары длительного пользования сокращают свои бюджеты в большей степени, хотя все, у кого есть стоки, продолжают активно рекламироваться, чтобы их распродать.

- Стоит ожидать дальнейшего сокращения рекламных бюджетов?
- У меня есть ощущение, что основной период паники мы уже пережили – бум снятия депозитов, продажу двух банков стоящих на грани банкротства, прыгающий курс. По своему бизнес-центру могу сказать, что раз ситуация с арендой коммерческой недвижимости выравнивается, значит бизнесы все равно хотят развиваться. С одной стороны, многие уезжают из дорогих бизнес-центров класса "А"  в офисы категории "В" и "С", то есть, конечно в этом есть и доля сокращения затрат, но в то же время важно, что бизнесы не сворачиваются. Кредит МВФ на 2 года выделен, а значит, у нас есть как минимум двухлетняя передышка.

- Что будет с бюджетами в следующем году?
- Трудно опять таки отвечать за весь рынок. По своим клиентам мы делаем прогнозы как в сторону незначительного увеличения продаж - до 20%, так и снижения до тех же 20%. Мы учитываем разные варианты, даже изучили, как дефолт повлиял на рынок и рекламные бюджеты FMCG в Исландии. Много будет зависеть от макроэкономических показателей, как мировой экономики в целом, так и ситуации в Украине. В том числе и политической. Если кредитами МВФ правительство грамотно распорядится и с их помощью будет увеличено потребление продукции наших основных производителей хотя бы в рамках внутреннего рынка, то это уже оздоровит экономику, а значит увеличит общее потребление тех же FMCG. Тогда будет рост и рекламного рынка. Если при этом будет достаточное насыщение кредитными ресурсами банковской системы, тогда вырастет спрос и бюджеты на товары длительного пользования (автомобили и т.д.) и продукты девелоперов. Надеюсь только, в этот раз банки будут выдавать кредиты более осторожно.

- В какой валюте будут зафиксированы цены на рекламном рынке в следующем году?
- Насколько я понимаю, продавцам рекламы придется зафиксировать цену рекламы в гривнах. Вполне вероятно, что это будет курс не межбанковский или НБУ, а общеприменимый 5,05. Если это произойдет, то я не исключаю, что нам придется и выплаты, и комиссионные зафиксировать по этому же курсу. Теоретически я не имею ничего против, важно только чтобы доходы и расходы производились по одному курсу.

- В вашей компании будет сокращение штата сотрудников?
- Мы решили на всякий случай уменьшить административные затраты, немного разобраться в штате бухгалтерии, курьеров, водителей, секретарей и не расширять площадь, как мы значально планировали. Но штат сотрудников, занимающихся непосредственно рекламным и медиа бизнесом, мы сокращать ни в зарплатах, ни в количестве не будем. Наоборот, мы бы наняли еще одного нью бизнес менеджера.

Комментариев нет: