В среду в Нью-Йорке ушел из жизни один из самых ярких и талантливых модных фотографов Ирвинг Пенн (Irving Penn). Знаменитому портретисту, автору самых известных фотографий великих звезд сцены было 92 года.
Знаменитый фотограф Ирвинг Пенн родился в Плайнфилде, Нью-Джерси в 1917. В восемнадцать лет юный Ирвинг записался на четырехгодичный курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств.
Одновременно с учебой и постижением основ профессии арт-директора Пенн курьером в Harper’s Bazaar, а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем.
В 1938 году он закончил обучение и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. Но в возрасте двадцати пяти лет, ведомый неким позывом, он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико, где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать свое истинное призвание.
Вернувшись в Нью-Йорк, Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману, который принял Ирвинга на работу в качестве своего ассистента. Первое время основной обязанностью Пенна был подбор изображений для обложки журнала. Он был просто переполнен самыми разными замыслами, но штатные фотографы «Vogue» не спешили претворять его идеи в жизнь.
Думается вопрос здесь был не столько в бестолковости работников, сколько в требовательности нового руководителя, а заодно и в редкой «противности» его характера. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру и 1 октября 1943 года на обложке Vogue появилась первая фотография Ирвина Пенна. Эту дату можно считать вторым днем рождения одного из самых знаменитых фотографов XX века. Однажды в интервью журналист напомнил Ирвину Пенну, что Либерман отзывался о нем как о человеке, с которым очень трудно работать. «Да я такой, разве не видно», — усмехнулся в ответ фотограф, — «Я ужасно сопротивляюсь всему. Если бы Либерман сказал мне: «Почему бы тебе не сфотографировать эти цветы?», я бы ответил: «Да мне плевать на цветы». Он сказал бы: «Просто сфотографируй их», после чего я бы уступил: «Это просто потеря времени, но если ты хочешь убедиться в моей беспомощности — ладно, давай». ...». Можно себе представить, что с подчиненными у него были не менее сложные отношения.
Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, подсмотренных или изобретенных им самим приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Например, помещал свою жертву в сооруженный из театральных приспособлений угол, имитирующий замкнутое пространство.
Некоторые модели вели себя как ни в чем не бывало, другие были явно обеспокоены, представляли себя в капкане или в тюремной камере.
Среди моделей «углового периода» было немало знаменитостей, таких как артисты Ноэль Ковард и Спенсер Трейси, художники Марсель Дюшан и Джорджия О'Киф, герцогиня Виндзор и многие другие.
Иногда Пенн использовал различные предметы мебели или устройства, скажем, укладывал модель на кровать, усаживал на мотоцикл, заставлял взять в руки музыкальный инструмент и так далее.
Однажды он приобрел в соседнем магазине старинный ковер и в течение нескольких месяцев использовал его в качестве фона — разные части ковра отличались по тону и узору, так что фотограф мог подбирать для каждой модели свой определенный кусочек фона. Среди прочих свои участки ковра получили философ Джон Дьюи и режиссер Альфред Хичкок.
Большим успехом пользовалась серия фотографий, привезенных Пенном из командировки в Перу в 1948 году.
Он провел в Андах несколько дней, ожидая самолета, и чтобы время не пропало даром, арендовал у местного фотографа студию, которая выглядела более чем экзотично: полы из каменной плитки, рисунки на стенах, какой-то непонятный столик, на который облокачивались позирующие модели.
Фотограф сделал в этой студии около 200 портретов местных жителей, в том числе знаменитый снимок «Дети из города Куско» («Cuzco Children»).
Интересно проследить рост цен на эту фотографию: в 1948 году она стоила около 10 долларов, в 1978 году ее цена подскочила до 3000, а еще через десять лет составила 35000. На пороге XXI века за снимок просили уже 175000 и, наконец, 11 апреля 2008 года платиновый отпечаток 48,6 * 50,2 квадратных сантиметров сделанный фотографом в 1971 году был продан за 529000 долларов!
Над не менее известным проектом «Small Trades» фотограф работал в 1950–1951 годах в Нью-Йорке, Париже и Лондоне.
Он фотографировал представителей различных профессий, облаченных в рабочую униформу и с орудями своего труда в руках.
В итоге получилось самая большая серия мастера, состоящая из 252 фотографий.
Всемирно известный аукционный дом Christie's лишь в прошлый четверг продал 13 фотографий Пенна разных лет, каждая из которых ушла примерно за полмиллиона долларов США.
«Многие фотографы считают, что их клиент является предметом съемки, — объяснял Ирвинг Пенн в интервью New York Times в 1991 году. — Я же считаю своим клиентом женщину из Канзаса, читающую журнал Vogue. Моя задача — заинтриговать ее, стимулировать, подкормить. Мощный портрет того, что вряд ли является отрадой для читателя, может очень сильно его заинтересовать».
За свою долгую карьеру Ирвинг Пенн снимал Майлса Дэвиса (Miles Davis), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Ричарда Эведона (Richard Avedon), Жана Кокто (Jean Cocteau), Сальвадора Дали (Salvador Dali), Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Софию Лорен (Sofia Loren) и многих других легенд мира искусства XX века. Среди его самых известных работ — портреты обнаженных Кейт Мосс (Kate Moss)
и Жизель Бундхен (Gisele Bundchen),
а также обнаженной Карлы Бруни (Carla Bruni), с которым связан громкий скандал прошлого года.
До сих пор речь шла об Ирвине Пенне как о фотографе-портретисте, который работает почти исключительно со знаменитостями, что конечно не отражает всей широты его фотографических интересов. Он много и весьма успешно работал с обнаженной натурой,
много внимания уделял натюрморту: «Съемка пирожного тоже может быть искусством», — говорил он и доказывал это на практике в течение своей весьма продолжительной карьеры фотографа.
Пенн очень любил так называемые «этнографические исследования», фотографировал папуасов Новой Гвинеи в национальной одежде, других представителей так называемых примитивных народов: «Они не примитивны», — оборвал он особо докучливого репортера, — «Примитивные люди живут в Нью-Йорке».
В 1958 году американский журнал «Popular Photography» назвал 10 лучших фотографов современности. Шестеро из них — Юджин Смит, Филипп Халсман, Ансел Адамс, Гьен Мили, Альфред Эйзенштедт и Эрнст Хаас — ушли от нас в XX веке, совсем недавно к ним присоединились Юсуф Карш, Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон.
Работы Ирвинга Пенна представлены в Национальной портретной галереи и Национальном музее американского искусства в Вашингтоне, а также в Художественном институте Чикаго.
По материалам http://www.lookatme.ru, http://buy-books.ru, http://www.fashiontime.ru
Источник: http://glanec.in.ua/
Комментариев нет:
Отправить комментарий