В кельнском Музее Людвига проходит выставка произведений Казимира Малевича. В музее хранится одно из самых значительных собраний русского авангарда. Однако происхождение ряда работ не вполне "чистое".
''Мало какое движение повлияло на искусство двадцатого и двадцать первого веков так сильно, как русский авангард", - с этой фразы начинается первая статья в каталоге только что открывшейся выставки "Казимир Малевич и супрематизм из коллекции Музея Людвига". Но мало какое направление столь сильно и пострадало от превратностей исторических судеб: гонимый из музеев и учебников на родине, русский авангард стал во второй половине 20 века излюбленным объектом для мастеров подделки и не вполне чистоплотных торговцев.
Расставить точки над "и"
Цикл выставок в Музее Людвига, посвященный русскому авангарду, имеет цель расставить точки над "и" в порою сомнительной истории приобретения ряда значительных работ кельнского собрания. Своей коллекцией русского авангарда - одной из лучших в Европе - музей обязан коллекционеру и предпринимателю Петеру Людвигу (Peter Ludwig) и его супруге Ирене (Irene Ludwig). Но им же он обязан и проблемами, связанными с этой коллекцией.
"Хранительница русского собрания Людвигов Эвелин Вайс (Evelyn Weiss), ныне покойная, говорила мне: "Я бы ни за что на свете не стала заниматься проблемой происхождения этих картин. Выяснение их подлинности и истории появления на Западе - задача будущего, 21-го столетия", - рассказал в интервью Deutsche Welle известный немецкий журналист, искусствовед, а также эксперт по "спорным" случаям Штефан Кольдехоф (Stefan Koldehoff). 21 век наступил. Первая выставка русского авангарда из собрания Людвигов открылась прошлым летом под называнием "Пощечина общественному вкусу. Кубофутуризм и пробуждение модернизма в русском искусстве". И вот вторая выставка, посвященная творчеству Малевича.
Документы одной революции
Выставка скорее камерная: три небольших зала. В первом - около пятидесяти графических работ Казимира Малевича. Часть из них относится к самому раннему, еще фигуративному периоду конца 19-го и самого начала 20 века. По этим рисункам, отчасти карикатурным, видно, какое сильное влияние оказали на Малевича художники русского "серебряного века" (в частности, Сомов), с одной стороны, и такие мастера, как Питер Брейгель или художники северонемецкой школы, - с другой. Некоторые фигуры кажутся буквально перерисованными с "Крестьянской свадьбы" или других полотен Брейгеля.
Именно рисунки (в большей степени, чем живопись) показывают революционный переход художника к абстрактному супрематизму, произошедший около 1903 года. Крошечные карандашные наброски на посеревшей бумаге являются материальными свидетельствами одной из самых значительных "культурных революций". Еще один зал представляет картины последователей и учеников Малевича: Чашника, Клюна, Суетина, Коган.
Наконец, центральный зал выставки (и, собственно, главный ее раздел) посвящен двум полотнам. Это "Супрематизм Номер 38" 1916 года и "Супрематистская композиция" 1915 года. Обе абстрактные картины (созданные практически одновременно с "Черным квадратом") - классический зрелый Малевич, и потому бесценны. Оба полотна - картины "непростой судьбы". Одна из них была в свое время "подарена" предпринимателю Арманду Хаммеру, чье личное знакомство с Лениным и другими советскими вождями открыло ему доступ в запасники ведущих музеев Советского Союза. Впечатляющая фотография сохранила момент встречи Хаммера с министром культуры Екатериной Фурцевой и директором Эрмитажа Борисом Пиотровским.
"Добросовестные приобретатели"
Вторая картина (как и рисунки) была вывезена на Запад знаменитым коллекционером Николаем Харджиевым. Лучшее и самое полное частное собрание русского авангарда, созданное Харджиевым, попало вместе с ним в Амстердам при весьма сомнительных обстоятельствах. Сегодня часть этой коллекции находится в голландских музеях, часть - в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве. Но наиболее ценные картины оказалась во владении семьи Гмуржинска, хозяев одноименной галереи. Именно у этих галеристов полотно и было приобретено Иреной Людвиг в 1994 году.
Цикл выставок русского авангарда в Музее Людвига - честный жест. Музей не хочет стыдливо прикрываться фиговым листом "добросовестного приобретения" и хочет разобраться в существующих проблемах. Этим проблемам (как и вопросам реставрации и разоблачения подделок русского авангарда) будет посвящен специальный симпозиум, который состоится в Кельне в конце марта.
Автор: Анастасия Рахманова
Редактор: Ефим Шуман
Фрагмент Супрематистской композиции, 1915 год
Казимир Малевич, Свадьба, акварель, 1903 год
Казимир Малевич, Без названия, рисунок 1915-1916 год
Казимир Малевич, Динамический супрематизм, фрагмент полотна, 1915 год
Малевич (крайний справа) с учениками
за матеріалами dw-world.de
Комментариев нет:
Отправить комментарий