22.02.2010

Фиксация успехов

Будущее наступило. Где-то между декабрем 2009 и февралем 2010 года. Находясь по самые пятки в наступившем будущем, мы не успеваем оценить достигнутое. В результате, действуем уже по-новому, а оцениваем еще по-старому. Расхождение действий и оценок порождает конфликты внутренние и внешние. А зачем нам конфликты? Лучше привести действия и оценки в соответствие. То есть, зафиксировать успехи.


В декабре 2009 года в интервью “Медиабизнесу” Александр Ольшанский сказал буквально следующее: “Общеизвестный факт, что сетевые СМИ - это феномен Украины. Я не знаю второй страны, где сетевые СМИ имеют такое влияние, как в Украине, а у нас они имеют колоссальное общеполитическое влияние”.
С тем, что Украина  создала свой феномен сетевых СМИ, Медиа Гном согласен. А вот с тем, что это уже общеизвестный факт – нет. Более того, это яркий пример неосознанной реальности: все знают, никто не осознает. Давайте потратим немного времени на осознание, какие у нас футуристические складываются СМИ.
Смена технологий
Как наступает будущее?  Оно наступает технологически, экономически и эстетически.
Одно время грузы  в Европе перевозили при помощи повозок, запряженных лошадьми. Это была транспортная технология. Затем не смену пришли паровозы и железные дороги. Специалисты по управлению гужевым транспортом не смогли переучиться на машинистов и длительное время железнодорожные компании страдали от дефицита кадров.
Сейчас человечество пересаживается с новостной платформы, сформированной газетными технологиями, на платформу, формируемую Интернет.
Фиксируем успехи Украины  на этом пути:
      Количество пользователей  Интернет – от 7,6 до 9,6 млн. человек
      Время, проводимое в сети – 6 часов в месяц (выросло за год в 2 раза)
      Аудитория сайтов pravda.com.ua, korrespondent.net – 0,25 млн человек в сутки
Для сравнения, ежедневный заявленный тираж самой популярной бумажной газеты “Факты и комментарии” составляет 761 200 экземпляров.
Экономика новой технологии
Стоимость передачи новости через Интернет несравнимо ниже, чем при помощи бумажной газеты. Готовность читателя платить за новость вообще стремится к нулю. Чтобы зарплата интернет-журналиста была сравнимой с зарплатой журналиста бумажного, он, казалось бы, должен сообщать больше новостей большему количеству интернет-читателей. Однако такая линейная модель быстро привела бы к информационной олигополии. Вместо этого мы видим трансформацию роли журналиста – из создателя новостей он превращается в социального агрегатора информации, модератора мнения определенной социальной группы и медиатора информационного обмена между разными социальными группами.
Фиксируем успехи Украины:
      Соня Кошкина, Сергей Лещенко,  Игорь Луценко, Мустафа  Найем, Виталий Портников, Татьяна  Черновол – журналисты, которых  читают в Интернет, даже если они  сами еще по инерции (в том числе экономической), пишут в офф-лайне. (Маленькая оговорка: любой список является субъективным и почти всегда вызывает недоумение у одних и возмущение у других. К сожалению, совсем без имен обойтись здесь никак нельзя. Если читатель не согласен – может смело вставлять другие имена – украинский Интернет богат талантами).
Эстетическая  определенность
Благодаря сайту “Левый Берег” Медиа Гном получил эстетический маркер для опознания момента прихода будущего. (Спасибо всем – и Гарри Леманну, автору концепции, и Анатолию Осмоловскому, автору лекции, и “Культурному проекту”, пригласившему Анатолия в Киев, и “Левому Берегу”, опубликовавшему конспект).
Суть идеи – кризис эстетически проявляется как  потеря различения, что прекрасно, а что безобразно. Новое приходит тогда, когда его носители начинают ощущать превосходство над другими, потому что они снова обретают вкус, т.е. способность распознавать прекрасное.
То есть, кризис проходит и начинается выздоровление тогда, когда критической массе граждан становится окончательно ясно, что носить, куда ездить, где и чему учиться самим и учить детей, что смотреть, читать, слушать, кому верить, с кем линковаться в Facebook, за кем (и зачем!) фолловить в Twitter и почему уже не круто висеть в “Одноклассниках”.
Успехи Украины:
      Украина просто взяла  и наладила регулярные измерения  эстетики. В последнем отчете Kwendi Impact приведены данные восприятия наиболее популярных телесериалов по шкале “Позитив/Негатив”. Видно, как на смену прежней эстетике негатива, воплощенной в “Маргоше” и “Обручальном кольце”, приходит  эстетика позитива ” Папиных дочек” и “Счастливы вместе”.
      Медиа Гном получает отдельное эстетическое удовольствие, наблюдая за нашими телевизионными ток-шоу, когда в них участвуют интернет-журналисты. Ведущие шоу выглядят в их присутствии эстетически безнадежными, словно “Москвич” рядом с “Мини-Купер”. Как написали недавно на одном форуме – “не успевают артикулировать”.
Что дальше?
А дальше также, только еще быстрее. Раз мы признаем, что  в области СМИ Украина смогла впрыгнуть в будущее, то почему бы не распространить этот драйв на смежные  области? Нам и нужно-то всего  ничего: открыть будущему дверь.

 

«МедиаБизнес»

Комментариев нет: