28.04.2010

В поисках Шамбалы. Выставка в Петербурге напомнила миру о «пакте Рериха»

На минувшей неделе в Петербурге открылась выставка «Рериховский век», посвященная 75-летию со дня подписания «пакта Рериха» – договора об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Под сводами выставочного центра «Манеж» вновь развевается «Знамя мира» – некогда весьма знаковый, а ныне полузабытый белый стяг с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кружками, которые символизируют, по замыслу Николая Рериха, прошлое, настоящее и будущее.

«15 апреля 1935 года состоялось значимое для мировой культуры событие – в Вашингтоне 20 государств Латинской Америки совместно с американским президентом Франком Рузвельтом подписали договор о защите научных и художественных учреждений и исторических памятников, в том числе в период войн – «пакт Рериха», – рассказал «НИ» директор Петербургского музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко. – В рамках этого договора был утвержден отличительный знак объектов культуры – «Знамя мира»».
Напомним, что Советский Союз подписал «пакт Рериха» намного позже, уже в 1960-е годы. Ведь до войны имя известного художника-символиста, философа, живущего в далекой Индии и путешествующего в поисках Шамбалы, было не запрещено, но умалчивалось.
«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон, так же как и сотрудники вышеназванных учреждений», – гласит первая статья «пакта Рериха». Этот договор об охране культурных ценностей послужил основой современного международного законодательства, благодаря чему были спасены от разрушения множество памятников культуры. Общеизвестен эпизод, когда американский президент, подписывая приказ о бомбардировке Нагасаки и Хиросимы, вычеркнул из этого зловещего списка Киото – город, священный для японской культуры. И на Киото не упала атомная бомба. Идеи, заложенные в основу идеалистического «пакта Рериха», продолжают реализовываться и сегодня. «Пакт уникален, ведь именно он стал одним из трех базовых документов Универсальной Гаагской конвенции 1954 года», – подчеркнул Алексей Бондаренко.
Мысль о необходимости охраны памятников культуры возникла у Николая Рериха еще в конце XIX века, когда он принял участие в своей первой археологической экспедиции по древнерусским городам.
«Минувшим летом мне довелось увидать много настоящей русской старины и мало любви вокруг нее», – писал художник в 1903 году. Он создал серию архитектурных этюдов – около 90 произведений, – запечатлев старинные здания и храмы, многие из которых впоследствии были разрушены и остались только на его полотнах. Потом на картинах Рериха стали появляться герои скандинавского эпоса, древние капища Мексики. Языческие обряды славян возродились в оформлении балета Игоря Стравинского «Весна священная». Кстати, в этом новаторском произведении Рерих выступил не только как художник, но и как генератор самой идеи балета и автор либретто. В знак солидарности с «пактом Рериха» поставил недавно «Весну священную» в Мариинском театре Валерий Гергиев.
На выставку на берега Невы прибыли около двух тысяч экспонатов из 70 музеев России и мира. В тематических блоках представлен весь спектр жизни и творчества семьи Рерихов – картины, книги, философские и педагогические трактаты. Многие экспонаты показаны впервые. Кроме ярких полотен Николая и Святослава Рерихов представлены также современные реконструкции на тему рериховской философии. Интерактивная инсталляция «Витражи счастья» из восьми композиций и нескольких буддийских вращающихся барабанов позволяет посетителям прикоснуться к тайне буддийского сознания. «Никакой опасности для людей православной или иной веры в этих играх нет, – поясняет Алексей Бондаренко. – Ведь Рерихи, будучи семьей глубоко русской и православной, много писали о схожести всех мировых религий как о едином корне общечеловеческой культуры». А собственно сами витражи были реконструированы по эскизам Николая Рериха, выполненным для буддийского храма в Петербурге.
На первом этаже зала внимание приковывает необыкновенный Пермский иконостас, выполненный Николаем Рерихом для Казанской церкви-усыпальницы семьи крупного уральского купца и мецената Каменского в Успенском женском монастыре в Перми в 1907 году. 13 икон, расписанных Рерихом под старину темными оттенками коричневого, зеленого и красного цветов, напоминают торжественные изображения древних храмов. Потрясает также в этом иконостасе его убранство, которое оформлял московский художник Сергей Вашков: он «одел» готовые иконы золотистой выколоткой по тонкому металлу, называемой «басма». Нимбы над головами святых похожи на жгуты золотого жемчуга. «Нам представляется, что для понимания духовных поисков, эволюции Рериха, очень важны его иконописные работы, – подчеркивает Алексей Бондаренко. – Вот этот, так называемый Пермский иконостас, который мы предъявляем зрителям, – своего рода сенсация. Потому что целиком он не собирался с тех пор, как отдельные иконы из него попали в разные музеи».
Другую знаменитую работу Николая Рериха – уничтоженное вандалами полотно «Мадонна Защитница» – воссоздать не удалось. Но устроители решили напомнить об этой работе оригинальным способом – с помощью огромного рисованного баннера под потолком. И мы можем увидеть на полотне символ «Знамени мира» – три красных кружка в красной окружности и святую Мадонну, покрывающую своим плащом город, к которому приближается гроза войны.

Источник.

Комментариев нет: