Выставка произведений Жоана Миро, проходящая сейчас в Мюнстере, подробно исследует этапы творческого пути знаменитого каталонца: "Я никогда не вижу снов. Я сплю, как крот. Но если я бодрствую, то вижу сны постоянно!"
Работы на экспозиции "Цвета его снов" выставлены в хронологическом порядке: от творческих истоков рожденного в 1893 году каталонца до поздних монументальных произведений жителя Парижа. Поиски и пути талантливо реконструированы организаторами выставки – сотрудниками Музея Пикассо в Мюнстере.
От каталонца по жителя Парижа
В первом зале представлена творческая юность мастера. Затем следуют полные оптимизма 20-е годы, в которых заметна "влюбленность" Миро во французских сюрреалистов. Потом зрителя восхищают и удивляют "революционные" 30-е годы и всплеск, связанный с войной в Испании. Следом за этими произведениями - послевоенные годы, когда Миро создает свои первые керамические работы и занимается поиском элементарного языка в искусстве.
Миро не зря считают одним из самых жизнерадостных и беспечных художников 20-го века. Кривые линии, разноцветные кляксы, загадочные фигуры и веселые символы наполняют все любимые им жанры – живопись, скульптуру, керамику, роспись по ткани и природным материалам. Не перестаешь удивляться тому, как сильна любовь Миро к эксперименту!
"Первобытный шок"
В выставочном зале расположилась огромная песочница, в которой поселились странные предметы. "Это скульптуры, которые Миро часто "собирал" во время прогулок на природе. Вещи, которые другие люди выбрасывали, Миро активно использовал. Доски, ящики, стулья, ложки, банки из-под пива Миро комбинировал и делал из них скульптуры," - рассказывает работник музея Бирте Зарацин (Birthe Sarrazin).
Такие эксперименты сам Миро называл "первобытный шок". Импульс, исходящий от природных явлений, независимых от человека событий, наделял художника необыкновенной творческой силой. Минимум деталей – максимум комбинаций.
"Здесь видны разные техники, - продолжает нашу увлекательную экскурсию директор Музея Пикассо в Мюнстере Маркус Мюллер. - Их объединяет тот самый "первобытный шок", который, по словам Миро, возникает, когда простой карандаш дотрагивается до бумаги..."
Близость к Азии
По словам критиков, несомненное открытие выставки – это страсть Миро к азиатской тематике. Уроженец Барселоны, Жоан Миро интересуется Азией сперва на расстоянии, включая японские и китайские элементы в свои произведения. Таковы, к примеру, его рисунки углем на папиросной бумаге, которые до этого еще не выставлялись в Германии. Или неповторимое многометровое полотно из необработанного шелка, расписанное Миро вручную. Или же грубая испанская ткань для выжимки оливок с японскими иероглифами.
Миро был близок миру Азии еще до того, как сам лично побывал в Осаке и Токио. Там он учился у одного каллиграфа. Признанный в Европе 70-летний художник становится учеником, чтобы овладеть искусством, которое для него еще незнакомо.
"Цвета его снов"
Темы Миро - это естественные формы, люди. Миро говорит, что его искусство не абстрактное. Он только прокладывает путь к абстрактному. Реалистичные очертания сокращаются до шифров. Но человек у Миро всегда остается человеком, звезда – звездой, а месяц – месяцем.
На прощание хочется повторить слова самого Миро, счастливо дожившего до 90 лет и до самой смерти ни на мгновение не переставшего творить: "Я никогда не вижу снов. Я сплю, как крот. Но если я бодрствую, то вижу сны постоянно!"
Автор: Дарья Бережницкая
Редактор: Дарья Брянцева
Жоан Миро. 1978 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий