11.12.2010

Луис Лонгерас. Потеря трона?

Этот материал уже был написан и даже сверстан, когда Испанс­кая парикмахерская, да и не только, общественность взорвалась новостью: старшая дочь Луиса Лонгераса, мега-звезды мирового парикмахерского искусства отстранила отца от дел в его собст­венной компании. Утром 7 октября Луис Лонгерас получил от своей дочери Эстер (она же менедежер компании) электронное письмо, в котором сообщалось, что Peluqueria y Maquillaje S.A (PEYMA) в его услугах более не нуждается, так как надлежащей пользы компании он не приносит. В качестве компенсации, как и всякий уволенный наемный работник, сеньор Лонгерас имеет право на выходное пособие в размере 6258,63 евро (в эту сумму входит зарплата за 45 дней плюс деньги за выслугу лет, начиная с 1 декабря 2006 года), а также 888,07 евро — выплата за неисполь­зованный отпуск, рожденственская дополнительная премия и невыплаченный остаток по зарплате.

Автор:
Валерия Ермилова, помощь в переводе Юлия Шумкова

Выпуск:
HAIR'S HOW #146 11/2010

Размещено:
17.11.2010

(Насколько законно такое увольнение, мы разбираться не будем: это дело испанских законодательных органов, профсоюзов, королевских комитетов, следящих за исполнением трудового законодательства. Моральные оценки и выводы — тоже не наше дело. В наши прямые обязанности входит лишь беспристрастное изложение фактов и общественных высказываний. Итак. Компания Peluqueria y Maquillaje S.A (PEYMA) в том виде, в каком она существует сейчас, была учреждена 31 декабря 1987 года. С тех пор и по настоящее время Луис Лонгерас является Президентом компании. Peluqueria y Maquillaje S.A (PEYMA) объединяет 18 салонов, находящихся в собственности семьи. А всего под брендом Луиса Лонгераса работают 123 салона, в том числе и франчайзинговых. Кроме того, в Барселоне работает International Llongueras Center («Институт Лонгераса»), а по всему миру рассредоточены 16 базовых учебных центров. Фактическим управляющим Peluqueria y Maquillaje S.A (PEYMA) уже несколько лет является Эстер, старшая дочь Луиса Лонгераса.

Истоки сегодняшнего скандала в благородном семействе следует искать в событиях пятилетней давности, а вся интрига глубоко укоренилалсь на самой что ни на есть благодатной почве: любовной. В 2005 году первый брак Лонгераса распался. Как хороший отец и, пусть и бывший, но достойный муж, он не счёл возможным оставить первую семью без средств к существованию. Акции Peluqueria y Maquillaje S.A (PEYMA) Луис Лонгерас разделил: доли достались самому Луису, его бывшей жене и двум детям от этого брака. В августе 2006 года Луис Лонгерас женился снова, его избранницей стала бывшая коллега Джоселин Новелла. За четыре года молодая жена родила Луису двоих сыновей и дочку, сегодня у Луиса трое маленьких детей, масса творческих планов и... крайне незначительная доля в самой крупной компании корпорации Luis Llongueras.

В октябре 2010 года бывшая семья «скинулась» и на руках у них совокупно оказалось более 50% акций Peluqueria y Maquillaje S.A (PEYMA), а значит, и приоритетное право управления компанией. Этот экономический козырь был незамедлительно использован против Луиса Лонгераса.

С таким «рейдерским захватом» сам патриарх категорически не согласен. Сейчас ясно одно: в жизни Луиса Лонгераса начался новый период. Впрочем, таким ярким и талантливым людям судьба не даёт расслабиться и почивать на лаврах. Что, собственно, и подтверждает материал, написанный ещё до всех этих оглушительных событий.

Луис Лонгерас Баттл (Luis Llongueras Batlle), испанский стилист, владелец сети салонов Llongueras, третья «Междуна­родная Легенда» парикмахерского искусства, до него эту награду получали только Видал Сассун и Тревор Сорби. Личный друг Сальвадора Дали, он научил художника технике укладки его выдающихся усов, а также создал гигантский парик-занавес, который сегодня украшает постоянную экспозицию Музея Дали. Испанская королевская чета — Хуан Карлос и София — консультируются только у Луиса, к числу его постоянных клиентов относятся звёзды кино, политики и моды... Но и все эти факты — только верхушка айсберга по имени Луис Лонгерас.

Луис Лонгерас родился в 1936 году. Как и многие дети, чьё взросление пришлось на послевоенные годы, подростком он был неуправляемым: барселонскую Школу изящных искусств, где по мнению его отца, известного дизайнера одежды, Луису было самое место, бросил. Из кондитерской, куда отец пристоил его учеником в отместку за вольнодумство, сбежал через неделю. Вместо этого юный каталонец путешествовал автостопом по Европе, а чтобы заработать хоть какие-то деньги, устроился ассис­тентом в один из лучших парикмахерских салонов Барселоны Can Dalmau. Тут-то и нашла его Судьба. Луис Лонгерас влюбился в парикмахерское искусство, и более всего — в магию преображения. Всю последующую жизнь он был сам себе Академия — изучал психологию, техники и технологии парикмахерского мастерства, пластические и изобразительные искусства, да и сегодня продолжает непрерывно учиться. Однако своим последователям Луис сильно облегчил жизнь: ежегодно один только барселонский Институт Лонгераса (International Llongueras Center) выпускает 5000 парикмахеров.

Представим, что наши читатели — студенты вашего Института. Что вы говорите на самом первом занятии вашим студентам?

Я говорю им о том, что профессия стилиста или консультанта по внешнему облику – одна из наиболее увлекательных и благодарных. Родись я заново, я бы снова выбрал её.

С самого начала амбиций юноше было не занимать: первый свой бизнес он устроил прямо в спальне родительского дома. С утра пораньше кровати убирались, на их место ставились сушуары, и пока Лонгерас-старший колдовал над нарядами своих клиенток, Луис занимался их причёсками. Из дома Лонгерасов дамы уходили вдвойне красивыми и довольными. Но масштаб был не тот, и уже в 20 лет Луис решил открыть настоящий салон.

Для этого он подготовил подробный бизнес-план и запросил кредит у руководителей отделений «Банко Испано Американо» и «Банко Бильбао». Экономические выкладки были настолько грамотными, а предполагаемая клиентура, расходы-доходы и план погашения кредита настолько просчитаны, что оба банка предоставили кредит, невзирая на то, что двадцатилетний юноша в 1950-е считался ещё несовершеннолетним! Первое важное дело в жизни Лонгераса было сделано: 300 тысяч песет кредита он вложил в открытие первого салона на пересечении улиц Гран Виа и Вильядомат. Сегодня Империя Лонгераса — это более 100 его собственных салонов, находящихся в Андорре, Буэнос-Айресе, Каракасе, Женеве, Лиссабоне, Милане, Монтевидео, Санто-Доминго, Токио, Цюрихе, и, конечно же, по всей Испании.

Как со временем изменилось «самое важное» в вашей жизни: что было самым важным в 20 лет? В 30 лет? В 40 лет? Сегодня?

Вначале моей мечтой было достичь максимально высокого уровня, и я шёл к этой цели, прилагая огромные усилия на протяжении многих лет и десятилетий. Сегодня же то, к чему я стремлюсь – это поддерживать хороший уровень; кроме того, с годами я стал больше интересоваться собственным здоровьем – это необходимо, чтобы всегда оставаться в хорошей форме.

В 1992 году его парик-занавес, над которым Лонгерас трудился более 1000 часов, был официально внесён в Книгу рекордов Гиннеса. В 1996 году стилист стал обладателем премии «Международная Легенда». Он — кавалер едва ли не всех возможных орденов, наград и титулов мира парикмахерского искусства.

Вы — Международная Легенда, человек с мировым именем. Какими словами сегодня вам можно польстить так, чтобы вы растрогались?

Все, что вам нужно – это сказать: «Я – ваш последователь»... или: «Спасибо за ваш метод»… или: «Я научился своей профессии в вашей школе (на ваших курсах) и всегда помню об этом». Это всегда меня трогает!

То, что Лонгерас-мегастилист известен каждому, кто вообще хоть что-то смыслит в парикмахерском искусстве, аксиома. Но многие знают его и как педагога: образовательная система Империи Луиса целиком основана на «методе Лонгераса», так же называется и постоянно переиздающийся учебник-четырёхтомник.

А кроме того, неутомимый каталонец воплотил-таки мечту своего отца: изящные искусства покорились ему так же, как искусство владения расчёской и ножницами. Сегодня мир знает и Лонгераса-скульптора, и Лонгераса-писателя, и Лонгераса-фотохудожника. Свою первую персональную выставку скульптур он открыл в 1987 году. Искусствоведы были приятно удивлены.

Кем сегодня вы ощущаете себя больше: артистом и шоуменом, художником (скульптура и фотография), парикмахером, бизнесменом, медиа-звездой (ньюсмейкером), педагогом?

Я думаю, что во мне предостаточно от каждого из них! С опытом все мы понимаем, что можем достичь ещё большего.

Истинный шоумен и эксцентрик, Лонгерас всегда удивлял публику: его модели были самые необычные, его причёски трансформировались как по мановению волшебной палочки из авангарда в классику. А в 1977 году Лонгерас потряс публику, собравшуюся на его шоу на Уимблдонском стадионе в Лондоне, тем, что вдруг начал стричь… собственные волосы. Кстати, свою стрижку Луис доверяет только одному человеку: себе самому.

Вы авангардист и настоящий провокатор от искусства, отчего это: в вас говорит хулиганский характер, дух противоречия, чувство юмора?

Так ведь одного без другого не бывает! Всегда так: либо ты становишься «нарушителем устоев» и провокатором, либо никогда ничего не добьёшься в этой жизни.

Это он открыл первый в Испании салон-унисекс, до 1972 года парикмахерские делились на женские и мужские. Это он воплотил в жизнь проект Self Service: в 1982 открылась первая в мире «парикмахерская самообслуживания», устроенная по принципу прачечных-автоматов, где круглосуточно можно было помыть голову и сделать укладку. Это он придумал Fashion By, место, где в дополнение к обычным парикмахерским процедурам делали бы татуировки или пирсинг.

В наше время пост-постмодернизма искусствоведы утверждают, что ничего нового в литературе, изобразительном искусстве и т. д. придумать уже нельзя, всё «новое» — это цитаты и самоцитаты. В этой связи: возможно ли придумать что-то новое в парикмахерском искусстве, или будущие поколения смогут исполнять только «вариации на темы»?

Если мы посмотрим на более древние времена (древнюю историю), то убедимся, что всегда всё копировалось с ещё более древних образцов, но при этом всё всегда подвергалось изменениям; что же касается искусства вообще и парикмахерского искусства в частности, то тут ещё многое только предстоит создать. Я сам ежесезонно эволюционирую… и мои идеи ещё далеко не иссякли!

И откуда вы черпаете идеи? Особая связь с тонкими мирами, как у вашего друга Дали?

Идеи приходят ко мне, когда я думаю. В одиночестве. Когда я испытываю на практике новую технику. Кроме того, мне также помогает хорошая музыка, такая как «Адажио» Малера или «Кориолан» Бетховена. Я вызываю вдохновение благодаря творческому состоянию духа.

Несколько лет назад экс-мэр Барселоны сеньор Паскуаль Марагаль сказал: «В нашем городе есть люди, которые внесли решающий вклад в создание стиля Барселоны и сделали его известным во всём мире. Один из этих людей, несомненно, Луис Лонгерас».

Испания славится подрывателями устоев: Пикассо, Дали, Гауди, вы… Почему так получается: особая вода, еда, вино; особая природа; особенное испанское воспитание, что-то ещё?

У нас в Каталонии говорят, что у каталонцев есть так называемая rauxa (сумасшедшинка) – приступы безумия и небывалой смелости, которые помогают нам быть лучше и оригинальнее.

Конечно, Луис Лонгерас — не персонаж какого-то непрерывного шоу. Он живой человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Более того, «не чуждо» в превосходной степени! Говорят, он был неоднократно замечен на нудистских пляжах балеарского острова Форментера, и уж совершенно точно он обожает свою подругу, в одном из интервью он говорит о ней так: «Когда у нас с ней близость, и она без одежды, волосы — её главное украшение» (всё-таки даже в любви Луис остаётся немного парикмахером).

Без чего вы могли бы обойтись в жизни? И без чего совершенно точно не могли бы жить?

Могу сказать только, что не смог бы выжить без любви, дружбы, без детей, без моей возлюбленной, без работы и связанных с ней целей, без гастрономии, без музыки, без искусства… без Форментера — моего убежища, моего «необитаемого острова».

В США и Канаде система обучения по «методу Лонгераса» называется fast-system. Особая техника «запрограмированной стрижки», позволяющая выполнить процедуру не за 30-40 минут, а за 5, конечно, описана в книгах, но тысячи парикмахеров со всего мира приезжают в Барселону, чтобы научиться секретам в Институте Лонгераса. А ещё под маркой C&C Llongueras по франшизе работают четыре центра базовой подготовки стилистов. И с каждым годом студентов становится всё больше.

Сегодня очень много крупных парик­махерских школ, один ваш Институт чего стоит. Как вы считаете, может ли вдруг в мире оказаться «слишком много» парикмахеров?

Начнём с того, что половина молодых людей, поступающих на парикмахерские курсы или в академии, не заканчивают обучение, а ещё часть бросают профессию, не проработав и года после окончания обучения. Так что всё под контролем, равновесие не нарушается. (Улыбается.)

Так сказать, «лицензионных» или «ассоциированных» салонов Луиса Лонгераса по всему миру более 50. Не очень много? Но ведь никогда, никому франшиза не предоставлялась без детального и вдумчивого обучения в Институте. Всё дело в «методе Лонгераса», без знания которого, уверен Луис, невозможно создать коммерчески успешное заведение. А уж тем более, заведение, носящее его собственное имя.

Кого вы никогда не взяли бы к себе на работу?

Глупцов, которые считают себя умными. А ещё подростков, людей незаинтересованных, безразличных, излишне самоуверенных и высокомерных…

Каких только клиентов не было за время карьеры великого стилиста! Согласитесь, немного найдётся на свете людей, приближённых к королевским головам. А Луис не только стрижёт короля Хуана Карлоса, но и научил королеву Софию укладывать волосы методом brushing. Ясное дело, причёсывает королеву камеристка, но каков эффект: в свои 70 королева преобразилась! А Сальвадор Дали? С ним-то уж и вовсе никто не мог совладать, а Луису это удалось с необычайной элегантностью. Более того, Лонгерас признаётся, что с Хуаном Карлосом ему работать не очень интересно, ведь над ним довлеет столько церемониальных ограничений, то ли дело Дали. Кстати, свои великолепные усы Сальвадор фиксировал финиковым соком — из чистого гурманства.

А какого клиента вы никогда не взялись бы стричь? Почему?

Многих. Например, тех, кто по ошибке просит меня сделать им причёски, которые им совершенно не идут. В этом случае я всегда предлагаю то, что больше подходит. Не соглашаются — отказываю.

Если считать с момента, когда четырнадцатилетний Луис начал работать ассистентом в салоне, то в этом году у него профес­сиональный юбилей. 60 лет как-никак. И если он всерьёз не возьмётся за написание автобиографии, история литературы может потерять один из самых увлекательнейших исторических и приключенческих романов! Из всех написанных им книг больше всего он рассказывает о себе и своём характере в Llongueras Tal Cual («Лонгерас как он есть»), но это всё-таки не автобиография.

Может ли в вашей жизни наступить момент, когда вы отойдёте от дел, отправитесь, так сказать, на пенсию?

По-хорошему, мне следовало бы уйти на покой уже 9 лет назад, но я по-прежнему веду всё тот же образ жизни – в профессиональном и творческом плане. Я прилагаю усилия для того, чтобы быть в состоянии продержаться ещё 10-14 лет и продолжать бороться по-прежнему. На мой взгляд, уйти на покой — это в некотором смысле умереть!

Луис легко сбрасывает со счетов всемирную славу, награды, свою артистическую карьеру и достижения в качестве писателя и художника. Главное, что он ставит себе в заслугу — открытие Института, благодаря которому во всём мире у Луиса появились тысячи образованных последо­ва­телей-профессионалов и, конечно же, сотни тысяч счаст­ливых клиентов.

Вам бы хотелось быть единственной в мире Империей парикмахерского искусства, монополией?

Нет. Это было бы несправедливо и неэффективно. Конкуренция — жизненно необходимая вещь. Кроме того, наличие конкурентов служит для меня стимулом к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Вы говорите, что очень важно, чтобы сотрудники чувствовали себя уверенно. Как вам удаётся устроить так, чтобы ваши сотрудники всегда были уверены в себе и в своём будущем?

Благодаря системе, которую я создал в 50-е годы, когда я только начал работу. Они работали в моих салонах так, как если бы это был их салон. Без каких-либо экономических ограничений. Чем больше они зарабатывали, тем больше денег получали. Так у моих сотрудников появлялась максимальная заинтересованность, они легко соглашались проходить курсы переподготовки и повышать квалификацию каждый сезон. Именно это и придаёт им уверенность.

Луис всегда был новатором и поклонником прогресса — ещё не в каждой испанской парик­махерской были вентиляторы, а в его салонах уже в 1961 году появились кондиционеры. Но вот в революционное значение IT-технологий, интернета и прочих новейших средств коммуникации применительно к будущему парикмахерского искусства Лонгерас не верит. Конечно, у него есть свой сайт, но это, скорее, просто дань времени. Лонгерас безоговорочно верит в человека.

Есть ли, по вашему мнению, среди молодых стилистов потенциальная звезда вашего масштаба? Если есть, то кто этот человек?

В мире профессионалов – так же, как и в искусстве – уже невозможно выделить великих гениев масштаба Пикассо, Дали и т. д., поскольку общий уровень большинства существенно повысился, так что есть сотни прекрасных и превосходнейших стилистов.

Так получилось, что парикмахерам не дают Оскара, Пулитцеровской или, скажем, Нобелевской премии. Но если бы давали — Луис Лонгерас точно бы стал лауреатом. А вот что он сам думает по этому поводу.

Если бы существовала Нобелевская премия в области парикмахерского искусства, за что бы её следовало давать?

Её следует присуждать тем, кто не просто внёс значительный вклад в развитие индустрии, но и стал символом эпохи. Я присудил бы её Александру де Пари – посмертно – и Видалу Сассуну, который, к счастью, пока ещё жив! Они – каждый по-своему, один раньше, другой позже, — стали творцами Истории парикмахерского искусства и мастерства, их вклад трудно переоценить.

У Лонгераса есть принципы, концепции, профессиональная и творческая философия. А вот квинтэссенция его человеческой философии звучит так:

Жизнь любого человека конечна. Как должна звучать эпитафия на вашей могиле?

«Он безумно любил жизнь и сумел насладиться ею в полной мере».

Источник

1 комментарий:

Markaryan Kinst комментирует...

Ваш покорный слуга работае в журнале, основанном Луисом Лонгерасом. Поэтому новость не могла не заинтересовать, тем более что узнал об этом из статьи.
Интересный человек ЛЛ, великий.