Несмотря на многие пессимистичные пророчества прессе в борьбе с другими медиаканалами, объем рекламного рынка печатных изданий Украины в 2010 году показал существенный рост. Согласно данным ВРК, его объем за год в целом увеличился почти на 17%, причем и региональная, и всеукраинская пресса показали приблизительно одинаковый рост. «МедиаБизнес» спросил у топ-менеджмента ведущих украинских издательств об оценках событий уходящего года и прогнозах на 2011 год.
Первое, что отметили руководители большинства опрошенных издательств – вышеупомянутый рост. Причем касается это не только рекламных поступлений, но и продаж по ряду изданий.
Замгендиректора ИД «Бурда-Украина» Андрей Вдовиченко отметил, что его компания по основным продуктам уже приблизилась к уровню продаж 2008 года, а по некоторым – даже превзошла его. Да и прогнозы роста рынка рекламы в начале года более чем оправдались – тогда речь шла о 10-15% роста, говорит Вдовиченко.
Не только о достижении, но и о «перевалке» за уровень доходов 2008 года, говорят в издательстве «Эволюшн Медиа». По словам гендиректора компании Юлии Литвиновой, даже в 2009 году в издательстве наблюдался рост доходов по сравнению с «докризисным».
Положительно результаты уходящего года оценили и в ИД «Эдипресс Украина». Коммерческий директор издательства Оксана Олиярчук отметила рост рекламных доходов компании в 2010 году от 9% до 30%, в зависимости от категории изданий.
Рост доходов в 2010-м наблюдался и в региональной прессе. Руководитель комитета по аналитике АНРИУ Сергей Чернявский отмечает «рекламный рынок начинает немного подниматься». «Хотя в регионах есть некоторые опасения на 2011 год, связанные с налоговым кодексом», - говорит он.
Несмотря на то, что и ВРК, и издатели рапортуют о высоком росте доходов, на рынке есть и отличое видение ситуации. Согласно данным мониторинга печатных изданий, издаваемых в Киеве, который проводила компания «Мониторинг СМИ Украины», общий рост предполагаемых рекламных бюджетов печатных изданий увеличился всего на 5%.
По данным компании, журналы для женщин остаются самой наполненной группой печатных СМИ по объемам рекламы, далее следуют деловые и общественно-политические СМИ, соответственно.
Самый большой рост в 2010 году, по сравнению с 2009, показали телегайды, общественно-политическая группа печатных СМИ и журналы для женщин.
Максимальная динамика роста за тот же период было у групп «Кулинария» - почти 18% и «Компьютерные и современные технологии» - больше 15%.
Меньше рекламы стало только в 2-х группах - это «Журналы о звездах» (-10%) и группа «Для родителей» (-7%), говорится в отчете компании.
Однака такая разница в оценках объема рынка не мешает крупным издательский домам на будущий год делать не менее оптимистичные прогнозы, чем оценки результатов нынешнего.
«Бурда-Украина» на 2011 год запланировала выпуск новых журналов преимущественно в сегменте развлекательных и кроссвордных изданий. Также г-н Вдовиченко сказал, что ИД намерен инвестировать существенные средства в развитие контента, в дистрибуцию и продвижение уже существующих изданий.
Рынку он пророчит 15-17% роста, причем быстрее всего расти будут родительские и интерьерные издания, говорит он.
Безоблачное будущее сегменту родительских изданий пророчат и в «Эдипресс Украина». «В следующем году несколько наших спецвыпусков становятся периодическими изданиями («Ждем Малыша» и «Диетика»)», - говорит Олиярчук.
Так или иначе, но в 2011 году будет продолжаться процесс переплетения медиаканалов. Многие издательства, несмотря на свой же оптимизм относительно будущего прессы, намерены усиливать свои позиции в интернете. «Эволюшн Медиа» намерена уже в первом квартале 2011 года запустить два региональных портала, говорит г-жа Литвинова. Их география пока не разглашается.
Также в издателестве в будущем году намерены создать Школу фоторепортажной журналистики – на базе фотоинформагентства PHOTOLENTA\PHL, входящего в компанию.
Продолжит инвестировать в интернет и ИД УМХ. По словам гендиректора издательства Татьяны Ефименко, в следующем году там намерены запустить три новых интернет-проекта. Также известно, что весной будущего года УМХ запустит журнал Forbes, а со временем запустить сайт журнала.
«Тренды года будут направлены на мультимедийность и качество контента в медиа», - говорит г-жа Ефименко.
О «миксовании» интернета и прессы как о тренде для рынка говорит и г-н Чернявский. «Мы отстаем в продвижении прессы как рекламоносителя. Если посмотреть количество новостей о развитии и росте доходов в интернете, то выяснится, что мы (пресса, - МБ) в десятки раз отстаем от него», - говорит он.
Тем не менее, цены на рекламу в прессе повышать в 2011 году намерены многие. «Эволюшн Медиа» пока говорит о подорожании рекламы лишь в еженедельнике «Комментарии», в среднем, на 10%. Еще ранее о своих новых ценах объявила «Бурда-Украина». Там рост цен по отношению к 2010 году составил до 15%.
Об аналогичном намерении в интервью «МедиаБизнесу» говорила и гендиректор ИД Sanoma Magazines Ukraine Юлия Стефанишина. Тода речь шла о росте цен в 10-15%.
В отличие от всеукраинского, рынок региональной прессы в 2011 году может пережить более глобальные изменения. По словам г-на Чернявского, в следующем году, вероятно, будет принят закон о приватизации государственных и коммунальных СМИ, что может изменить конфигурацию региональных рынков. АНРИУ в следующем году намерена провести исследования аудитории региональных изданий во всех областных центрах Украины и уточняющие исследования объемов рекламы в региональной прессе.
Данил Билык, Татьяна Харченко, Ярослава Наумова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий