росмотров: 111
Контролировать ассортимент товаров в новых ларьках и палатках, которые заработают с 1 июля 2011 года, будет некому, так что недобросовестные продавцы смогут торговать там практически чем угодно. Часть старых ларьков могут сохранить под видом «социально значимых», а количество киосков с прессой по новой схеме размещения нестационарных объектов торговли уменьшится на 65%.
В четверг, 24 февраля, в Мосгордуме прошло заседание комиссии по экономической политике и предпринимательству по вопросу «О порядке размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве».
«Непонятно, что они рассматривают»
В начале заседания руководитель комиссии, депутат Игорь Протопопов (фракция «Единая Россия») напомнил, что сейчас органы местного самоуправления (МСУ) рассматривают схемы дислокации новых точек размещения объектов нестационарной торговли, которые должны заработать с 1 июля 2011 года. МСУ не имеет в столице соответствующих полномочий, но об этом попросил мэр города.
Не представившаяся сотрудница департамента торговли и услуг города сообщила о «большой работе, которая ведется сейчас во всех округах». Она отметила, что много предложений по изменению и уточнению схемы приходит в департамент и передаются в Москомархитектуру на доработку. Активней других, по ее словам, в департамент обращаются бизнесмены, но, к сожалению чиновников, не все из них могут быть учтены.
Несколько снизил пафос выступлений депутата и чиновника заместитель главного архитектора города Москвы по Северному административному округу Вячеслав Дьячков. «Мне непонятно, что сейчас обсуждают органы местного самоуправления,— сказал он.— Сегодня мы имеем предложения для окончательного формирования схемы». Другими словами, получалось, что схем дислокации так до сих пор и нет.
«Социально-значимое» мороженое
Он также сообщил, что часть палаток и ларьков в границах улично-дорожной сети, на уничтожении которых неоднократно настаивало столичное правительство и Сергей Собянин, может быть сохранено, если они причислены чиновниками к «социально-значимым объектам». Заместитель главного архитектора пояснил, что речь идет о ларьках с мороженым, павильонах-справочных и пунктах продажи билетов на общественный транспорт. «Есть второстепенные улицы в районах, где расширение проезда не планируется», — обозначил Вячеслав Дьячков возможные места сохранения «социально-значимых» объектов.
Игорю Протопопову позиция замглавы комитета по архитектуре и градостроительству не понравилась. «Москомархитектура взяла не свои полномочия, определять, где размещать, и где нет»— заметил он.
В ответ Вячеслав Дьячков сообщил, что мониторинг соответствующих мест проводил НИиПИ Генплана города, которое и выявило острую потребность региона в сохранении этих объектов.
Газеты не купишь
Кроме того, в ходе заседания выяснилось, что в новой схеме размещения нестационарных объектов количество палаток с прессой уменьшится на 65%. Хотя Сергей Собянин давал ранее поручение— сохранить всю нестационарную торговлю прессой в столице.
И согласно тому же мониторингу размещения палаток с прессой в декабре 2010 года, которую провел НИиПИ Генплана, в столице выявлена существенная нехватка киосков с печатью. В частности, в СЗАО нехватка составила 21% от установленной нормы, в ЦАО— 12%, в среднем по городу— 20%.
Торгуй, чем хочешь
Впрочем, проблемы с прессой и сроками формирования схемы дислокации кажутся не такими серьезными в сравнении с тем, что ассортимент продукции в новых киоски будет некому контролировать.
Игорь Протопопов поинтересовался у представителей департамента торговли и услуг, кто и как собирается проверять соответствие ассортимента в палатках после 1 июля? Чиновники ответили, что это должны делать префектуры, а вот на вопрос — «как они это станут делать» — внятного ответа не последовало. Между тем, согласно региональному законодательству, 80% ассортимента нестационарных точек должно соответствовать основному профилю объекта торговли, а 20%— составлять дополнительный ассортимент.
Руководитель комиссии по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле общественного движения «ОПОРА России» Владлен Максимов заметил, что пока даже непонятно, каким образом будет учитываться 20% дополнительного ассортимента: от того, что выставлено на витрине; от всех товаров или от оборота.
На что депутат резонно возразил, что в таком случае недобросовестные предприниматели смогут торговать в новых киосках чем угодно, хоть спиртным, а привлеченные в судебном порядке— станут затягивать процессы на 1,5–2 года, продолжая получать прибыль, ведь срок аренды согласно новым правилам— всего 3 года.
Даешь свободу торговли
Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин полагает, что требования к определенному ассортименту в принципе незаконны.
«Требование об ассортименте противоречит гражданскому кодексу РФ, — отмечает Оськин. — В нем предусмотрена свобода торговли, а значит, только продавец вправе сам определять ассортимент. Но чиновники или из идеологических, или из корыстных побуждений выстраивают всякого рода ограничения, включая диктат по ассортименту».
По словам главы АРПП, практически нигде в мире власти не ограничивают свободу предприятий торговли в части легального ассортимента. К примеру, в Польше газетные киоски торгуют бытовой химией и медикаментами, что позволяет сдерживать рост цен на газеты и журналы. «У нас нет сил и возможностей на законных основаниях контролировать ассортимент киосков с прессой, а если этим займутся власти, то их проверки приведут к вымогательствам и „закошмариванию“ бизнеса», – сказал Александр Оськин в интервью GZT.RU.
В свою очередь, предприятия, которые торгуют в подземных переходах, по своему опыту знают о том, что такое сокращение разрешенного ассортимента. "Ассортимент продукции в подземных переходах власти постепенно сокращают на протяжении последних 10 лет, – рассказал GZT.RU Сергей Марков, представитель Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы. – К примеру, несколько лет назад была запрещена торговля продуктами питания под предлогом несоблюдения сроков хранения. Также была запрещена продажа обуви и одежды, парфюмерии и косметики (последнюю можно продавать только в переходе на Пушкинской). Раньше разрешалось продавать аудио- и видео-диски, но ее продажу запретили под предлогом борьбы с распространением контрафакта".
Дальнейшее сокращение ассортимента ставит под вопрос существование торговли в целом, говорит Марков. "Чем мы будем торговать, семечками и почтовыми марками?", – возмущается он. Между тем, магазины в подземных переходах – это, по сути, обширная сеть магазинов шаговой доступности для москвичей и гостей столицы: через переходы за день проходит около 10 млн пассажиров, которым удобно покупать в переходах самые разные предметы мелкого ширпотреба, настаивает Марков.
Илья Зиненко, Александр Трифонов
Комментариев нет:
Отправить комментарий