10.04.2011

Армяне требуют, чтобы им вернули украденные культурные ценности

Наследники жертв геноцида армян все чаще обращаются в суд с требованием вернуть украденные у их предков культурные ценности. Об этом говорили участники панельной дискуссии по вопросам реституции, которую организовал в прошлом месяце в Лос-Анджелесе юридический факультет Университета Лойолы. В Лос-Анджелесе проживает самая большая армянская диаспора в мире. По численности армянского населения город уступает лишь самой Армении.

Наибольшую известность получил спор лос-анджелесского Музея Гетти с Армянской апостольской церковью, которая требует вернуть семь страниц из рукописного Зейтунского Евангелия XIII века (Зейтунское Евангелие с росписями великого средневекового армянского миниатюриста Тороса Рослина, которое было создано в 1256 году, в настоящее время хранится в ереванском Институте древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца, однако первые семь страниц его находятся в Гетти). Судебный процесс, начатый летом прошлого года, все еще идет. Гетти утверждает, что страницы были приобретены легально и что провенанс их был тщательно расследован, — но ААЦ сдаваться не собирается. Как говорит эксперт Калифорнийского университета в Дэвисе Хегнар Уотенпо (Heghnar Watenpaugh), «эти фрагменты стали рассматриваться как яркий символ наследия, которое необходимо отвоевать. [Благодаря спору] армяне вновь задумались об этом наследии».

В марте калифорнийская некоммерческая организация «Центр армянской памяти» подала в суд на Федеральный резерв США, требуя предоставить информацию об армянском золоте, конфискованном во время геноцида. Оно было переведено в Рейхсбанк Германии, которая после Первой мировой войны была вынуждена отдать его Франции и Великобритании, — а они уже продали золото Штатам.

Нынешняя тяжба открывает двери для исков против музеев, хранящих украденные произведения искусства. Возможно, с судебными исками в будущем придется столкнуться и Художественному музею Уолтерса (Балтимор), в коллекцию которого входят 11 армянских манускриптов, в том числе Евангелие работы Тороса Рослина. Провенанс этого раритета в период с 1915 по 1929 год до конца не выяснен.

Что касается музея Гетти, то он, скорее всего, договорится с ААЦ вне суда. Об этом сообщила представитель Фонда Гетти.

По материалам: theartnewspaper.com

Комментариев нет: