Рынок цифровых журналов переживает те же процессы, через которые уже пришлось пройти бумажным СМИ. В декабре прошлого года в СМИ началась настоящая истерия по поводу того, что рынок цифровых журналов буквально разваливается. После кратковременного всплеска, продажи цифровых публикаций для iPad начали стремительно падать. Как показывает статистика агентства по аудиту тиражей – ноябрь 2010 года стал самым худшим месяцем за всю недолгую историю рынка цифровых журналов в системе Apple .
Количество платных загрузок цифрового журнала Vanity Fair ,отметим, что среднее количество скачиваний журнала в AppStore за период с августа по октябрь составляло 10 500, снизились до 8 700. Цифровую версию GQ загрузило лишь 11 000 пользователей, Men ’ s Health не досчитался 30% своих цифровых пользователей, а продажи iPad версии Glamour в октябре просели на 30% по сравнению с сентябрем. Даже первооткрыватель цифрового поля – журнал Wired просел на 35%, его продажи сократились с 31 000 (апрель) до 23 000 (ноябрь).
Но может быть все не так уж плохо? Ведь мы до сих пор не знаем статистики покупок цифровых журналов за декабрь – январь. По мнению экспертов рынка именно за этот промежуток времени было продано наибольшее количество планшетных компьютеров Apple . Пользователи активно приобретали гаджет в качестве рождественского подарка. Но даже и без этих данных очевидно, что количество загрузок цифровых журналов обладает большим потенциалом к росту по мере того как все больше пользователей приобретают iPad .
Процесс привыкания пользователей к новому продукту, коим являются цифровые журналы, схож с процессом привыкания к основным форматам подачи информации, начиная с зарождения печатных СМИ после появления в XV веке в Европе первого печатного станка и заканчивая появлением блогосферы в конце 90-х.
iPad журналы не встречаются с проблемами, которые приходилось решать первым книгам, глянцу или блогам. Тем не менее, появление нового вида медиа всегда связанно с решением круга задач культурного, политического и технологического характера. Если проследить за историей зарождения и становления, привычных для нас медиа, то можно констатировать, что цифровые журналы не уродливые близнецы печатных СМИ, а новый вид медиа, который переживает стадию зарождения. Для того, что бы предсказать развитие планшетных журналов, необходимо вспомнить историю и проследить, как новая технология полностью поглотила старую. Схожим образом цифровые СМИ полностью заменят бумажные. Когда то чтение бумажных книг и периодики было прерогативой элиты, подобным образом мы сегодня воспринимаем человека, который читает, скажем, GQ с экрана iPad . Вспомните, к примеру, древние книги – они были редки, затратны в изготовлении и очень дороги. Обложка книг тех времен, как правило, изготавливалась из золота и инкрустировалась драгоценными камнями. Низкий уровень грамотности населения означал, что простолюдины больше привыкли слушать глашатаев на улице – нежели читать. Понадобилось время, что бы сломить эту тенденцию и расставить все по своим местам.
По мере того, как стоимость бумаги снижалась, она получила широкое распространение среди населения. По мере удешевления товара он становится популярным. Для примера, вспомните, сколько стоил мобильный телефон лет пятнадцать назад, и сколько людей могло его приобрести. Высокая цена на бумажные книги держалась вплоть до 1700 г., до изобретения печатной машины Иоганом Гутенбергом. Именно печатный пресс, основанный на технологии подвижных литер, позволил удешевить и ускорить производство книг, и других печатных изданий. В начале XVIII века бумажная продукция перестала быть товаром для элиты политических и церковных кругов. Был дан старт развитию печатных СМИ.
Энди Тичер ( Andie Tucher ) – известный историк и директор Колумбийского университета журналистики говорит, что примерно в это же время ежедневные газеты начали появляться в Америке. C начала они воспринимались, как экзотический товар. Одна и та же газета читалась несколькими людьми, а подшивки газет можно было получить в качестве подарка на свадьбу. Только когда бумага упала в цене, а новое оборудование упростило печать, они получили широкое распространение. Именно технологический прорыв привел к появлению такого термина как «дешевая пресса» ( penny press ). «Средний тираж колониальной газеты редко превышал 200 единиц. К концу 1830г., средний тираж газеты подрос до 20 000 копий, они стоили гораздо дешевле, что позволило большему количеству человек их покупать», – говорит Тичер.
Дешевые газеты быстро завоевали популярность среди растущего класса рабочих. Газеты тех времен писали о политике, правительстве, рассказывали о пришествиях, преступлениях, жизни звезд и других событиях. Чтение газет привело к культурному подъему среднего класса. «Много людей из среднего класса не проявляли интерес к чтению газет. Тем не менее по мере того, как этот товар получил широкое распространение, они просто не могли оставаться в стороне. Поэтому рабочие начинали читать газеты, бороться за свои права и принимать активное участие в общественной жизни», – говорит Тичер. Доступность, дешевизна и изменение покупательского поведения привели к массовому росту целевой аудитории бумажных газет. Похожим образом развивался и рынок журналов. Пока газеты специализировались на массовых новостях, журналы изначально предназначались для среднего класса. Несмотря на сходство этих двух товаров, прошло время, прежде чем журналам удалось стать массовым товаром. Почему журналам удалось добиться массовости? Этому способствовало изменение покупательского поведения пользователей и увеличившееся количество компаний-дистрибьюторов глянца. Покупателям журналы быстро понравились, в ответ журналы отплатили увеличением потребительской ценности: в изданиях стали появляться красочные фотографии и иллюстрации, кроме того их стоимость начала снижаться.
Рынок цифровых журналов обязательно повторит историю развития бумажных СМИ. Новые технологии всегда сталкивались с многочисленными трудностями в момент зарождения. Это может показаться банальностью, но покупатели неохотно тратятся на новые и дорогие платформы. К счастью, по мере развития технологий, сегодняшние новинки могут стать обязательным атрибутом нашей жизни. В частности, сегодня никого не удивляет тот факт, что стоя в пробке – мы слушаем радио. А ведь когда-то радиоприемник был дорогостоящим товаром, позволить который себе мог не каждый. Блоги стали своеобразным мостиком из мира печатных медиа в мир цифровых технологий. Я уверен, что рынку планшетных компьютеров уготован схожий путь развития, который мы видели на примере блогосферы.
Сам термин «веб-блог» появился в начале 1997г., понадобилось более десяти лет прежде чем под этим словом мы понимали бы то, что сегодня представляет собой блог. «Основными драйверами развития блогосферы стали два фактора: первый – релевантность содержимого, блоги стали действительно популярными среди Интернет-сообщества, второй – монетизация ресурса. Сегодня каждый может разместить у себя на блоге рекламу от Google и заработать немного денег », - говорит Скот Розенберг ( Scott Rosenberg ) основатель блога Salon и автор книги об истории блогов « Say Everything », что в переводе означает – «Говори все, что хочешь».
Другим фактором стало растущее количество Интернет-пользователей. Согласно статистике Internet World Stats в 1997г., их количество составляло чуть больше 17 млн. человек. К 2003г., этот показатель взлетел до отметки в 713 млн., на сентябрь 2010г., количество пользователей во всемирной паутине выросло до 1,9 млрд человек. Хотите – верьте, хотите – нет, но сегодня во всемирной паутине насчитывается более 125 млн блогов.
Так как же падение продаж цифровых журналов взаимосвязано с развитием нового вида издательского товара? Эта тенденция характерна для всех товаров в начале своего развития. Сперва его покупает небольшое количество новаторов, затем идет спад, поскольку количество подобных покупателей не особенно велико. Далее следует ожидать постепенное увеличение продаж, поскольку новый товар проходит через культурную адаптацию среди основной массы покупателей. «Эти стадии всегда повторяются. Необходимо время для того что бы покупатели привыкли к новому товару или технологии, иногда необходимо что бы сменилось несколько поколений, иногда достаточно десяти – пятнадцати лет», – добавляет Тичер.
К сожалению, история знает немало примеров, когда кажущийся лидер быстро оказывается «на обочине». Лидирующее положение на рынке планшетных компьютеров, которое сегодня занимает iPad , вовсе не гарантирует ему то же самое положение завтра. Достаточно вспомнить, как быстро «сник» рынок CD под натиском DVD . Тем не менее, надо отдать должное усилиям, затраченным Apple на популяризацию планшетного компьютера. Без них было бы невозможно продать 7 млн. iPad за несколько месяцев. Не смотря на столь внушительные результаты, рынок планшетных компьютеров находится на том же уровне, на котором находился Интернет в 1997 г., уйдет еще много усилий и времени, чтобы перейти на следующую ступень. Сможет ли iPad совершить переворот, который совершил печатный пресс Гутенберга? В конечном итоге зависит от нас, ведь именно количество загрузок и потребительские предпочтения читателей позволят ответить на вопрос: что же такое планшетный компьютер – ворота в цифровое поле или игрушка.
Источник: Cjr.org
Перевод: Иван Лисов, специально для PlanetaSMI .RU
Комментариев нет:
Отправить комментарий