Российская пресса учится работать в условиях падения тиражей и царствования Интернета.
Успешным опытом поделились участники конференции "Бизнес & Интернет & Медиа. Новые возможности для издателей", которую организовала в Екатеринбурге Гильдия издателей периодической печати (ГИПП).
Эксперты хоронят прессу с завидным постоянством. Действительно, издатели не первый год констатируют стабильное снижение тиражей и отток рекламодателей. В то же время масса пользователей Интернета обитает исключительно в соцсетях, а остальную Глобальную сеть игнорирует. Даже городские интернет-порталы не смогли завоевать 100 процентов интернет-аудитории.
- Газеты упустили шанс взять Интернет без боя, - отметил руководитель портала IT-eburg.com Даниил Силантьев. - В США, к примеру, нет городских порталов. Их роль выполняют электронные версии газет. У нас газеты проиграли в борьбе за эту нишу.
- Люди стали общаться без нас. Нужно снова становиться центром коммуникаций, - считает генеральный директор алтайского издательского дома "Алтапресс" Юрий Пургин.
У сибиряков получилось вернуть себе почетное звание коллективного организатора, благодаря работе на всех фронтах: в газетах, журналах, на сайтах и радио. Удалось, например, стать центром притяжения для активного автомобильного сообщества региона.
Есть и другие успешные проекты. В Полевском местное издание создает в Сети интерактивную карту города. В Тюмени региональная газета придумала свой способ, как конвертировать бумажную версию в приложение для iPad. Челябинское областное телевидение воспитывает универсальных сотрудников, которые работают не только для телеканала, но и для сайта и радио.
Мультимедийный подход требует появления новых компетенций в сфере СМИ. Участники конференции приводили в пример американские вузы, где журналистов изначально готовят как фрилансеров. Они должны уметь создавать вокруг себя виртуальное и реальное сообщество, поставляющее информацию. От нынешних российских журналистов работодатели тоже все чаще требуют умения ориентироваться в интернет-среде.
Проблема многих СМИ - монетизация своих интернет-версий. В этом смысле газетам есть чему поучиться у городских порталов: они давно зарабатывают не только на традиционных рекламных форматах, но и на контекстной рекламе, продаже ссылок. Бизнес-моделей множество - от введения платы за контент до сбора добровольных пожертвований от пользователей. Правда, многие эти практики и для издателей, и для читателей в новинку.
Интернет дает газете и массу новых возможностей в работе с аудиторией. Забытая советская практика селькоров и рабкоров поставлена на цифровые рельсы. Читатели могут не только поставлять новости, становясь внештатными корреспондентами, но и распространять их через социальные сети. По словам одного из участников конференции, каждый интернет-пользователь - это маленькое СМИ, поэтому работать с ним нужно на равных.
- Жизнеспособны разные бизнес-модели, - резюмирует вице-президент ГИПП Василий Гатов. - Многие ратуют за сохранение традиций, но я считаю, что лучше ехать "огородами", чем стоять в пробке. Проблема в том, что создание мультимедийного продукта требует прибыли на счете. На инвесторов лучше не рассчитывать. Поэтому резонно задуматься об инвестициях газетных прибылей в интернет-версии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий