Это не кризис, ребята-издатели, это п..ц!
Был на одном мероприятии, где обсуждался текущий экономический кризис. И вот что интересно — из какой бы сферы не был выступающий (и из производства компьютерных комплектующих, и из доставки цветов по всему свету), все говорили об одном и том же: после кризиса мир уже не будет таким, каким он был. Кризисы, как и войны, дают колоссальный толчок в развитии новых технологий и экономических отношений.
Текущий экономический кризис заставил людей сокращать штаты, искать и находить новые эффективные пути продаж и продвижения прежде всего в Интернете. К тому же за годы кризиса в обществе существенно выросла доля представителей «поколения net» — людей изначально настроенных на использование электронных гаджетов и технологий.
Все признали, что бизнес, а вместе с ним и другие сферы жизни, все более становятся электронными. И из кризиса общество выйдет уже другим — в большей степени именно электронным.
Жалко, что на этой встрече не было никого из представителей издательского мира. Может быть они стали бы действовать на электронном рынке более активно. Хотя, слава богу, крупные издательства все-таки уже задумываются о завтрашнем дне.
Так, один из руководителей крупных издательств рассуждает:
«Когда мы говорим о перспективах издательского бизнеса, надо понимать, что есть современное поколение, которое является продуктом новой информационной среды, в отличие от нас, которых в эту среду насильно интернировали, не спросив. Мы пытаемся ее постичь, но никогда не постигнем так как это новое поколение. Со своей позиции мы никогда не определим перспективы издательского бизнеса до конца. Нам надо изучать это новое поколение: проводить исследования, определяться по системе понятий, выяснять, какова доля текста в современной структуре потребления информации.»
Читая это, хочется спросить, а чем в этом издательстве занимаются маркетологи?
Руководитель другого известного издательства считает, что
«Главный тренд книгоиздания — нужно экспериментировать. Электронные книги — это не причина изменившегося вкуса, а его следствие. Изменилась аудитория, ее отношение к тексту, к книге, это уже не компьютерная аудитория, а планшетная. Текст играет второстепенную роль, а визуализация постепенно выходит на первый план. Новой аудитории интересна форма визуализация, как все это совмещено. Сейчас задача — поиск форм… Мы ищем формат, который будет востребован современной аудиторией»
Вообще-то, если все упирается исключительно в поиски формата, то это просто косметические меры — тупиковый путь развития.
Еще один из руководителей крупнейших российских издательств предполагает:
«Мы станем не инвесторами, которые берут на себя все риски и получают прибыли, а провайдерами, когда к нам приходят авторы, которые написали книгу и хотят, чтобы эта книга была издана, продвинута, и мы оказываем авторам услуги. То есть не мы платим авторам авторские роялти, а авторы заказывают у нас работу по подготовке и продвижению своих книг»
Я уже писал о том, что издательства перестанут быть таковыми в полном смысле этого слова и частично согласен с приведенным выше высказыванием. Но только частично. Да, авторы будут заказывать редакторские, корректорские и рекламные услуги. Но не у сегодняшних неэффективных издательств-монстров. Выгоднее заказывать редакторские и корректорские услуги напрямую у фрилансеров. Реклама, продвижение же у наших издательств так плохо поставлено, что обраться к их услугам вообще нет смысла.
Еще один руководитель одного из крупнейших издательств смотрит в будущее достаточно трезво:
«Что же издателям надо будет делать, чтобы найти свое место в завтрашнем мире, который может быть достаточно счастливым для нас, если мы сможем перестроиться, а может обернуться потерей бизнеса, если не сможем. Потому что бизнес-модель, которая существует сегодня, уже точно работать не будет. Доля электронных продаж неуклонно растет, поэтому я считаю неверным противопоставление бумажных и электронных книг. По сути, сегодня электронные книги позволяют вернуть к чтению достаточно массовую аудиторию, и это вопрос бизнес-моделей и вопрос взаимодействия с существующими участниками рынка…
Надо не бояться экспериментировать, искать свое место, пробовать, находить, да, возможно совершать ошибки, но ни в коем случае не стоять на месте. Искать способ и возможности развития, и тот, у кого лучше это получится, завтра окажется лидером рынка. А с тем, что рынок будет существенно изменен в течение 3-4 лет, согласен. Кто первый сможет работать с мультимедиа, с новыми форматами, завтра окажется лидером рынка….»
Мы, видим, что в разной степени, но крупнейшие издательства, наконец, признали, что стагнация бумажного и развитие электронного рынка неизбежны. Однако, до сих пор очень многие российские издательства отмахиваются, когда заходит разговор об электронных книгах. Так один из активных редакторов среднего издательства заявляет:
«Подобные откровения давно пережеваны, усвоены и отторгнуты издателями как коммерчески бесперспективные…
Давайте посчитаем. Вот у нас есть рукопись. Чтобы привести её в товарный вид (мы же хотим получить электронный аналог бумажной книги), необходимо вложиться в правку, корректуру, вёрстку, вторую корректуру и художника. Начнем с печального — эскиз обложки будет стоить 600 долларов. Это так себе обложка, разборчивые читатели оставят на сайте много комментов, что не купили книгу именно из-за нее:)) Для эскиза получше придется привлечь художника подороже.
Сколько у нас стоит электронная версия романа, 2 доллара? Сколько в месяц продается среднего романа на Литресе? (Не бестселлера, проходняка). Экземпляров пятьдесят в среднем. Из этих двух долларов издателю надо будет отдать владельцу сайта 50%. То есть, $50 в месяц. Из этих денег надо заплатить налоги, включая подоходный и НДС, а также вознаграждение автору. Такие мелочи как оплата работы редактора, корректора и верстальщика на фоне вышеизложенного имеет исчезающие величины:)))
Неважно, сколько будет сайтов, продающих электронные книги, — число читателей останется прежним. Проходняк при современном богатстве выбора покупают мало.
Дальше (по времени) начинается качественный скачок, основанный на поверхностном восприятии читателем текста с экрана.
Допустим, во всём мире победили пиратские русскоязычные библиотеки. Весь правильно оформленный издателем электронный контент продаётся за электронные деньги. Однако остаются литературные ресурсы, куда авторы-бессребренники выкладывают свои сочинения в открытый доступ. А качество у авторов-бессребренников аналогичное коммерческому проходняку, а то и выше. Да, рукопись не вычитана, да, нет красивой обложки и внутренних иллюстраций, даже верстки нет, идёт только текст. Но нетребовательному читателю, привыкшему глотать файлы, другого не сильно нужно. Он будет потреблять бесплатный контент с литресурса хотя бы потому, что не нужно утруждаться отправлять СМС-ку. Корпус текстов современных писателей, которым наплевать на деньги (у них профессия есть, а сочиняют для души), практически необъятен уже сейчас.
То есть либо надо вводить запрет на свободное выкладывание гражданином принадлежащей ему интеллектуальной собственности в сеть, либо не заниматься издательской доводкой электронных текстов. Издательства и не занимаются. Они делают ставку на бумажную книгу. Она остаётся, а файло очень часто пропадает бесследно, да и сами авторы предпочитают держать свою книгу в руках, а не пялиться на иллюзию, которая вот-вот развеется, стоит только сесть батарейке:)))»
Это очень убогое представление о современном издательском бизнесе. Во-первых, оно основано на неэффективной деловой модели наших издательств, умеющих тратить большие деньги там, где это не нужно делать, и не зарабатывать там, где нужно зарабатывать. Во-вторых, оно освоено на отношении к аудитории как к баранам (возможно часть издательств и выпускает книги для баранов, но это не значит, что вся читательская аудитория — бараны).
Кроме позиции части издательств, заключающейся в медленном вползании в электронный рынок, и позиции другой части издательств, заключающейся в полном отторжении электронного рынка книг, есть и еще одна позиция – самая популярная. Большинство издательств сегодня вообще не думает ни о каком развитии – ни о бумажном, ни об электронным. Они считают, что все дело в кризисе. И эти издатели просто затаились, они не предпринимают никаких активных действий, думая просто переждать кризис.
Однако, таковых издателей, после того как кризис закончится, ждет очень неприятный сюрприз. Если общество станет в большей степени электронным во всех сферах, то оно в большей степени станет электронным и в издательском деле. А это значит п…ц, ребята-издатели: кто не перестроился, тот...
Александр Ермак (alex_ermak)
Комментариев нет:
Отправить комментарий