В Украине из-за отсутствия моды на образованность, старых библиотек и высоких цен исчезла традиция чтения, а значит, под угрозой умение нации критически мыслить и творчески обрабатывать информацию, - пишет Кристина Бердинских в №12 журнала "Корреспондент" от 30 марта 2012 года.
Не читаешь? Не иду с тобой в постель! Такой “ультиматум” стал девизом кампании, проведенной в прошлом году несколькими польскими студентками. Суть ее - активистки выпустили серию фотографий, на которых люди лежат в постели с книгой.
Моника Чаплицкая, одна из организаторов этой немного провокационной акции, рассказала "Корреспонденту", что к подобным действиям их побудили данные соцопросов, демонстрирующие печальную тенденцию: почти половина поляков за год не одолели ни одной книги. Студентки решили пробудить в соотечественниках жажду печатного слова, взявшись доказать, что начитанный человек не книжный червь или асоциальный тип, а современная креативная личность.
“Обычно все жалуются, что на чтение нет времени. Это неправда. Если ежедневно хотя бы пару минут тратить на чтение, за год выйдет несколько книг”, - уверена Чаплицкая, сама не расстающаяся с книгой не только на фотоплакатах, но и в жизни.
Студенткам удалось увлечь своими идеями молодежь - на страничке акции в Facebook уже свыше 20 тыс. фанов, а крупнейший польский книжный магазин Traffic Club, находящийся в центре Варшавы, решил провести фотовыставку “читающих в постели”.
Отчаяние активисток по поводу того, что поляки не интересуются книгами, Корреспонденту, заглянувшему в Traffic Club, трудно понять. Посетители четырехэтажного книжного магазина читают везде - стоя возле книжных стендов, сидя в креслах, на ступеньках и даже на полу. Таких размеров магазин и такой наплыв его почитателей для Украины фантастика.
Причем Польша далеко не самая читающая европейская страна, а середняк: здесь одну книгу за год, по данным Eurostat, одолели 60% населения. Впереди Европы всей идут шведы - почти 84% из них посвятили время хотя бы одной книге в год. Немногим меньшая доля читателей в соседней Финляндии, где этот показатель равен 79,5%. В спину финнам дышат книжные черви из Чехии - здесь доля людей, осиливших за год минимум одну книгу, лишь на 1% меньше.
Внизу списка самых читающих европейских наций находятся португальцы и итальянцы. Это доказывает общую евротенденцию: чем дальше на юг и запад континента, чем менее популярны книги.
Тенденция верна даже для части государств бывшего СССР. Так, эстонцы, латвийцы и литовцы - представители северо-востока континента - ожидаемо занимают лидирующие позиции по размеру доли книголюбов.
Однако вся эта схема разбивается о границы Украины. Сопоставимых данных по восточному соседу ЕС, правда, нет. Но ряд схожих отечественных исследований говорят, что с чтением дела в Украине очень плохи. Так, по оценкам исследовательской компании GfK Ukraine, для 73% населения страны оно не является сферой интереса, а каждый четвертый украинец не открывает книг вообще. Это тем более поражает, что в период существования Советского Союза регулярно посвящали время книгам, по официальным данным, свыше 90% населения, и лозунг СССР - “самая читающая страна в мире” соответствовал действительности.
Что же произошло с самыми читающими украинцами? Эксперты уверены, что на них давят последствия лихих 1990-х, развал отрасли книгопечатания, старение библиотечных фондов и отсутствие моды или даже потребности быть образованным. Все это отразилось на украинских семьях, в которых старшее поколение не прививает наследникам любовь к книгам.
В лучшем случае молодые украинцы просматривают интернет-материалы, но это, скорее, лишь утоление информационного голода. “У нас выросло поколение, которое не застало вокруг себя в жизненном пространстве книг, если их не было в домашней библиотеке у мамы и папы”, - говорит известная украинская писательница Оксана Забужко.
В обозримом будущем ситуация вряд ли изменится к лучшему. А значит, шансы встретить украинца с книгой или печатным изданием в руках с каждым годом будут уменьшаться.
Европа читающая
Чтобы понять разницу между читающей Европой и нечитающей Украиной, достаточно взглянуть на Финляндию - вторую по численности регулярных читателей страну Европы.
Как рассказала "Корреспонденту" посол Финляндии в Украине Арья Макконен, у нее на родине существует давняя традиция чтения. Прессу доставляют по домам рано утром, еще до того, как люди уходят на работу. Поэтому рабочий день едва ли не каждого финна начинается с кофе и газеты. Кроме того, большую роль играет образовательная система. Уровень школьного образования в Финляндии - самый высокий в мире, и в местных начальных учебных заведениях детей учат любить книги и ценить получаемые из них знания. Макконен, с улыбкой вспомнив собственные школьные годы, говорит, что в возрасте 7-15 лет она читала по десять книг в неделю.
Еще один фактор, делающий из финнов заядлых книголюбов, - современные библиотеки. В лесистой стране, значительная часть которой находится за Полярным кругом, даже в небольших населенных пунктах обязательно есть библиотеки с книжными новинками, а также свежей прессой, музыкой и фильмами. Поиск, заказ, продление срока пользования происходит по интернету, причем взять книгу можно в одном месте, а сдать в другом.
Схожими методами пользуются и в остальных европейских странах - лидерах по числу книголюбов. И получают закономерный итог. “В какой-то немецкий Фастов или Жмеринку каждую неделю приезжает писатель - немецкий или зарубежный, не говоря уже о наличии там книжных магазинов. То есть книга является нормальной частью социальной жизни страны”, - говорит Забужко.
Впрочем, даже в благополучных с этой точки зрения государствах ЕС, а уж тем более там, где книги читают средне, печатное слово ощущает на себе сильное давление со стороны слова непечатного - интернета. Особенно это заметно в сфере периодических изданий.
Михал Кобоско, главный редактор польского еженедельника Wprost, рассказывает, что когда в 2001 году в Польше стартовал журнал Newsweek, он за очень короткое время вышел на уровень продаж 300-350 тыс. экземпляров. Сейчас же четверка ведущих местных еженедельников - Wprost, Newsweek, Polityka и Uwaz.am Rze - борются за то, чтобы удержать уровень продаж в районе 110-130 тыс. экземпляров каждый. Что же касается ежедневных газет, то в среднем их продажи падают на 10-15% в год.
Но печатная пресса не умрет, уверен Кобоско. Например, еженедельники воспринимаются читателями как книги, поэтому у них больше шансов выжить на рынке. Удержать же аудиторию они пытаются тем, что полностью отходят от новостей, публикуют больше аналитики, рецензий и прочего.
Андрей Шевченко против Тараса Шевченко
О европейских подходах к популяризации печатного слова, как и о европейских проблемах в этой сфере Украина может только мечтать.
В стране, которая подарила миру двух Шевченко - футболиста и поэта, - футбол по популярности на две-три головы выше чтения. И это неудивительно, потому что в любой сфере, касающейся книг, зияют черные дыры проблем.
Так, новинки в библиотеках, говорит Александр Красовицкий, гендиректора издательства "Фолио", - редкость. Даже в лучшие годы в отечественные заведения общественного чтения поставлялось в 15 раз меньше новых книг, чем того требуют нормы ЕС. А ведь в библиотеки, по словам издателя, идут, прежде всего, за новинками. Но если их априори там не найти, понятно, что нет и посетителей. “Украинские библиотеки превратились из мест образования и спроса на книги в хранилища старых книг, которые не нужны потребителю”, - говорит Красовицкий.
Впрочем, будь дело только в библиотеках, оснований для тревоги вряд ли было бы меньше.
Сама книга стала редким товаром. После распада Союза к 1993 году полностью развалилась и книготорговая сеть, которая насчитывала около 4 тыс. спецмагазинов, рассказывает Александр Афонин, президент Украинской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей (УАКК).
Кроме того, в первые десять лет независимости тема книг в государственной политике вообще не возникала. И если в России с 1996 года отрасль книгопечатания полностью освободили от налогов и на уровне государства проводили политику сохранения спецмагазинов, в Украине о льготах для отрасли заговорили лишь в 2001-м.
Убили любовь к чтению у украинцев и социально-экономические проблемы первых постсоветских лет. Спрос на печатное слово рухнул, новинок почти не печатали, и книги, особенно новые, стали редкостью в домах. Но если для взрослого поколения ситуация не стала критичной, то дети и молодежь пострадали, так и не обретя культуру общения с книгой.
По данным исследований, именно у молодых украинцев интерес к книге снижается более, чем у представителей других возрастных категорий. И если в 2009 году среди тех, кто еженедельно открывает книгу, был 31% людей до 30 лет, то в 2011-м их доля снизилась до 26%. “Вместо чтения молодые люди стали больше времени уделять интернету и компьютерным играм”, - констатирует Инна Волосевич, старший исследователь GfK Ukraine.
И поэтому если в Германии продажи бестселлеров могут исчисляться 1 млн экземпляров, то в Украине показатель несколько десятков тысяч - уже успех. В прошлом году, по данным УАКК, из почти 23 тыс. наименований, вышедших в Украине, 13,3 тыс. пришлось на издания, чей тираж не превышал 500 экземпляров.
Ко всему печатное слово в стране дорого стоит. Так, польский еженедельник в среднем обходится покупателю в $1,7, тогда как цена украинского журнала составляет около $2. И это притом, что в Польше средняя зарплата в 3,3 раза выше. Поэтому и тиражи лидирующих украинских еженедельных изданий Украины в четыре-пять раз меньше, чем у западного соседа.
Высокая цена бьет и по продажам книг. “Большинство населения борется с обнищанием, уровень благосостояния среднего украинца несоизмерим с общим уровнем цен на книги по сравнению с другими европейскими государствами”, - считает Ольга Жук, куратор международного фестиваля Книжный арсенал и одна из основательниц книжной лавки Чулан.
Книжные черви сомнения
Низкий уровень чтения это не только проблема издателей и книготорговцев, но и общества в целом. Теряется образованность, культура.
То, что книги утрачивают популярность, приводит к “опопсовению” общества, уверена Забужко. “Я ничего не имею против интернета или голливудских фильмов. Но всему должно быть свое место”, - уверена писательница.
Конечно, лучше читать интернет, чем вообще ничего. Но напечатанная книга, по словам Забужко, на человека действует совсем иначе, чем информация, полученная из онлайн-сферы. Буквы на бумаге формируют культуру вдумчивого чтения, а не кликового, развивают логику, умение анализировать ситуацию, пробуждают фантазию и креатив.
Различия кликового и вдумчивого чтения Забужко иллюстрирует реакцией немецкой и украинской публики на выход ее книги "Музей покинутих секретів".
По ее словам, некоторые украинские СМИ после выхода 830-страничного томика нового романа подняли шум: как можно было написать такую огромную книгу? В рецензиях прямо писали: если бы книгу сократить в два раза, получился бы экшен. “Стало очевидным, что у этой книги есть читатель, которому трудно ее осилить именно из-за размера”, - говорит Забужко.
Уже имея такой опыт, она отправилась презентовать новинку в Германию. Там Забужко стала рассказывать аудитории, что главное продраться через первые 300-400 страниц романа. Дальше персонажи переплетаются, и становится понятно, что Музей - по сути детективная история. “На меня читатели смотрели как на сумасшедшую. У людей не возникло абсолютно никаких проблем, связанных с объемом книги, им совсем не нужен был какой-то голливудский экшен”, - вспоминает писательница.
Надежда Украины - на то, что в стране еще остались люди, которым неторопливое общение с книгой необходимо. Например, Жук сейчас читает примерно по книге в неделю. “Хорошая книга - это как еще одна жизнь в подарок”, - говорит она, уточняя, что от такого подарка отказываться не стоит.
Средства массового чтения
Самые тиражные ежедневные издания европейских стран в сравнении с численностью их населения*
Страна
Население,
млн чел.
Тройка газет с наибольшим тиражом,
тираж, тыс. экз.
Австрия
8,5
Kronen Zeitung
818,4
Kleine Zeitung
274,9
Kurier
160,8
Бельгия
10,8
Het Laatste Nieuws
317,7
Het Nieuwsblad
245,2
Het Belang van Limburg
121,4
Германия
81,8
Bild
3.918,5
Süddeutsche Zeitung
559,3
Frankfurter Allgemeine
477,4
Дания
5,6
Jyllands-Posten
120,0
Berlingske
103,7
Politiken
97,9
Польша
38,5
Fakt
542,0
Gazeta Wyborcza
417,0
Super Express
293,0
Россия
143,0
Аргументы и факты
2.750,0
Московский комсомолец
700,0
Комсомольская правда
660,0
Финляндия
5,4
Helsingin Sanomat
412,4-468,5
Ilta-Sanomat
176,5
Aamulehti
138,3
Франция
65,8
Ouest-France
789,0
Le Figaro
321,5
Le Monde
314,0
Чехия
10,5
Blesk
350,0
Metro
260,0
Mladá fronta DNES
224,0
Швеция
9,5
Aftonbladet
310,9
Dagens Nyheter
292,3
Expressen
270,9
* Тиражи украинских газет не приводятся ввиду невозможности оценки их реальных размеров
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
Европейские прочитатели
Как в странах Европы читают книги
Страна
Доля людей, прочитавших хотя бы одну книгу в течение последних 12 месяцев, %
Швеция
83,5
Финляндия
79,5
Чехия
78,5
Эстония
74,3
Австрия
74,3
Словакия
73,5
Дания
73,0
Латвия
71,5
Литва
66,0
Бельгия
66,0
Словения
65,0
Венгрия
61,5
Испания
60,5
Польша
60,5
Кипр
54,0
Хорватия
53,0
Болгария
52,0
Греция
50,5
Италия
47,5
Португалия
41,5
Данные Eurostat
Прочитано по-украински
Как читают книги в Украине
Читают книги
%
Ежедневно или большую часть дней в неделю
15,3
По крайней мере раз в неделю
18,2
По крайней мере раз в месяц
19,0
Реже чем раз в месяц
21,5
Никогда
23,1
Затрудняюсь ответить
2,9
Чтение не является сферой интереса - 73,1%
Чтение является сферой интереса - 26,9%
Данные опроса городского населения Украины, проведенного в марте 2011 года, GfK Ukraine
Наталья Кравчук
Корреспондент (Украина) №12 от 30 марта 2012 г.
Блог о том, что творится в СМИ, владельцы, подготовка к выпуску очередного номера, сплетни, система продаж, система продвижения и многое другое.
06.04.2012
Дочитались до дыр
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий