Книжный бизнес в беде: кубанцы отказываются читать
Книгопечатный рынок в России сократился на 20% за последние три года. Краснодарские книготорговцы отмечают падение продаж за 2011г. на 14%. Они винят в этом Интернет и деградацию населения.На официальном сайте Роспечати 10 мая этого года опубликован доклад "Книжный рынок России. Состояние и перспективы. 2012 г". Согласно документу сокращение рынка печати книг и брошюр происходило на фоне роста спроса на электронные издания. По данным Роспечати за 3 года рынок электронных книг вырос в 12 раз.
"Спрос на книжную продукцию снижается, — рассказывает "Деловой газете" заведующая книжным магазином "Букводар" Ирина Ладо. По ее словам, читатель уходит в интернет. "Даже старшее поколение все больше читает в электронном виде", — сетует эксперт.
Согласно статистике Роспечати, 30% взрослых жителей крупных городов читают электронные книги, цена которых составляет около 20% от стоимости бумажной книги. Коммерческий директор ООО "Когорта" (сеть книжных магазинов и издательство) Леонид Костенко считает, что цена легальной электронной книги меньше всего в 2 раза. Он видит проблему в массовом распространении пиратских копий. Уровень пиратства, по данным Роспечати, на рынке электронных книг достигает 80-90%.
Средняя цена книги в ООО "Когорта" — 200 рублей, в "Букводаре" — тоже около 200 рублей. Ирина Ладо отмечает, что цена на книгу зависит, прежде всего, от издательства. Леонид Костенко рассказывает о том, что в их сети наценка на книги около 35%. При этом, чистая прибыль из них составляет порядка 7%, остальное — расходы на аренду, транспорт, налоги, зарплаты. В то же время эксперт отмечает, что при собственном издательстве книг в стоимость закладывается около 50% прибыли. Но продаются эти книги дольше, за счет чего прибыль обесценивается.
"Мы издаем 2-3 книги в год, — рассказывает Леонид Костенко. — Это скорее имидж, чем прибыль. Читатель может придти в магазин конкретно за нашей книгой и увидеть другие". Эксперт отмечает также, что ощущается нехватка авторов. По его мнению, в Краснодаре половина печатающихся книг — поэзия, остальное — мемуары ветеранов. И те, и другие не пользуются большим спросом. "Всех интересных авторов, как правило, перехватывают крупные федеральные издательства, — говорит эксперт. — Они в состоянии предложить большие тиражи и лучшие условия".
"Книжный рынок не развивается, а затухает", — говорит Ирина Ладо. По ее мнению, стратегический упор нужно делать на сопутствующие товары: игрушки, сувениры, канцелярию и т.д. Кстати, данные Роспечати подтверждают эту тенденцию. Если четыре года назад соотношение книжных и некнижных товаров в общем объеме продаж составляло примерно 80/20, то сегодня – 70/30, говорится в докладе.
По мнению Леонида Костенко, в прошлом году продажи книг снизились примерно на 14%. Он, однако, считает, что дело не в электронных книгах, а в общей деградации населения и утрате интереса к чтению.
"В этом отношении думать нужно Правительству, книготорговцы ничего сделать не могут", — говорит Леонид Костенко.
В структуре продаж "Букводара" около 30% занимает детская литература, эксперт из "Когорты" отдает ей около 20%. Леонид Костенко отмечает, что 30% доходов приносят учебники. На долю художественной литературы в "Когорте" приходится всего лишь 6-7% продаж. Ирина Ладо отмечает, что в ее магазине художественная литература занимает 30% продаж. «Но это связано с местоположением магазина рядом с университетом», — добавляет она. Оба эксперта отмечают упадок спроса в отношении деловой и специальной литературы. "Четыре года назад спец. литература приносила 50% продаж, — говорит Ирина Ладо. — Теперь студенты все находят в интернете, а к нам приходят в основном за шпаргалками". Основные покупатели, отмечает эксперт, мамы и бабушки. "Женщины в 2 раза больше покупают книг в целом, — рассказывает Ирина Ладо. — Но это не значит, что они больше читают. Просто кошелек часто находится у них".
Тиражные показатели не совсем соответствуют тенденциям спроса. По данным Роспечати, за последние три года По тиражным показателям отмечается увеличение доли учебной (на 6,9%) и научной (на 0,5%) литературы на фоне снижения доли тиражей изданий для детей (на 2,9%), литературно-художественных (на 2,8%) и справочных (на 1,1%) изданий.
Олег Павленко
Комментариев нет:
Отправить комментарий