О «продаже российского интернета американцам» и приятном чувстве оккупированности
Последние пару дней в блогах активно обсуждается тема скупки якобы американской компанией российских региональных интернет-площадок. Событие привычно возводится в ранг катастрофы с пугающим выводом — американцы прибирают наши СМИ, чтобы дестабилизировать регионы и разрушить Россию, а эта власть ушами хлопает. Так ли это на самом деле и какая польза от паники — разбираем ниже.
Корень ошибки
Событие, давшее импульс распространению алармистких перепостов, на самом деле новость не первой свежести — о нём писали крупные издания более месяца назад. Речь шла о приобретении издательским домом Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп (HSM/ИМГ — запомните это название) крупного регионального портала «Екатеринбург Онлайн» (E1.RU). Параллельно с этим HSM/ИМГ выкупила 75% акций ещё одной крупной сети региональных сайтов «НГС». Ранее в 2012 году издательский дом отметился покупкой ещё нескольких порталов (г.Пермь, г.Самара).
В итоге HSM/ИМГ получила доступ к обширной интернет-аудитории, насчитывающей (в теории) более 12 млн. человек в месяц.
И вот с этого момента у алармистов начинаются нестыковки.
Главное: утверждение, что ИД HSM/ИМГ — это американская компания, не соответствует действительности, так как она настолько же американская, насколько и российская. Слово Shkulev в названии — это фамилия нашего соотечественника Виктора Шкулёва (о нём ещё поговорим ниже). Издательский дом принадлежит российскому и американскому бизнесу в соотношении 50/50.
Кстати, вероятно, поводом для неверной интерпретации блогеров стала вот эта неточность журналистов:
- «E1 купила ИнтерМедиаГруп, которая на 51% принадлежит французскому холдингу Lagardere, который в свою очередь входит в американскую Hearst Corporation».
Из этого предложения складывается ощущение, что в структуре Россия находится где-то под Францией, а Франция в свою очередь под США. Между тем, здесь нет ни слова правды.
Дело обстоит вот как.
Есть в России такой медиамагнат — Виктор Шкулёв (ИнтерМедиаГруп). До 2011 года он держал 49% акций издательской компании «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп». Оставшиеся 51% акций СП принадлежал французскому холдингу Lagardere. Потому и двойное название. Дела у СП шли довольно неплохо — под его контролем находился выпуск таких популярных журналов как Elle, Maxim, Psychologies и т. д. Однако с началом кризиса 2008 года у французов начались проблемы в других странах (Lagardere — крупнейший в мире издатель журналов по количеству наименований). Тут и появилась американская медиа-корпорация Hearst с предложением к французам выкупить их журнальный бизнес. Естественно при условии, что вместе с убыточным европейским будет продан и прибыльный российский.
Виктор Шкулев. Фото: Вusiness.ngs.ru
Французы в 2011 году решили предложение принять. Это поставило Шкулёва в ситуацию непростого выбора. Воспользовавшись своим приоритетным правом, он мог сам выкупить долю французов, но на это требовалась фантастическая сумма. Смена же партнёра на Hearst с точки зрения бизнеса была полностью оправдана, так как это корпорация имеет очень прочные позиции в мире и большой опыт работы. В итоге Шкулёв всё-таки воспользовался своим преимуществом и приобрёл у французов 1% акций, что сделало его с американцами равноправными партнёрами. В результате «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп» была переименована в «Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп», которая и скупает теперь региональные интернет-площадки. Как видите, никаких французов в ней нет, и американской её назвать нельзя.
Впрочем, страхи блогеров были бы обоснованны, окажись Виктор Шкулёв каким-нибудь активистом НКО и флагманом грантоедства. На деле же он абсолютно аполитичная фигура. Взглянем на биографию:
Родился 13.04.1958 в с.Улеты Читинской области. Образование: 1975-79 — ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского, факультет физического воспитания. 1981-85 — Иркутский государственный университет, юридический факультет. 1991 — аспирантура АОН при ЦК КПСС. На данный момент — доктор юридических наук. Начинал карьеру в комсомоле, затем продолжил в «Комсомольской правде» (генеральный директор с 1993 по 1997 год). С 1999 года — председатель совета директоров ЗАО «ИнтерМедиГруп». Известен выводом на рынок и успешным продвижением многих журналов и газет. В частности, издаёт Elle, Maxim, Psychologies, «Антенна-Телесемь», «СтарХит» и др. (старшая дочь Наталья Шкулёва замужем за Андреем Малаховым)
Ни одного политического заявления Шкулёва автору найти не удалось, разве что кроме этого:
- "Виктор Шкулёв, комментируя мнение депутата законодательного собрания Забайкалья Александра Михайлова, что мог бы стать лучшим кандидатом на пост губернатора края, сообщил, что политика не его удел".
При этом, учитывая располагаемый Шкулёвым ресурс и расположение к нему местных жителей, нет никаких сомнений, что при желании, он мог бы успешно начать политическую карьеру. Но предпочитает заниматься своим делом, а в качестве общественной нагрузки руководит «Забайкальским землячеством» и проводит Забайкальский международный кинофестиваль. Скромен, трудолюбив, в излишествах не замечен.
Зачем покупаются интернет-площадки
Тенденция такова, что онлайн издания медленно, но верно вытесняют с рынка печатные СМИ. Предсказанного несколько лет назад блицкрига не произошло, но, тем не менее, профессионалам очевидно — журналы и газеты будут читать всё меньше, а интернет – всё больше. В этом свете стремление крупного издательского холдинга диверсифицировать деятельность совершенно логично.
При этом Шкулёв не делает импульсных покупок, собирая, всё что плохо лежит, а тщательно выстраивает единую региональную сеть. Так, купленный им Екатеринбургский портал отличается высокой посещаемостью и является старейшим в регионе. Однако прежний собственник в лице «Вымпелкома» не уделял никакого внимания его развитию, как непрофильному активу.
Скорее всего, никаких резких изменений не произойдёт и сейчас. В данном случае действовать нужно осторожно, чтобы не отпугнуть имеющуюся аудиторию, дающую реальный рекламный доход. Специалисты предполагают, что лишь через год-полтора начнётся аккуратная работа по приведению всех скупленных площадок к единому стандарту. В пользу этого говорит и то, что работники поменявших собственников порталов остались на своих местах, а спустя месяц лента новостей Е1.RU представляет из себя такое же довольно унылое зрелище, как и прежде. В общем, никакой политики — только бизнес.
Кого бить?
А теперь — немного выводов. Нам приходится всё чаще наблюдать за развитием прямо-таки параноидальных настроений в патриотическом сегменте интернета. Настроения эти столь активно накачиваются рассказами о потере суверенитета, так что бедные блогеры бросаются искать американских вредителей за каждым углом. Параллельно с этим растёт миф о величии и могуществе наших «заокеанских партнёров», так что в воображении читателей они рисуются некими дьявольски рассчётливыми созданиями с неограниченными возможностями.
Антиамериканизм многих отечественных патриотов, строго говоря, есть своеобразная форма суеверного преклонения перед выдуманной нечистью, которая за всем стоит, всё видит и проникает при первой же возможности.
От этого блогер попросту дезориентируется. Ему намекают на необходимость сопротивления оккупантам, но не говорят, как это делать и кого конкретно бить. В вышеприведённом примере, например — кого должен бить блогер? Шкулёва, который позволил французам продать свою долю американцам? Французов, которые продали долю американцам, не спросив разрешения блогеров? Или американцев, которые посмели купить долю французов в прибыльном медиа-холдинге? А может, бить нужно российскую власть, которая не подсуетилась и не выкупила долю французов сама?
Ответов на эти вопросы блогеру никто не даст, зато в душе его ещё немного окрепнет специфическое -- и насаждаемое почему-то особенно активно именно сейчас, после первых шагов власти по обретению реального суверенитета — чувство оккупированности. Оно — гневное и предельно деструктивное, в силу отсутствия выхода — будет копиться и дальше. До тех пор, пока его носителю в нужный момент не укажут на «настоящего врага».
Вероятно — это произойдёт как раз по интернету.
И, вероятно, будет выражено в демотиваторе.
...Остаётся только поинтересоваться: почему представители широких масс паникёров считают себя патриотами, если для них существует совершенно традиционное именование "пораженцы".
Евгений Супер
Комментариев нет:
Отправить комментарий