05.06.2013

Хорошее медиа должно быть успешным бизнесом. Итоги Первого Львовского медиафорума

Хорошее медиа должно быть успешным бизнесом. Итоги Первого Львовского медиафорума

29-31 мая состоялся Первый Львовский медиафорум, на котором журналисты и представители медиахолдингов из Украины, Польши, России, Швеции, США и Дании пытались очертить современные тенденции в развитии СМИ и возможное будущее журналистики в целом.  Сотни представителей ведущих украинских и зарубежных СМИ во Львове три дня обсуждали проблемы и перспективы профессии. Главный вывод — будущее СМИ за медиахолдингами с журналистами-универсалами.

Значительная часть форума была посвящена теме взаимоотношений бизнеса и медиа. Участники обсуждали, как сделать медиа прибыльным.

Ключевым выступлением в этом блоке был доклад президента одной из крупнейших медиагрупп Украины, UMH Group, Бориса Ложкина. По его мнению, чтобы СМИ стало одновременно профессиональным и действительно объективным, оно должно, прежде всего, быть успешным бизнесом.

Аргументом в пользу этого тезиса он назвал то, что пять изданий, чаще всего получавших Пулитцеровскую премию, принадлежат успешным международным медиакомпаниям. Например, The New York Times и The Washington Post издают большие частные медиакомпании, годовая выручка которых составляет $2-4 млрд. А The Wall Street Journal входит в империю медиамагната Руперта Мэрдока, состояние которого Форбс оценивает в $11,2 млрд.

Поэтому Ложкин уверен, что Украина может исчезнуть с медиакарты мира, если в стране не будут работать три-четыре мощных медиагруппы.

Главный редактор издания «Gazeta Wyborcza» Адам Михник также считает, что без экономической составляющей хорошего издания не получится. По словам Михника, журналисты должны учитывать два момента ­– отстаивать демократию в государстве и иметь четкий бизнес-план.

По мнению Михника, информация уже окончательно стала товаром и имеет свою цену. Однако, заметил польский редактор, лекарства тоже имеют цену, поэтому каждый журналист должен помнить о своеобразной «клятве Гиппократа» в журналистике.

О возможностях конвергентной журналистики в своем мастер-класс рассказал гендиректор ТРК «Люкс» Роман Андрейко.

  • Для понимания объясним, что конвергентность в журналистике — это максимальное слияние нескольких СМИ (интернет-издание, радио, ТВ) в пределах одного медиахолдинга, когда один журналист выполняет  одновременно несколько функций. Такой журналист-универсал не только собирает информацию, но снимает фото и видео. Таким образом, один журналист фактически делает работу за троих. Отсюда появилось понятие так называемого конвергентного ньюзрума. Так, например,  работает во Львове холдинг «Люкс», в который входит радио, телевидение и издание zaxid.net.

По словам Андрейко, результатом такой конвергентной работы является экономия ресурсов, а качество достигается через оперативность и неоднократную проверку информации одного журналиста многими редакторами (в интернет-издании, радио и ТВ). При этом работники имеют повышенную  мотивацию благодаря премиям за конвергентные новости. По его словам, в медиахолдингах журналисты должны работать именно на таких условиях.

Палитра медиастандартов

Отдельную дискуссию журналисты провели о морально-этических аспектах работы. Оказалось, что медиастандарты у многих СМИ довольно-таки разные.

Своими стандартами поделился корреспондент «Украинской правды» Мустафа Найем. Про его словам, когда в самом обществе нет баланса, то трудно требовать от журналиста быть отстраненным. При этом он выразил убеждение, что сегодня в обществе есть запрос на «истинных журналистов», то есть на то, когда журналист искренне пытается найти правду.

Найем отметил, что хоть и знает о политиках многое, но не всю правду «выдает в эфир». В частности, он уверял собравшихся, что никогда не вмешивается в личную жизнь политика, а пишет лишь о деловой и политической деятельности людей, считающих себя политиками.

Кроме того, по мнению Найема, нужно внимательно различать истинную и не совсем правдивую информации и особенно проверять «сливную» информацию. А в общем, по его мнению, журналист не должен думать о последствиях публикации  своих материалов. 

В целом, его выступление было не особо ярким, многие ожидали от Найема чего-то большего, возможно, более интересного и резонансного. Об этом  с разочарованием говорили многие журналисты в кулуарах.  

Один из журналистов даже пошутил об этом в своем блоге, сделав новость о том, что во время доклада Найема уснула кудрявая брюнетка. Фото уснувшей девушки прилагалось.

В кулуарах также горячо обсуждали выступление известного скандального главреда львовского издания «Экспресс» Игоря Починка, который говорил о журналистских стандартах в его понимании. Его доклад назвали более чем циничным.

В частности, Починок в своем выступлении отметил, что газета «Экспресс» имеет  преимущество перед другими изданиями за счет отсутствия заказных материалов. «Джинса — это коррупция, манипуляция и профессиональное рабство для каждого журналиста, который на это соглашается. В принципе, на этом можно было бы поставить точку, потому что для каждого журналиста уже все понятно», — отметил Починок.

На этот тезис львовского главреда прозвучал вопрос о том, насколько корректно лично ему говорить о джинсе, учитывая, что «Экспресс» как раз известен во Львове и в Западном регионе как ангажированное желтое издание с нарушенным балансом мнений, которое в той или иной форме доносит эту джинсу  своим читателям. Этот вопрос аудитория встретила аплодисментами.

Главный редактор издания «КоммерсантЪ Украина» Валерий Калныш считает, что залогом успеха новостного издания есть правда, эксклюзивность и скорость подачи информации. Однако, по его словам, «какой бы ни был эксклюзив, он должен быть проверенным». «Даже если вас сочтут бестактным — это ваша работа». По его мнению, в любом случае, правда — более выгодный продукт, чем джинса.

Оживил дискуссию и привнес в нее ироничный оттенок старший редактор в The Show Time (Украина) Роман Винтонив со своим выступлением «Провокации и стеб в журналистике». Винтонив (псевдоним — Майкл Щур) известен своими сатирическими сюжетами о политиках.

По словам Винтонива, большинство политиков «выдрессированы» и обучены отвечать на стандартные вопросы, поэтому он придумал способ сделать их более живыми. В частности, когда политики попадают в какую-то неудобную, смешную ситуацию, и когда им задают неудобный или даже идиотский вопрос, можно увидеть их естественную реакцию и, соответственно, это позволяет увидеть, какие они на самом деле.

Ложка дегтя

Не смотря на масштабность мероприятия и количество участников, не все остались довольны.

В частности, как отметил профессор, заведующий кафедрой новых медиа ЛНУ им. Ивана Франко Борис Потятиник, львовская группа выступавших выглядела несколько перекошенной, чувствовался дисбаланс спикеров. По его мнению, здесь основной акцент был сделан на медиа, которые обычно связывают с именем мэра Андрея Садового (ТРК «Люкс», zaxid.net), хотя выступали и представители других львовских СМИ. Профессор Потятиник считает, что львовская журналистика заслуживает большего внимания.

По его словам, также был почти проигнорирован факультет журналистики ЛНУ им. И. Франко – вторая крупнейшая в Украине (после КНУ им. Т. Шевченко) база подготовки медиа-работников, где обучаются более 1000 студентов.

Отсутствовала онлайн-трансляция форума, а ведь речь шла о современных новейших СМИ. Правда, организаторы уверили, что все выступления записывались и вскоре будут выложены в Интернет.

Лучшие тезисы форума

Вероника Менжун, FojoMediaInstitute (Швеция): «У каждого медийного канала (газета, планшет, мобильные телефоны...) есть своя собственная уникальная сильная сторона, что дает им право на существование. Вместе с тем, Интернет — это «медиапомойка», однако он дает право выбора клика».

Борис Ложкин, UMH Group: «Кризис — это идеальное время для старта бизнеса, ведь лучший мотиватор — чувство голода».

Адам Михник, Gazeta Wyborcza (Польша): «За журналистов голосуют ежедневно, покупая или не покупая ту или иную газету в киоске».

Сергей Тихий, Крымская газета: «Почему-то в наших широтах стандартизировалось мнение о том, что "желтая пресса" — это плохо, однако на самом деле это не так. Как по мне, именно желтая пресса сегодня становится более модернизированной, чем "традиционная", поэтому и имеет преимущество в спросе».

Роман Винтонив, cтарший редактор в The Show Time (Украина), известный также под псевдонимом «Майкл Щур»: «Журналистика — это нервы в организме общества. Работа журналиста — кричать обществу, что что-то не так! Мозг — это власть, но, к сожалению, у нас он совсем не слышит свои нервы. Однако чувство юмора имеют все — и нервы, и мозг».

Адам Рейхардт, New Eastern Europe (Польша): «Современное общество редко ищет глубокие новости, это создает определенные препятствия для СМИ. Мы стараемся докопаться до самой сути, правды истории, потому что впоследствии эти статьи также станут историей».

Вахтанг Кипиани, Историческая правда (Украина): «Украина — недогосударство, которое до сих пор не понимает свою историю. Поэтому медиа в такой стране не могут быть доминантными. Мы открываем "ящик Пандоры", начиная тему национальной истории».

Мустафа Найем: «Большинство проблем наших журналистов заключаются в постоянном ощущении мессианства».

Борис Ложкин, UMH group (Украина): «Новый вектор конкуренции: угроза для многих СМИ заключается в явлении блогерства, а блогеры не получают денег за свою информацию, поэтому легко могут нарушать "кодекс чести" журналистики»;

Андрей Маштаков, Интерньюс Украина (Украина): «Люди потребляют медиапродукт, сублимируя  общение. Потребитель требует не только факта получения информации, но он также хочет высказаться».

Виталий Лейбин, «Русский репортер» (Россия): «Ведущей проблемой Интернет-СМИ является их информативность, то есть большинство из них — дублированный продукт с других ресурсов, они не несут настоящей, качественно инновационной новости. Так возникает вопрос компетенции таких публикаций».

Леонид Цодиков, Украинский медиа холдинг (Украина): «Для СМИ не существует другого способа зарабатывать, чем делать коммерчески интересные материалы, которые захотят приобрести читатели. Информация, которая отвечает на вопрос "Что?" необходима, но за нее платить не будут. Зато деньги готовы давать за материалы, которые дают ответы на вопрос "Почему?", "Что будет дальше?", "Какой результат для моей личной жизни?"».

Сергей Рахманин, Зеркало недели (Украина): «Самая большая проблема современной украинской журналистики – отсутствие запроса на интересных, умных людей. Внутри журналистики должен быть интересный человек. Тогда ее будут читать, смотреть и слушать.

Александр Войтович

Полемика, Украина

Фото: Lvivmediaforum.com

Комментариев нет: