20.07.2009

Сергей Чернявский: «Для сильных издательств, кризис – возможность получить большую долю рынка по подписке»

Летом количество подписчиков у изданий традиционно падает. В этом году многих читателей сэкономить на прессе должен был заставить еще и кризис. Однако цифры первого полугодия говорят о позитивной тенденции – подписные тиражи, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, выросли на два процента. О причинах такой ситуации и стабилизации отрасли в интервью «МедиаБизнесу» рассказал Сергей Чернявский, руководитель комитета УАИПП по информационному полю отрасли.

- В сезон отпусков подписка традиционно падает. Чего ждать этим летом?

- А чем лето 2009 года должно отличаться от прошлого года. Кризисом? Нет, не в этом дело. Количество изданий хотя и сократилось, но с рынка ушли: а) большая часть бесплатных газет, б) мелкие игроки, в) международные издательства, которые свернули свою деятельность или договоры по франчайзингу из-за преобразований в главном офисе. Но скоро в Украине выборы и, думаю, что на второе полугодие часть партий уже оформила редакционную подписку для своего электората. Подобная ситуация была и в 2004, и в 2006 году. В 2006 году подписка выросла, более чем на 40%.

- Как вообще изменились подписные тиражи в этом году?

- В первом полугодии 2009 года подписные тиражи выросли почти на 2%. Они повысились у национальных изданий и немного сократились у региональных. Но, несмотря на кризис, пока что подписка лучше, чем после кризиса 1998 года. Лучше не количеством экземпляров или подписчиков, а реакцией рынка.

Издатели очень быстро сделали правильные выводы. Например, ИД «СофтПресс», который взял на себя обязательства по доставке собственных изданий, вместо журналов закрывшегося издательства. Отрасль понемногу стабилизируется. Для сильных издательств, кризис – возможность получить большую долю рынка по подписке, за счет ухода небольших игроков.

- В каких регионах подписка выросла, а в каких упала?

- На первое полугодие 2008 года разовый тираж по подписке составлял более 17,7 млн. В 2009, за аналогичный период, эта цифра составила более 18,2 млн. экземпляров. Больше всего подписка выросла в Днепропетровской и Луганской области (более 10%). Упала только в Киеве на 1,21%.

Да что говорить о падении – достаточно просто взглянуть на демографические показатели Украины. Сейчас нас 46 млн. В 2001 году было – 48,5 млн, а в середине 90-х – 52 млн. Вспоминается грустная шутка эстонского издателя: со смертью каждого жителя мы теряем одного подписчика или читателя.

- От каких сегментов отказывается наибольшее количество читателей?

- Мы еще не получили таких данных. Поэтому высказывать предположения не вижу смысла.

- Как Вы можете прокомментировать повышение тарифов на доставку?

- В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда менее 2% изданий имеют льготы. Остальные издания оплачивают эти льготы из своего бюджета. Думаю, что одним из аргументов Министерства транспорта и связи при поднятии тарифов на доставку и прием подписки, было то, что льготников повышение не коснется.

Должен же кто-то оплачивать доставку тиражей изданий по льготным тарифам! Вот и выходит, что часть национальных государственных изданий, которые имеют одни из самых больших подписных тиражей в Украине, получают финансирование из бюджета на полиграфию, да еще и перекладывают часть стоимости по доставке на коммерческие издания только в скрытой форме. Отмечу, что среди льготников есть и коммерческие проекты, но думаю их доля меньше, чем государственных.

- Издатели жалуются, что скорость доставки оставляет желать лучшего…

- Собственно, из-за низкой скорости и нерешенного вопроса о том, в чьей собственности находятся почтовые ящики – мы имеем ситуацию, когда доля доходов от периодики у «Укрпочты» сокращается с каждым годом. В тоже время, доля подписки изданий через подписные агентства в Киеве растет. Уверен, что эта ситуация заботит не только ГП Пресса, «Укрпочту», но и издателей.

- Как это можно исправить?

- Примеры уже есть. К слову, Ассоциация Директ маркетинга в Украине, составила реестр почтовых отделений и зональных узлов связи, которые хуже всего осуществляют доставку их продукции украинцам. Затем реестры были переданы в «Укрпочту». Думаю, издатели могут перенять этот опыт.

- Есть ли издатели, которые даже в разгар кризиса увеличивают тиражи?

- Подписные тиражи каждого издания являются коммерческой тайной. По ощущениям, это могут быть те издания, которые возьмут на себя обязательства перед подписчиками после ухода с рынка других изданий, возможно часть региональных изданий и b2b сегмент. За счет редакционной подписки политическими партиями могут также вырасти тиражи городских и сельских газет.

Татьяна Харченко

Источник:  «МедиаБизнес»

Комментариев нет: