10.12.2012

Василий Гатов: Главное — не видеть в интернете врага

Василий Гатов: Главное — не видеть в интернете врага

Василий Гатов, руководитель Инновационного центра «Новые Медиатехнологии» РИА Новости — авторитетный медиааналитик. В преддверии Форума европейских и азиатских медиа (ФЕАМ), на который организатор — РИА Новости — собирает руководителей ведущих СМИ из всех постсоветских государств, Василий Гатов поделился своим видением современной медиаиндустрии и даже выступил в качестве футуролога.

— Буквально на днях ваш Инновационный центр запустил проект FutuReView, который будет исследовать будущее до 2100 года. Что называется, к гадалке не ходи — набери адрес вашего сервиса, и вот оно, будущее на без малого 90 лет вперед. А если серьезно, какие прогнозы в Futureview на счет СМИ? Доживут ли в каком-то известном нам сегодня виде или всех ждет судьба медианосителей типа «умных поверхностей», вплоть до столика в ресторане?

— FutuReView — это не автоматизированный предсказатель. Это исследовательский проект, прототип медиа будущего. Идея, которая возникла в дискуссиях между Медиа Лабораторией РИА Новости и Российской Венчурной Компанией, основывается на том, что мы имеем достаточно большое количество документов, которые описывают будущее — стран, территорий, городов, индустрий, компаний, образования или науки. Исторически сложилось так, что прогнозы или, правильнее говорить, форсайты (foresight — предвидение, «дальний взгляд», англ.) — документы изолированные. Технология их создания, которая совершенствуется вот уже 50 лет, «замкнутая» — в структуре компании-заказчика (или страны, или министерства, или территории). Мы захотели посмотреть — а что случается, если достаточно много форсайтов собрать вместе, найти связи между ними? FutuReView (интернет-адреса проекта — futureview.info, английский интерфейс, и futureview.ru, русский интерфейс) — это инструмент исследователя. Мы сами не знаем, какие связи увидит, например, специалист по роботехнике в 2050-2070 годах, если он захочет посмотреть на прогноз «из окопов», скажем, урбанистики или биотехнологий.

Наша задача в этом проекте была — выявить эти связи и предложить инструмент их исследования. Сложный, «замороченный» интерфейс — это и компьютерная игра для пользователей, и метафора сложных зависимостей между разными отраслями знания и технологии.

Что касается медиа в целом, как индустрии и средств массовой информации, как опоры этой индустрии, то их будущее — советуйся с FutuReView, не советуйся — довольно туманно.

Будущее традиционных СМИ определит не редакционная политика, не экономические возможности издателя, его определит только потребитель. Именно поведение потребителя в отношении конкретного СМИ сегодня должно быть приоритетным интересом всех, кто причастен к созданию соответствующей газеты, журнала, теле- или радиоканала, даже информационного агентства. Цифровая среда не просто предоставила в распоряжение потребителя «какие-то» альтернативы.

Справедливости ради надо сказать, что медиарынок был конкурентным даже при советской власти. Но именно интернет предоставил потребителю право и возможность авторства, равную той, которая есть у журналиста. Условно говоря, ситуацию для традиционных СМИ сегодня проще всего сравнивать с проблемами транспортной индустрии на сломе 19 и 20 веков: конезаводчики вели дискуссии о том, что лошадь лучше паровоза, потому что не нуждается в рельсах, а победителем вышел автомобиль.

Вот и мы сейчас обсуждаем проблему конкуренции с интернетом, не обращая внимания на мобильные коммуникации, на, как вы правильно сказали, «умные поверхности», интерактивное ТВ и другие альтернативы.

— Бесспорный факт — люди, будь то в Москве, Астане, Киеве или Кишиневе, стали более требовательны к способам получения информации. Им глубоко наплевать на беды издателей — дорожает бумага или плохо работает служба доставки. Они просто наберут Яндекс и без проблем найдут все, что их интересует. Но что же делать аборигенам-газетчикам? Они все еще живы, курилки!

— Потребителю, как ни странно, совершенно не «плевать» на судьбу печатных СМИ. Особенно потребителю предыдущей эпохи — пока, правда, не очень долго, во всех наших странах таких либо большинство, либо более чем существенная доля. Старые СМИ — это бренды в большей степени, чем конкретная форма или содержание сегодняшнего дня. Лояльность к нескольким испачканным типографской краской листам бумаги — не смешите меня! Лояльность, соучастие повестке дня, работе журналистов, точке зрения — это качества газетного или журнального бренда.

Но, увы, и бренды не вечны, как не бесконечна судьба любимого нами носителя — бумаги. Бумага — прекрасный, экономичный и портативный носитель информации, когда речь идет о местном издании, для которого нет проблемы доставки номера из типографии на местную почту, которая вовремя — к утреннему кофе — принесет номер газеты в ящик подписчика (а не как наша «Почта России» — 10 номеров за три недели, и сразу в один день). Как только возникает более сложная дистрибуция, как только в дело вмешивается торговый интерес посредника и т.д., вместо функции социального коммуникатора, просветителя и организатора газета становится «решателем проблем собственной доставки». И все ее преимущества исчезают — сохранение приемлемой цены требует большого количества рекламы, обеспечение времени доставки — все более раннего и, соответственно, бессмысленного дэдлайна, политической сервильности, «учета интересов рекламодателей» — всего того, на что нас никогда не уполномочивал тот, ради которого газета создавалась, то есть Его Величество Читатель.

Но, возвращаясь к вашему вопросу, не только этому, но и предыдущему: главное — не видеть в интернете как минимум врага. Осваивать новую среду и новый носитель с широко открытыми глазами и без предубеждений, не искать заговоров и не требовать вмешательства высших сил. Высшие силы, даже если они распоряжаются государственным или муниципальным бюджетом, не оживляют мертвых; в применении к СМИ это означает только одно — если читателю ваше издание не нужно, оно скоро станет не нужно и тому, кто по политической необходимости или каким-то другим основаниям продолжает оплачивать ваше существование. Современный мир прагматичен и скуп — куда более богатые общества не в состоянии продлевать жизнь бумажным СМИ.

Важный вопрос — что делать, если у 90% ваших потенциальных читателей нет никакого интернета, или доступ к Сети затруднен, или вы не имеете инструментов оценки? Опыт тех стран и культур, которые начали движение в цифровую реальность раньше нас, подсказывает — никуда не денутся, голубчики. Сеть не только дает информацию — она дает услуги, в том числе и жизненно важные, такие как финансовые операции, информирование от органов власти, участие в выборах, образование… Даже африканские страны, даже Индия — идут этим путем. Основная задача в таком случае — не растерять профессиональные навыки и ценности в пути, на котором, увы, кормить никто не обещал.

— Мы, слава Богу, уходим от спора, кто победит в журналистике — классика или пользовательский контент. Время всех расставило по своим местам: традиционные СМИ, блогосфера, соцсети мирно сосуществуют. А новые информационные технологии не взорвали мозг обывателей, большинство спокойно адаптируется к ним. Сложнее с новостным потоком, шквалом, обрушившимся на публику. Как вычленить важное, не упустить главного? Готов ли ваш Инновационный центр «Новые медиатехнологии» предложить техники потребления?

— Основная битва современности для медиа — это сражение за время потребителя. Бюджет времени ограничен, даже при том, что разные виды медиакоммуникаций могут накладываться друг на друга (можно читать газету перед телевизором или пролистывать ленту социальной сети, слушая радио, например). Но для стран с развитой медийной сферой теоретический предел времени медиапотребления очень близок — он, по мнению таких специалистов, как Умэр Хак из Havas MediaLab, лежит в зоне 110-112 часов в неделю. Даже с учетом «наложений» и сложной логики «смешивания» разных СМИ в сознании потребителя, это в три раза больше рабочего времени! В два с лишним — времени сна!

Интернет, в особенности социальные сети, и мобильный контент сегодня активно отбирают те части бюджета времени, которые раньше принадлежали, скажем, газетам, книгам, просмотру видео или даже компьютерным играм.

Я бы не сказал, что большинство легко адаптируется к изменениям. Наоборот — и наши исследования, и работа многих коллег (например, Аналитического Центра «Видео Интернешнл», TNS, Berkeley School of Journalism) показывают, что у старших поколений новая среда и новые правила в ней вызывают как минимум напряжение, а зачастую и отторжение. Удивительным образом во многих медиакультурах потребление интернета растет, и одновременно у более старших возрастов растет потребление самого массового, самого непритязательного медиума — телевидения. Доходит до парадоксов, когда, движимые потребительскими инстинктами, возрастные потребители тратятся на большие и дорогие домашние компьютеры, а потом используют их для просмотра того же телевизионного контента, только через интернет, который заводят себе по настоянию младшего поколения.

Медиа Лаборатория РИА Новости, которую вы «засветили» под ее оригинальным названием, за полтора года сделала несколько собственных и совместных исследований, целью которых как раз и было развитие понимания «цифрового перехода». Например, мы озадачились потреблением видео на мобильных устройствах — смартфонах с большими экранами, планшетах. Оказалось, что, нажимая на клавишу Play, большинство российских потребителей перестают видеть разницу между интерактивным экраном смартфона-планшета (т.е. компьютера, впихнутого в компактную и управляемую пальцами упаковку) и телевизором. Они входят в режим «лежа на диване», даже если при этом едут в транспорте или, извините за подробности, сидят на унитазе (до 20% потребления видео на мобильных устройствах происходит в туалете, согласно исследованиям Медиа Лаба).

Важно понимать, что современный потребитель — даже если он кажется вам очень традиционным и консервативным — прекрасно осведомлен о наличии альтернативных каналов получения информации. Ни у какого СМИ нет и не может быть монополии на истину, нет «абсолютного оружия» удержания внимания аудитории, нет никакой магии «кнопки». Информация, как и вода, всегда находит трещины и щели, по которым добирается до потребителя, и самое глупое, что может делать СМИ, так это считать, что время остановилось и что новостями являются только те строчки, которые оно напечатало или которые прочитал ведущий новостей.

Если говорить о каких-то «адаптирующих» к переизбытку информации технологиях, то сегодня они в самом центре внимания и Медиа Лаба, и наших коллег в области технологий СМИ. В самое ближайшее время мы сделаем доступным сервис, рабочее название которого WWire (wire — провод, англ., традиционно так называют в британских и американских СМИ информационные агентства, выпуски которых доставлялись в редакции 1920-1950-х годов по выделенной телеграфной линии, то есть по паре проводов). Пользователь WWire сможет, как в добрые старые времена, делать «вырезки» — только не из бумажных, а из интернет-страниц, а умные алгоритмы будут помогать их разумно складывать и систематизировать.

— Несмотря на то, что страны все еще называемого постсоветским пространства движутся не одинаковыми скоростями и по разным политическим векторам, профессиональная деятельность журналистов весьма схожа. Какой социальной энергетикой они должны обладать, чтобы не потеряться среди конкурентов, обрести, наконец, доверие читателей, зрителей, слушателей?

— Это вопрос не про технологии и не про методы управления коммуникациями. Это вопрос про ценности профессии журналиста и про место журналистской профессии в обществе. Так получилось, что в последние 12 лет я в большей степени тружусь в менеджменте СМИ или занимаюсь аналитикой и технологиями, а не пишу новостные заметки, снимаю телевизионные сюжеты или документальные фильмы, что вполне было смыслом моей работы в предыдущие 10 лет. Но, думаю, ответа не избежать…

На мой взгляд, ключевое занятие средств массовой информации и коммуникации — работа с повесткой дня. И для современного человека информация (хотя бы сведенная к нескольким заголовкам) — такая же неотъемлемая часть жизни, как пища, транспорт или сон. Никакой информационный шум не отменяет необходимости профессионально его фильтровать, выделяя главное, существенное, ценное для конкретно вашего читателя-зрителя-слушателя-потребителя.

Умение работать с повесткой дня, как мне представляется, это сочетание нескольких профессиональных навыков, часть из них — очевидно социальные, а часть — персональные, творческие. Журналист остается актуальным только тогда, когда живет «в синхроне» со своим читателем (слушателем, зрителем).

Буквально по Марксу — «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества» — никакая «цифровизация» и «глобализация» этого не меняет. СМИ актуальны и релевантны только тогда, когда видят жизнь такой, какой она реально предстает глазам массового потребителя. Это даже не о правде или искренности — так устроен человек, где бы и как бы он ни жил. В советское время была такая передача — «Международная панорама», в которой лоснящиеся от благ загранкомандировок спецкоры рассказывали зрителям ЦТ о кризисе капитализма. А потом Артем Боровик просто взял и пошел «служить» в американскую армию. И написал об этом в «Огоньке» в 1988 году.

Я, правда, не хочу критиковать коллег, которые сегодня решают совсем непростые задачи в СМИ. Единственное, что я бы им предложил в качестве «рецепта релевантности» — смотрите на свою работу глазами «простого человека». Сильно отрезвляет.

— Форум европейских и азиатских медиа, который РИА Новости ежегодно проводит в формате 200 представителей крупнейших СМИ стран Содружества и государств Балтии, состоится 10-11 декабря в Минске. В повестке нынешнего ФЕАМа — самые актуальные вопросы взаимодействия прессы и общества. Какой медиаопыт, на ваш взгляд, могли бы передать своим коллегам российские участники встречи? Какие общие дела предложить европейско-азиатскому сообществу журналистов на будущее?

— У российского медиапространства есть несколько преимуществ, хотя они же и недостатки, особенно с точки зрения традиционных СМИ. Во-первых, у нас есть «комплекс школьного отличника в вузе» — слишком долгое время мы считали себя очень крутыми. Мы и правда многие вещи умели и умеем делать хорошо и красиво. Но в институте — другие знания и другие требования; «пятерки» в школе не становятся «автоматами» в вузе.

Медиапространство России уже очень значительно «оцифровано», доля, например, интернет-рекламы в общем «пироге» превысила печатные СМИ — навсегда, похоже. Это ни что иное, как переход в новое «образование», где, увы, отличникам бывает труднее. Так что первый и главный совет — готовьтесь к новому витку «образования», даже если особенных признаков «выпускного класса» не наблюдается. Этот момент настанет вне вашего желания. Учитесь на ошибках и удачах соседей — ближних и дальних.

Второй урок, который сейчас активно «кушает» российское медиапространство: если на вашем локальном рынке еще нет однозначного интернет-лидера, каким, например, были lenta.ru и gazeta.ru 7-8 лет назад, обгоняя ближайших преследователей в разы, сделайте все возможное, чтобы занять и удерживать это место. Опоздание и непонимание особенностей среды, которые допустили традиционные печатные СМИ тогда, сегодня стоит им, возможно, и самого существования.

Третий урок — и, в некотором смысле, предложение для сотрудничества — сохраняйте общее информационное пространство. Только оно обеспечивает новостям столицы оправданное и востребованное место в новостях провинции — и наоборот.

Россия сегодня будет вынуждена бороться с агрессивной локализацией местных СМИ, которые не видят национальной повестки дня по самым разным причинам — от опасений местной власти до собственных предрассудков по поводу «жизни в пределах Садового кольца». Но ровно такая же борьба предстоит и за возврат региональных проблем и событий в национальную повестку дня. Все это относится и к отношениям в европейско-азиатской зоне — события Минска волнуют Москву и Россию не более, чем происходящее в далекой африканской стране. Если не будут работать СМИ — скоро станет верно и обратное.

Наше главное преимущество — пока еще и скрепленное общим прошлым, общим образованием, общими привычками и знаниями — в едином языке межнационального общения, в общем культурном коде и в общих медиапривычках. Было бы грешно не воспользоваться этим, правда, коллеги?

Элла Таранова

РИА Новости

Комментариев нет: