газета «Частный предприниматель»
На официальном сайте Госкомпредпринимательства 27 октября размещен проект Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности». К сожалению, данным документом вновь предлагается существенно ограничить виды деятельности, которые можно осуществлять по упрощенной системе налогообложения. Заложены в нем и другие очень неприятные нормы. Впрочем, обо всем по порядку.
Виды деятельности
Кого же не хотят видеть разработчики законопроекта в рядах упрощенцев? Упрощенная система не распространяется на деятельность, подлежащую патентованию (кроме той, на которую приобретается льготный торговый патент и патент на бытовые услуги). Напомним, что перечень товаров, при торговле которыми приобретается льготный патент, приведен в ст. 3 Закона Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности"; он невелик. В этой же статье содержится и перечень товаров, которыми можно торговать без патента, в него входят некоторые продовольственные товары отечественного производства. Как правило, ассортимент продукции, которой торгуют предприниматели, гораздо шире.
Таким образом, не смогут работать по единому налогу большая часть предпринимателей, осуществляющих торговлю за наличный расчет, и предприниматели, предоставляющие услуги в сфере общепита. При этом разрешили быть упрощенцами предпринимателям, работающим в МАФах (киоски, палатки, лотки и т. п.).
Запретят быть единщиками рынкам и торговым центрам.
Но и это еще не все. Не смогут стать единщиками предприниматели, осуществляющие лицензируемые виды деятельности. Исключение сделали только для туристической деятельности, услуг по автоперевозкам, розничной торговли лекарствами и ветпрепаратами, ветеринарной практики. Медики могут применять единый налог, если они не предоставляют услуги в сфере косметологии, водолечении, гелиотерапии, стоматологии.
Объем выручки
Количество наемных работников для упрощенцев оставили прежним – 10 человек. А вот предельный объем выручки предлагают ограничить 750 размерами заработной платы, установленной на 1 января отчетного года. Например, если по состоянию на 1 января 2010 года размер минимальной зарплаты будет равен 669 грн, то предельный размер выручки составит 501 750 грн. То есть существенного увеличения объема выручки, о котором так много говорится, не произойдет. При этом изменение размера минимальной зарплаты в течение года не будет влиять на размер предельного объема выручки.
Ставки налога и взносов
Ставку единого налога для предпринимателей, как и ранее, будет определять местный совет в зависимости от вида деятельности. Но предел таких ставок тоже предлагается исчислять в зависимости от размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января (от 4% до 15%). То есть при зарплате в 669 грн. ставка налога должна быть установлена не выше 100,35 грн. Но радоваться этому не стоит. Теперь из состава единого налога не предусмотрено отчислений в Пенсионный фонд и фонды социального страхования. Взносы в фонды предпринимателю придется уплачивать самостоятельно. Размеры таких взносов также установлены в процентах от размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года. Самостоятельно для себя предприниматели будут обязаны уплачивать за каждое лицо:
– 13% минимальной зарплаты в Пенсионный фонд;
– 1% минимальной зарплаты в Фонд занятости;
– 3% минимальной зарплаты в Фонд по временной потере трудоспособности.
От уплаты взносов предлагается освободить только «пенсионеров по возрасту или инвалидов и которые не используют труд наемных работников». К чему относится «которые не используют труд наемных работников», пока непонятно – к пенсионерам, инвалидам, тем и другим, или вообще ко всем предпринимателям. Ведь отдельным пунктом данного законопроекта установлено, что за наемных работников все страховые взносы предприниматели должны уплачивать в общем порядке.
Предпринимателям-единщикам разрешили в добровольном порядке регистрироваться в качестве плательщиков НДС. А вот о возможности работы без кассовых аппаратов в законопроекте нет ни слова.
Фиксированный налог отменяется
Заключительными положениями законопроекта предполагается отменить все положения Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан», которыми регулировалась уплата фиксированного налога. Таким образом, всем предпринимателям, торгующим на рынках, придется переходить либо на единый налог, либо на общую систему налогообложения.
Взамен им обещают отменить рыночный сбор. Но разве это равноценно? Отметим, что по отмене рыночного сбора существует и другой законопроект, который уже зарегистрирован в Верховной Раде Украины под № 5233, в нем об отмене фиксированного налога речь не идет.
На последствия такого нормотворчества еще можно повлиять. Все, кому не безразлична судьба упрощенных систем налогообложения, могут направлять свои замечания и предложения к законопроекту в адрес Госкомпредпринимательства (01011, г. Киев, ул. Арсенальная 9/11, e-mail: zmi@dkrp.gov.ua).
Комментариев нет:
Отправить комментарий