04.11.2009

ИСД и медиа-бизнес

Вчера прошло сообщение о том, что редакция “Экономических известий” бастует.

Сегодня на сайте Ж. в Украине Юрий Аксенов комментирует это событие. Перепечатываю его полностью:

Коллаж на тему бизнеса

«Телекритика» пишет, что «Экономизделия» не вышли из-за задолженности по зарплате. К заметке ТК можно добавить только предположение, что Пилипенко прекрасно осведомлен о причинах невыхода газеты (upd. комментарий Пилипенко). Забавного в этом, понятное дело, ничего нет: долги по зарплате — явление гадкое. Но вот место действия особого удивления не вызывает.

Первый поход ИСД в медиа-магнаты начался в 1997 г. Корпорация выкупила у «Блиц-Информа» газету «Бизнес-Донбасс». В 1998 г. издание было переименовано в «Деловой Донбасс». На момент перехода в лоно ИСД основной объем работ там выполняли Алексей Миронов (сейчас — главред «Обкома»), Олег Богатов (пиарит в «Новой концепции» и подрабатывает киберсквоттером) и я. Газета по донецким меркам была вполне заметной. И, наверное, самой хулиганской в регионе. Но достаточно странной. Все сотрудники редакции активно писали в киевские издания, откуда и получали большую часть доходов. Поэтому темы выбирали из тех, которые можно легко переработать для Киева (некоторые сотрудники думали, что перерабатывать не надо — редактор ведь тоже деньги за что-то получает). В результате газета была, мягко говоря, не сильно региональной. Но тогда казалось, что делаем очень хорошее издание.

После появления инвестора начались переговоры о реформах. К чести ИСДшников, они довольно четко описали проблемы с тематикой. И предложили определить уровень компенсаций, которые сделают приоритетным местом работы «Деловой Донбасс». Определили. Где-то к весне 1998 г. А с мая началась активная фаза подготовки к кризису (формально он начался в августе-98, но определенные сложности возникли еще в конце весны). Зарплаты за май выплатили в сентябре. А еще весной инвестор сказал, что единица платежа в Украине — гривня, поэтому о привязке к доллару надо забыть. На наше возмущение отвечали в духе, что бюджет на текущий год выели, издание себя не прокармливает, поэтому выделять деньги сложно (ничего не напоминает сотрудникам «Экономизделий»?).

Общались мы с ИСДшниками более-менее регулярно. Несколько раз с Виталием Гайдуком (клевый, кстати, в общении дядька), который был радушен и говорил, что все вопросы решат в «Визави». Когда топали в «Визави» качать права, люди обижались. Видимо, им действительно поручали «решить вопросы», а не делать что-то конкретное. При этом приходили, как правило, с вопросом «Где деньги»? Но мы вообще были людьми нагловатыми. Порой доходило до абсурда. Меня как-то отправили с просьбой о замене одного редакционного компьютера к Валерию Науменко (тогда его должность называлась, вроде бы, директор по производству). На тот момент он был одним из ключевых топов корпорации и занимался куда более серьезными вопросами, чем проблемы мелкой региональной газеты. Никогда не забуду попыток «вникнуть в проблему» со стороны человека, который явно не понимал, кто и зачем прислал к нему этого небрежно одетого хлопца. Попытки понять, что за компьютер (~$1 тыс.) со стороны человека, только что развернувшего десяток вертушек с железом (стандартные ж/д составы с металлопродукцией по-ихнему), выглядели любопытно. В общем, забавных историй хватало. Если бы при этом еще зарплату платили регулярно, то все были бы довольны жизнью.

В ходе всех этих реформ была проведена вялотекущая ротация состава редакции. Прежний костяк как-то рассосался, а в 2000 г. материализовался в Киеве, где мы начали работу надо созданием тырнет-газеты proUA. Говорят, она изначально сильно понравилась Виталию Гайдуку. Который ее и купил. Позже. Но это — другая тема.

В общем, пара лет работы в СМИ под патронатом ИСД выработали определенное отношение к деятельности корпорации на медиа-рынке. И в начале 2000-х, когда ИСД затеял очередной поход в медиа-магнаты, в общении с людьми, которые собрались работать в издательских структурах корпорации, скептически говорил «ну-ну». Люди удивлялись «А кто — лучше?».

Развитие событий показало, что ИСД сделал из своего донецкого медиа-опыта своеобразные выводы. К киевским проектам подошли с размахом. Наняли модных медиа-менаджеров. Которые создали хорошую распилочную. Потом модных медиа-менаджеров стали увольнять. Другие медиа-менаджеры стали давать бодрые интервью.

Меня не покидало дежавю.  В свое время в Донецке все происходило по очень простой схеме. В начале года, когда ИСД утверждал бюджет на «Деловой Донбасс», проходила оптовая закупка кадров. К осени, когда бюджет осваивался, начинались задержки по заработной плате. В результате кадровые ротации зашкаливали. Ну и пару раз всерьез рассматривали возможность забастовки. В силу разных причин не решились. Тут коллегам из экономизделий — респект, потому что не фиг. А вот ответ на вопрос, почему ИСД постоянно бегает по одним и тем же граблям, на мой взгляд, содержится на официальном сайте корпорации. В смысле, вот карта бизнеса ИСД тематическая. Очень помогает в восприятии. Понятно, почему там нет ФК «Металлург». Непонятно, почему нет агрохозяйств. А вот «медиа-бизнес» там увидеть никто и не ожидал... Кстати, корпорация пытались дистанцироваться от медиа-подразделений, назначив специального француза. Видимо, неспроста. Зато сосальной ответственности — хоть отбавляй...

Комментариев нет: