07.03.2011

Владимир Мазенко, «МОЁ»: Чтобы не похоронить газету, не стоит делать сайт ее электронной копией

Blog Image

Опровергая собственным примером нависшую угрозу смерти печатных СМИ, якобы уступающих свое место Интернету, воронежская газета «МОЁ» неустанно продолжает демонстрировать насколько успешно можно жить и работать в тандеме с одноименным онлайн-порталом. О том, как осуществить взаимодействие между печатным и интернет СМИ, и при этом не потерять аудиторию ни по одному из каналов, порталу PlanetaSMI.RU рассказал главный редактор воронежской газеты «МОЁ!» Владимир МАЗЕНКО.

– Владимир Станиславович, как давно выходит в свет газета «МОЁ»? Какова ее концепция?

– Первый номер «МОЁ!» вышел в свет осенью 1994 года. На протяжении последних 12-13 лет «МОЁ!» является самым популярным воронежским еженедельником, что подтверждают исследования компании TNS Россия. Согласно данным этой компании аудитория одного номера «МОЁ!» составляет 251 тыс. человек. Популярность издания подтвердили и опросы воронежского фонда общественного мнения «Квалитас».

«МОЁ!» — городской еженедельник, который распространяется преимущественно в самом Воронеже тиражом около 80 тыс экземпляров. Это издание общего интереса, ориентированное на активных жителей Воронежа от 16 до 75 лет, которым не безразлично, что происходит в городе. В «МОЁ!» присутствует мощный новостной блок, аналитические материалы, телепрограмма, развлекательные статьи, среди которых эксклюзивные интервью со звездами и т.п., а так же полезные советы. Наша задача — создавать по-настоящему народную газету, и мы двигались по этому пути еще до того, как в обиход активно вошел термин «гражданская журналистика». От 50% до 70% материалов, опубликованных в «МОЁ!», подготовлены после обращения в редакцию читателей и при непосредственном их участии. Письма и звонки, а сейчас еще SMS-ки и MMS-ки, всегда определяли наш выбор тем. В последние годы тесной связи с читателями активно способствует портал «МОЁ! Online», с помощью которого они также могут отправлять в редакцию свои сообщения, новости, фото- и видеоматериалы, и, конечно, комментировать редакционные статьи.

– Воронежцы называют «МОЁшку» самой популярной и интересной газетой города. Как вы поддерживаете имидж издания?

– Думаю, что воронежцы называют «МОЁ!» самой интересной газетой потому, что это действительно самая интересная газета в городе — и это не просто оценочная категория, а вопрос редакционных технологий, нашей стратегии развития издания. Мы стараемся избегать банальностей и журналистских штампов в подаче материалов, делаем упор на эксклюзивные детали и подробности, снабжаем материалы яркими и крупными иллюстрации, динамичными репортажными фото. Думаю, что воронежцы воспримают «МОЁ!» как живую, неординарную и неравнодушную газету. Я уверен, что именно такой и должна быть настоящая городская газета.

– Какие рубрики наиболее востребованы?

– Думаю, что наиболее популярны те рубрики, в подготовке которых воронежцы сами принимают непосредственное участие. Около года назад мы отдали третью страницу газеты под народные новости. Идея здесь простая: новости присылают нам читатели, а журналисты «МОЁ!», если это требуется, выясняют дополнительные подробности и берут комментарии экспертов. Кроме того, своим любимым разделом читатели всегда называют городские новости. Я думаю, это связано с тем, что благодаря хорошей обратной связи, в «МОЁ!» велика доля эксклюзивных новостей. Также наши читатели активно участвуют в фотоконкурсах: одновременно мы обычно проводим 3-4 конкурса на разные темы. Фотографии читатели обычно самостоятельно загружают на наш портал, а лучшие фото мы публикуем на страницах газеты.

– По каким каналам распространяется газета? Какова ее цена в рознице?

– Из-за преобразований на «Почте России» подписка в последние годы существенно упала, из-за чего, главным образом, пострадали читатели в области. Сегодня по подписке распространяется порядка 10% тиража. А воронежцы-горожане традиционно покупают газету в розницу. В магазинах и киосках города «МОЁ!» продается по 12 рублей. Такая цена держится уже примерно два года.

– Возникали ли у вас проблем с распространительскими сетями? Часто региональные издания жалуются, что их не особенно охотно берут в супермаркеты, например…

– Совершенно ясно, что газета должна присутствовать в супермаркетах, и мы ведем здесь постоянную работу. Трудности, конечно, бывают, наши распространители стараются оперативно все проблемы решать.

– Много ли в издании рекламы? Каков ее процент от общего контента?

– Реклама составляет порядка 20% объема газеты. Регулировать это соотношение позволяет плавающий объем издания. Полосность «МОЁ!» варьируется от 48 (обычно это первые январские номера), и до 64, а иногда — и до 72 страниц, но это если рекламы в газете много.

– Когда появился одноименный портал? Не упал ли после этого интерес к печатному изданию?

– Так или иначе «МОЁ!» представлена в Интернете уже около 10 лет. Но четыре года назад, в 2007 году, мы пришли к выводу, что еженедельник не в состоянии удовлетворить потребности нашей аудитории в информации, поэтому было принято решение создавать в Интернете самостоятельное СМИ – ежедневный новостной портал, который бы базировался на редакционных принципах и подходах «МОЁ!». Поэтому мы создали объединенную редакцию газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online», что потребовало изменения психологии журналистов и технологий редакционной работы.

Мы хотим, чтобы портал стал, в первую очередь, источником оперативных новостей и площадкой для обмена мнениями воронежцев по важным городским событиям. Отдельные новости собирают по несколько сот читательских комментариев, при этом комментарии влияют на наши подходы к той или иной теме. Материал в газету журналист готовит уже с учетом мнений читателей, высказанных в Интернете. Мы стремимся к тому, чтобы газетные материалы существенно отличались от опубликованных в Интернете, чтобы читатели воспринимали газету как необходимое дополнение к онлайн-материалам, как некий эксклюзивный премиум-продукт.

Кроме того, несколько месяцев назад мы перестали выкладывать в Интернет газетные статьи в день выхода газеты, а стали это делать с большим опозданием, через четыре дня после выхода номера. Мы опасались, что это приведет к потери трафика, но на деле читатели в большинстве своем отнеслись к этому шагу с пониманием.

Количество посещений у нас осталось на прежнем уровне, хотя раздел «Газета “МОЁ!”» составлял порядка 30% от общего числа посещений. Теперь люди знают, что если они хотят получить эксклюзивные подробности и материалы по тому или иному событию, то нужно или подождать несколько дней, или купить бумажную газету.

– На медиарынке бытует мнение, что скоро печатные СМИ прекратят свое существование... Каково ваше мнение на сей счет?

– Чтобы не похоронить собственную газету, не стоит делать сайт электронной копией газеты. Бумажная и онлайн-версии должны взаимодействовать, дополняя друг друга. Необходимы взаимные ссылки, взаимное анонсирование материалов. Ведь вы никогда не сможете разместить в газете эксклюзивные видеокадры, зато сможете сообщить в газете, что на вашем сайте есть уникальное видео. И, наоборот: в газете можно дать комментарии и аналитику, которые будут трудно восприниматься в Интернете.

Я думаю, что общая тенденция сокращения тиражей печатных СМИ не скоро приведет к их закрытию, если редакции сумеют создать качественный продукт, удовлетворяющий потребностям своей потенциальной аудитории. Другой вопрос, что эти потребности необходимо очень четко понять и сформулировать, потому что покупать газеты по инерции аудитория уже действительно не готова: сегодня людям нужно предложить нечто по-настоящему стоящее, иначе им будет просто жаль тратить на вас свое время. У хороших региональных газет перспективы, по-моему, неплохие. Другой вопрос, что в нашей стране для развития региональной прессы пока не самые подходящие экономические и политические условия. Многие издания слишком зависят от местных властей, а обрести устойчивую финансовую самостоятельность не позволяет плохо развитый рынок рекламы. Остается надеяться, что со временем ситуация изменится.

Наталья Решетова

PlanetaSMI.RU

Комментариев нет: