07.03.2011

Затраты на распространение прессы растут быстрее инфляции

Blog Image

Ценообразование, сервис, логистика и прочие услуги, предоставляемые распространителями печатной продукции издателям вновь вызывают волну негодования у последних. Сейчас ситуация осложнилась и запретом на торговлю в 25­-метровой зоне от станций метро, и сносом ларьков, новогодним повышением цен и т.д.

Как говорят некоторые издатели, цены на их газеты, журналы, книги в супер- и гипермаркетах сильно завышены, условия договоров «кабальные», а поставки печатной продукции находятся за пределами издательских возможностей.

К сожалению, не все производители печатной продукции понимают экономику затрат распространителя. Кто-то полагает, что наценки от вырученной в процессе реализации продукции, вполне хватит распространителю на обеспечение текущей деятельности предприятия, на его развитие, и ещё останется на прибыль. К сожалению, в России цены на прессу по сравнению с европейскими странами значительно различаются. Главные статьи затрат распространителя – это складская составляющая, сортировка и транспортировка продукции, сбор и обработка возвратов, налоги, зарплата, бонусы торговым сетям.

Всем известно, что в цепочке издатель – дистрибутор – ритейлер самым сильным звеном является именно ритейлер. В этом и есть негласный закон бизнеса: «правила игры формирует тот, кто сильнее». «Почему в центре города нельзя купить дешевую квартиру?», или: «Почему в ЦУМе не продается дешевая одежда?». Так и в дистрибуторском бизнесе правила игры диктует не издатель и не распространитель, а сетевой ритейл. Потому что не издатель и не дистрибутор управляют стоимостью аренды, стоимостью входов в сети, сроками платежей, размерами бонусов, отчисляемых в сети, которые растут каждый год. Издатели осуждают дистрибуторов за то, что они выстраивают очень агрессивную политику, но часто это вынужденные меры, поскольку в ином случае распространитель будет работать в убыток.

Да, дистрибуторам подчас сложно работать грандами ритейла. К сожалению, уже изначально далеко не каждый издательский продукт может попасть на полки магазинов. Нельзя забывать и о том, что на полках супермаркетов, киосков, павильонов прессы место физически ограничено. Сегодня в России зарегистрировано более 70 тысяч печатных изданий. Очевидно, что в супер- и гипермаркетах, в минимаркетах при АЗС непопулярные издания просто не выживут. Поэтому зачастую издатели делают ход конём – пытаются навязать дистрибуторам так называемые «пакетные приложения», т.е. топовую продукцию поставлять с такими невостребованными журналами. Это тоже не выход из положения, продажи не вырастут. Гонка издателей за тиражами приводит к тому, что все хотят сделать свой продукт как можно дешевле, но опять же за счет дистрибуторов.

Такая же ситуация и на рынке розничных продаж, только здесь вместо ритейлера – государство. С каждым годом растет стоимость аренды земли, электроэнергии. Кроме того, одной из основных услуг дистрибутора, на которую приходится большая часть затрат, – логистическая. Надо понимать, что при увеличении цен на бензин, стоимость логистики не может оставаться прежней. Нельзя забывать и о постоянном ежегодном росте инфляции.

Еще одна существенная статья расходов распространителей печатной продукции, касающаяся и сетевого ритейла, и киосковых сетей – обработка возвратов. На обработку ремиссионной продукции затрачиваются большие средства, и разумным решением было бы списание без физического возврата.

И в заключение хочется отметить – зарубежной практикой доказано, что кампании по продвижению печатной продукции эффективнее всего действуют на местах продаж, т.е. в супер-, гипермаркетах, киосках, павильонах прессы. Очевидно, что издавать газету или журнал мало, их надо уметь правильно позиционировать и правильно преподносить потребителю.

Константин Черепков

Omn.RU

Комментариев нет: