Некогда "самая читающая страна" стремительно обзаводится электронными книгами. Рынок ридеров в России растет невиданными темпами.
— Надо же, у тебя библиотека? — именно таким удивленным возгласом, по мнению гендиректора компании Wexler Михаила Петренко, через десять лет люди станут реагировать на книжные полки в квартирах своих знакомых. Стеллажи, уверен Петренко, будут заменены компактными ридерами — электронными устройствами для чтения.
Популярность ридеров в России быстро набирает обороты. За 2010 год, по данным компании SmartMarketing, было продано 539 тыс. устройств — на 285% больше, чем в предыдущем году, и почти на 1000% больше, чем в 2008-м. Вплоть до 2010 года рынок электронных книг нельзя было назвать массовым. Те немногие устройства, которые попадали в Россию легально, продавались в основном через интернет-магазины по 12-15 тыс. руб.
Однако с 2008 года цена на ридеры неизменно снижалась. Как только в рознице устройства стали стоить меньше 10 тыс. руб., "процесс пошел".
Ридер рынка
Генеральный директор российского представительства компании PocketBook Евгений Милица настолько любит электронные версии книг, что готов закрыть глаза на сомнительное происхождение контента. Недавно Милица купил модный роман Грегори Дэвида Робертса "Шантарам". Из более чем 850 страниц бумажного варианта он осилил сотню, потом скачал в ридер электронную версию, по его признанию, "откуда-то из интернета".
Украинская компания PocketBook — безусловный лидер российского рынка электронных книг. В 2010 году она продала в нашей стране 180 тыс. устройств. Агентство SmartMarketing оценивает долю PocketBook в 40%. Ридеры PocketBook одними из первых появились в России, славятся стабильным софтом и поддерживают максимальное количество форматов — 12 против шести-семи в среднем по рынку. Ближайшие конкуренты отстают на порядок: доля еще одной украинской компании LBook равна 6,4%, китайской Onyx — 5,6%, а Sony, ридеры которой пока поставляются в Россию по "серым" каналам,— 5,4%.
Большинство продаваемых в России "читалок" основаны на технологии электронных чернил, или e-ink. Монополию на них до появления альтернативных технологий долгое время держала тайваньская E-Ink Holding (ранее Prime View International — PVI). У таких экранов отсутствует излучение, что делает их якобы менее вредными для глаз, чем жидкокристаллические настольные мониторы.
PocketBook создана в 2007 году в Киеве: ее идеолог и один из основателей Олег Науменко вдохновился идеей собственной "читалки" на одной из международных выставок. В сентябре 2008-го компания выпустила первый аппарат на e-ink. Разрабатывать свою технологию электронных чернил для этого уже было не нужно — ее закупали у PVI азиатские OEM-производители. Достаточно было разместить заказ у одного из них (Науменко договорился с Netronix) и разработать софт, чем занималась киевская команда программистов. В середине 2009 года компания вышла на российский рынок, а также открыла представительства в Израиле, США и Европе. В 2010-м оборот PocketBook составил порядка $75 млн, половина которого, по расчетам СФ, пришлась на Россию. Сейчас компания, по оценке Morgan Stanley, занимает 5% мирового рынка электронных книг. В прошлом году PocketBook перевела производство на тайваньскую Foxconn, выпускающую продукцию для Apple, Sony, Microsoft и др. В 2011-м, по словам Евгения Милицы, PocketBook планирует продать 1,5 млн устройств по всему миру (600 тыс. из них — в России), а в третьем квартале выпустит e-ink-книжку с цветным экраном.
Однако в конце 2010-го у продукции PocketBook, равно как и у всех ридеров на электронных чернилах, внезапно появился мощный конкурент.
Ураганная волна
— Безопасных книг не бывает: много читать вредно даже на бумаге,— горячится Михаил Петренко, адепт электронных книг на TFT-дисплеях, то есть обычных жидкокристаллических. Из 38,5 тыс. устройств, которые компания Wexler, входящая в Avirsa Holding, продала в ноябре-декабре прошлого года (с тех пор как вышла на рынок электронных книг), 36 тыс. сделаны именно на основе TFT-экранов. При этом общий объем продаж на рынке ридеров с ЖК-экранами, по подсчетам SmartMarketing, в прошлом году составил 61 тыс. устройств.
TFT-ридеры почти вдвое дешевле книг на электронных чернилах. Так, по данным руководителя направления мультимедиа компании "Электронные системы "Алкотел"" (выпускает электронику под брэндом Texet) Павла Андреева, себестоимость e-ink-книжки составляет $90-100. Половина этой суммы приходится на дисплей, в то время как производство жидкокристаллического экрана обходится не более чем в $10-15. Кроме того, TFT-ридеры являются по сути медиаплеерами: помимо книг на них можно просматривать фото и видео.
Использовать жидкокристаллические дисплеи в электронных книжках производители додумались недавно. В России такие устройства появились осенью 2010 года и буквально взорвали рынок. Средняя цена TFT-ридера составляет 4 тыс. против 7,5 тыс. руб. у e-ink-ридера. "В начале октября с TFT-книжками на рынок вышла российская компания Explay — первые же отчеты показали ураганные продажи",— вспоминает Андреев. Спустя две недели Texet, которая до сих пор лишь присматривалась к этому рынку, приняла решение срочно заказать изготовление партии устройств в Китае. Уже в середине декабря она продала свой первый TFT-ридер. С 2011 года компания производит в месяц 18 тыс. электронных книг на жидкокристаллических дисплеях, в то время как e-ink-ридеров — лишь 4 тыс.
Тем временем Wexler, выйдя на перспективный рынок в ноябре 2010-го (до тех пор она занималась производством компьютерной техники), сделала беспрецедентный ход. Через месяц после начала продаж она выставила модель Т7001 с 7-дюймовым дисплеем в столичных и подмосковных магазинах сети "Пятерочка" по радикально низкой цене — 2999 руб. Сеть, подтвердили СФ в X5, взяла на реализацию 10 тыс. экземпляров устройств в рамках акции по распродаже непродовольственных товаров InOut, и все они были распроданы. При этом, уверяет Петренко, столь низкая цена получилась за счет минимальной маржи ритейлера. Товар смели с полок в течение восьми дней. К концу весны, надеется глава Wexler, компания проведет еще две аналогичные акции по продаже новых моделей TFT-ридеров в продуктовых сетях. "Мы видели отчеты одного из ритейлеров: динамика продаж недавно появившихся TFT-книжек в пять-десять раз лучше, чем у устройств на электронных чернилах,— 300 книжек в неделю против 50",— говорит Андреев. Тот, кто в ближайшее время не выйдет с предложением TFT-книг, рискует потерять рынок, уверен Андреев.
Начинка выделки
Впрочем, конкуренция между типами устройств может оказаться явлением временным: через пять-шесть лет, прогнозирует аналитик SmartMarketing Светлана Завьялова, книги на электронных чернилах и TFT-экранах, скорее всего, сольются в одно гибридное устройство. Так, в феврале 2011 года начались продажи единственного пока в России гибридного ридера Highscreen Alex.
Зато по мере нарастания конкуренции значение будет приобретать контент. На самом большом мировом рынке устройств для чтения — американском — стоимость "железа" уже стремится к нулю. Крупнейшие игроки — Amazon.com и Barnes & Noble — дотируют "читалки", чтобы зарабатывать непосредственно на продаже книг из своих электронных библиотек.
В России из-за распространенного пиратства подобные схемы пока малоприменимы. Однако игроки уже понимают: за контентом будущее. Так, PocketBook развивает собственный сайт BookLand, который содержит около 300 тыс. книг, 25 тыс. из которых на русском языке. С помощью встроенного в ридеры 3G-модема литературу можно скачать в онлайн-режиме. Кроме того, игроки используют контент и в качестве маркетингового инструмента: так, в новую модель PocketBook эксклюзивно "вшито" полное собрание сочинений Виктора Пелевина, а Wexler планирует рекламную кампанию с распространяемым через "читалки" новым романом Дмитрия Глуховского из серии "Метро 2033".
Идет и обратный процесс: компании, занимающиеся продажей контента, стремятся обзавестись собственными устройствами. "Интернет-магазин Ozon.ru захотел стать русским Amazon.com",— говорит руководитель направления мобильных решений компании "Макцентр" (эксклюзивный дистрибутор ридеров Onyx) Евгений Суворов, которому Ozon заказал партию устройств на электронных чернилах, выпущенных под брэндом Ozon Galaxy,— разумеется, со встроенным в него доступом к интернет-магазину. Аналогичный заказ Onyx выполнил и для сервиса по продаже контента "Аймобилко". До конца года, обещает СФ гендиректор "Аймобилко" Николай Белоусов, его компания планирует продать 100 тыс. таких устройств, единственным нареканием к которым является отсутствие в них 3G. "Мы дотируем устройства, продавая их по себестоимости — около 6 тыс. руб.",— уверяет Белоусов. Впрочем, взамен он обязывает пользователей покупать трехмесячную подписку на книжки. Если ридеры подешевеют, говорит глава "Аймобилко", то в следующем году через устройства для чтения пройдет до 15-20% всего покупаемого у компании контента.
Сила несметная
"...Видит, что со всех сторон, из-под каждого дерева и кустика, из воды, из земли лезет к нему сила нечистая и несметная",— Евгений Милица берет стилус и выделяет в электронной e-ink-книжке фрагмент из "Аленького цветочка" Сергея Аксакова. Женщина-робот, путая ударения, металлическим голосом читает отрывок. Это речевой синтезатор — новейшая разработка швейцарской компании (название не раскрывается), права на использование которой в своих устройствах купила PocketBook. Аналогов на российском рынке пока нет.
Через несколько лет, отмечают участники рынка, главной "силой несметной" для электронных книг могут оказаться планшеты — универсальные "комбайны" с мультимедийным функционалом. Цена таких устройств на базе Android уже опустилась до 8 тыс. руб. В будущем, прогнозирует Светлана Завьялова, они (за исключением продукции Apple) станут дотироваться сотовыми операторами, а их продажи составят 10 млн штук в год против 6 млн у "читалок". Потеснить они смогут прежде всего ридеры на TFT-дисплеях. Ну а те пользователи, которые предпочитают употреблять книгу, пусть даже электронную, по прямому назначению — для чтения, останутся приверженцами ридеров на электронных чернилах как самого близкого на сегодняшний день аналога бумажной книги. Тем более что технологии не стоят на месте: цветные экраны уже на подходе, а вслед за ними в массовое производство выйдут гибкие дисплеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий