07.10.2011

Ваган Паргентанян, Роспечать: Формат киоска прессы остается востребованным


Первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ОАО Агентство «Роспечать» Ваган ПАРГЕНТАНЯН рассказал, что сейчас происходит на рынке распространения печатной продукции, какие новые форматы услуг предлагает агентство издателям и читателям, как долго мы еще можем покупать печатную прессу в привычных для нас местах.
Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешний рынок печатных СМИ?
В целом рынок сейчас испытывает сложности. Это связано с тем, что интерес к чтению постепенно падает, особенно среди молодежи. Это видно по тому, как молодежные издания фактически «вымылись» с полок, за исключением нескольких успешных проектов. Аудитория читателей печатных изданий стареет. Те, кто уже с гаджетами на «ты», практически не подключаются к ней. Это связано и с переходом на другие каналы получения информации, в частности интернет, и с отсутствием пропаганды чтения среди молодежи на государственном уровне. Но нельзя говорить, что рынок совсем в упадке. По данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, падение рынка распространения печатной прессы в 2010 г. зафиксировано на уровне менее 1%. Общий объем рынка печатной прессы оценивается в 85 млрд. руб.

Тиражи медленно падают. Проценты ремиссии увеличиваются. Эти факторы, безусловно, свидетельствуют о сокращении рынка печатных СМИ, но по нашему мнению бумажные издания еще долго не исчезнут с витрин киосков.
Переждав кризис, в печатные издания снова возвращаются рекламодатели, на сегодняшний день рост доходов от рекламы в прессе значительно опережает инфляцию.
В то же время издатели находятся в активном поиске новых идей. Запускают новые приложения, постоянно модернизируют существующие издания, оценивают, какие у них есть возможности работы в интернете. Однако далеко не все попытки запуска интернет-версий журналов и газет успешны Интернет трудно монетизировать. Люди привыкли получать там информацию бесплатно.
— С кем вы сотрудничаете в оценке состояния на этом рынке?
— В первую очередь мы руководствуемся материалами федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК).
Они ежегодно публикуют отчеты с обзорами отраслей. Мы также тесно сотрудничаем с Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП), одной из самых заметных площадок для коммуникаций издателей и распространителей. Вот уже несколько лет Агентство «Роспечать» состоит членом ассоциации.
Интернет также позволяет черпать обширную информацию, посмотреть тенденции, в том числе и мировые. У нас также есть довольно большой круг своих экспертов, которые трудятся непосредственно в агентстве.
— Что сохранило Агентство «Роспечать» от «Союзпечати»?
В первую очередь, являясь правопреемником «Союзпечати», наша организация сохранила ядро бизнеса – традиционную подписку. Агентство – по-прежнему бессменный лидер на этом рынке. Но подписка (вы, наверное, знаете хорошо), к сожалению, тоже постепенно сокращается. Мы занимаем лидирующие позиции и имеем долю чуть менее 40%. Также основным каналом распространения печатной продукции в агентстве остаются традиционные киоски.
Какие цифры можно привести по тиражам своих каталогов, по сети розничной торговли периодики?
— Мы выпускаем порядка 800 тысяч экземпляров подписных каталогов в год. Они распространяются как в России, так и в странах СНГ.
Что касается розничной сети, то «Роспечать» имеет чуть менее 4 000 киосков в 18 регионах РФ. Сеть сейчас является крупнейшей. У ближайшего конкурента около 2,5 тысяч.
У всех остальных – существенно меньше. Их показатели начинаются от 1 000 и ниже. Этот рынок слабо консолидирован. Общее количество точек реализации прессы такого формата в стране – около 50 тысяч.
Какие еще услуги и технологии предлагает агентство издателям и подписчикам?
Мы постоянно расширяем спектр предлагаемых услуг. Например, ввели услуги по организации прямой редакционной подписки. Также у нас есть много предложений для издательских домов. Это касается возможности продвижения их изданий непосредственно в точках продаж. Мы предлагаем приоритетную выкладку, использование материалов, позволяющих продвигать издание: так называемые POS -материалы, которые в точке продаж акцентируют внимание именно на этот журнал или газету. Размещаем рекламу на фризах киосков. Есть специальные боксы, в которые мы вставляем аннотационные вкладыши, дающие дополнительную информацию для читателей, чтобы можно было акцентировать внимание на каких-то конкретных изданиях. Также мы проводим анкетирование киоскеров и покупателей по запросам издателей с целью определения предпочтений.
У нас есть проект «PRESS CAFE», который позволяет через Интернет оформить подписку для себя, либо подарить ее другу.
Есть и проект корпоративной подписки, когда компания подписывается на газеты и журналы для руководителей и сотрудников. При этом пресса доставляется в офис с помощью курьерской доставки к определенному часу, а не через почтовые отделения. Здесь у нас доля порядка 6% на рынке Москвы. К сожалению, в этом сегменте много недобросовестных участников: компании демпингуют, выигрывают тендер, получают предоплату за подписку, и потом исчезают с рынка, не выполняя своих обязательств. Наше агентство обеспечивает своим клиентам качественный сервис и четко выполняет принятые обязательства перед корпоративными подписчиками. Поэтому наши клиенты и продолжают работать с нами.
Рынок очень конкурентный, но мы поставили себе задачу сделать это направление прибыльным и успешно справляемся с этим.
— Агентство зависимо от издательств, от востребованности их продукции. Этот фактор никуда не деть...
Совершенно верно. Доля периодической печати в структуре бизнеса агентства составляет более 60%. Мы являемся логическим продолжением проектов издателей. Наша задача – правильно, акцентировано донести их продукцию до конечных читателей. Во многом наш успех зависит от того, насколько успешны эти продукты.
Многие издатели сейчас «вышли» в Интернет, запуская электронные версии своих изданий. Как вы оцениваете влияние интернет-проектов на распространение печатной прессы?
— Любой проект, будь то печатное издание, или его электронная версия, должен быть прибыльным. Попытка заработать в Интернет пока не совсем успешна. С появлением новых устройств типа типа iPad многие из издателей кинулись делать приложения, какие-то решения для них, но эта волна и энтузиазм очень быстро разбились об реалии. Прибыли от подобных проектов невелики. Кроме того остается нерешенной проблема защиты контента и прав интеллектуальной собственности в Интернете. Издатели просто пытаются перераспределить риски. В тот момент, когда печатная пресса вдруг станет не такой востребованной, чтобы у них была возможность быстро переориентироваться на новые проекты.
Сейчас мы видим некий «отскок» от Интернета. Для нас это плюс. Мы понимаем, что розничные точки с традиционной бумажной прессой остаются востребованными. По данным ФАПМК за прошлый год наблюдается рост доли киосков на рынке распространения. Можно смело утверждать, что формат киоска, занимающий по разным оценкам от 40% до 50% рынка распространения печати, остается основным каналом реализации газетно-журнальной продукции.
Хочу сказать, что мы также выходим в новые форматы реализации прессы. Киоск – это конструкция, которая работает на потоке покупателей. Мы ловим эти потоки. Продажи в киоске осуществляются через небольшое окошко, не позволяя покупателям предварительно пролистать издание. И важным фактором здесь является скорость совершения покупки. Покупатель четко знает, что ему нужно. Новый же формат подразумевает открытые витрины и возможность читателя подойти, потрогать, полистать, познакомиться с содержанием. Основной особенностью данных торговых зон является то, что покупка совершается импульсно. Поэтому мы больше делаем упор на топовые издания, ежедневные газеты со свежей информацией, развлекательную прессу и книжные новинки и другие товары импульсного спроса. Как показывает наша практика, такие форматы более эффективны. Мы реализовали такой проект в нескольких аэропортовых комплексах. Отмечу еще один момент. Если мы на прежнем месте обновляем старый киоск на новый, с большей площадью остекления он, как правило, дает 20-25% роста продаж в силу того, что он просто стал более презентабельным, увеличилась площадь видимой выкладки товара.
— Сокращение печати – это же мировая тенденция?
Совершенно верно. Тем не менее, несмотря на то, что рынок в целом падает, есть издания, у которых наблюдается рост. Это связано с сильным маркетингом самого издания и сильным посылом, который формирует непосредственно издательский дом. Также в периодической печати сейчас резко увеличилась доля так называемых коллекций или патворков. Это новинка, которая пришла к нам 2 года назад на рынок. Патворк – это английское заимствованное слово. О чем идет речь? По сути это периодическая печать, но это не СМИ. Издатели, пытаясь компенсировать падение собственных тиражей, дополняют свои продажи партворками или коллекциями. Среди наиболее успешных коллекций могу выделить коллекцию «Великие художники» ИД «Комсомольская правда» или совместный проект ИД Hachette Collections и Bauer Media Group «Познай тело человека». Доля этой продукции сейчас у нас в обороте уже составляет почти 30%. Это очень много на фоне сжатия газетно-журнальной продукции.
Однако и мы и издатели понимаем, что это не может быть долгосрочной стратегией. Эти технологии уже были реализованы в Европе. Жизненный цикл их составляет порядка 4-5 лет. Потом народ перестает интересоваться этими продуктами, потому что просто кончаются темы, идеи, проекты приедаются.
— Государство каким-то образом поддерживает «Роспечать»?
К сожалению, мы особой поддержки не видим со стороны государства. Это связано и с гонением киоскового формата на уровне муниципалитетов. Многие киоски неоднократно пытались снести или задвинуть на задворки. Честно говоря, мы всегда выполняем предписания, которые нам выставляют в администрациях округов и муниципалитетов. И, тем не менее, ощущаем постоянные попытки сравнивать формат наших киосков с продажей шаурмы, пива и так далее. Хотя общие подходы здесь совершенно не применимы.
В Европе средний уровень насыщенности рынка подобными торговыми объектами примерно имеет соотношение – одна точка на тысячу человек. В России этот показатель на уровне одной точки на три тысячи человек. В три раза можно этот показатель поднять до европейского уровня. Распространителям периодики есть к чему стремиться.
Конечно, налоговое бремя на бизнес – очень существенное. В связи с новыми изменениями по страховым отчислениям, мы чувствуем очень серьезную дополнительную нагрузку по налогам на отрасль.
— Испытывает ли компания проблемы с кадрами? Кто предварительно обучает киоскеров?
Компания сейчас насчитывает порядка 11,5 тысяч человек. Конечно, кадровый вопрос – один из самых острых. Его ежедневно приходится решать. Несмотря на то, что уровень заработной платы может показаться не таким большим (она, как правило, сдельная) у нас есть сотрудники, которые здесь работают десятилетиями.
Много внимания мы уделяем подготовке и обучению персонала, и даже внешнему виду сотрудников. Работают институты наставничества, потому что киоски, как правило, работают сменно. Новый киоскер попадает под опеку более опытного. Он обучается, как работать, какая должна быть выкладка, как надо собрать возвраты. Есть много нюансов, которые нужно знать в нашей работе: как правильно преподнести товар, как обслужить покупателей.
— В каких общественно значимых проектах отрасли участвует агентство «Роспечать»?
— Агентство «Роспечать» активно участвует в значимых мероприятиях отрасли. «Роспечать «является членом Ассоциации распространителей периодической продукции, и постоянно поддерживает мероприятия, проводимые ассоциацией: круглые столы, международные конференциипосвященные обсуждению вопросов рынка распространения периодической прессы.
Мы являемся одним из старейших партнеров национальной премии «Медиа-Менеджер России». Премия «Медиа-Менеджер России» — это важное событие в области отечественного медиабизнеса. За 11 лет успешного проведения премии, мероприятие приобрело статус самого авторитетного и профессионального события в индустрии, а ее лауреатами стали более 200 ведущих топ-менеджеров медиарынка.
Кроме того, Агентство «Роспечать» издает собственный журнал «РП — Российская почта, распространение печати». Это один из самых старейших изданий на рынке прессы. Журнал издается с 1929 г.
На страницах своего журнала мы рассказываем о важнейших событиях в издательском бизнесе, новых технологиях и услугах подписки и розницы, о работе почтовой службы, а также о значимых моментах в жизни и деятельности агентства.
— Вы второй раз пришли работать в «Роспечать», какие задачи сейчас будете решать?
— Действительно, я уже работал в Агентстве «Роспечать» с 2006 по 2008 год директором по развитию. Рынок активно консолидировался и демонстрировал рост. Моя задача тогда была – расширение сети. За это время мы смогли во многих регионах укрепить свои позиции и выйти на новые.
Также мы освоили новую форму бизнеса – поставки прессы в супермаркеты, потому что этот канал распространения набирает обороты. Мы тоже приняли в нем участие, хотя доходность там ниже. С сетями, которые обладают хорошей финансовой дисциплиной и платят нам вовремя за товар, мы работаем довольно успешно.
Позже я ушел на другой проект внутри группы. Сейчас поставлена задача, разработать новые программы и новые форматы бизнеса, чтобы быть устойчивее в будущем, с учетом нынешних реалий и тенденций.
— Есть ли в планах компании увеличивать региональную составляющую?
— Мы всегда ищем новые возможности развить бизнес и отслеживаем ситуацию на рынке распространения печати, но, к сожалению, ожидания собственников, которые хотят продать бизнес, по цене довольно часто завышены. Мы очень тщательно подходим к оценке этих проектов.
***
Паргентанян Ваган Георгиевич , первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ОАО Агентство «Роспечать».
Родился в 1976 г. в Москве. В 1998 г. окончил Московский государственный университет пищевых производств. В 1999 г. окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова.
С 1999 г. – на руководящих должностях в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», г. Санкт-Петербург.
В 2003-2005 г. – руководитель сбытового подразделения ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в Москве и Московской области.
С 2005 г. – на руководящих должностях в ГК «Базовый Элемент»: руководитель проекта в ООО «Русско-Азиатская компания РАИНКО; директор по развитию в ОАО Агентство «Роспечать»; исполнительный вице-президент в ОАО «Сити».
С 2007 по 2009 гг. – генеральный директор компании ЗАО «Панавто Ко».
В апреле 2011 г. назначен на должность первого заместителя генерального директора - исполнительного директора ОАО Агентство «Роспечать».
 

Комментариев нет: