03.10.2008

Новые собственники украинских СМИ - 2

Кто заказывает музыку

Одесчина переживает бум на рынке средств массовой информации. Правда, за внешним благополучием проглядывают признаки «перегретости» — в отдельных сегментах разворачивается жесткая конкуренция, и в ближайшие несколько лет количество СМИ должно резко сократиться. Если не случится очередных внеочередных выборов...
ОДЕСЧИНА является единственной областью Украины, в которой количество действующих СМИ практически не уступает столичному показателю. 18 действующих телеканалов, два десятка печатных изданий, столько же радиостанций и интернет-изданий — и это только в Одессе. В области же, если считать по выданным лицензиям, СМИ больше двух сотен. И, будто этого недостаточно, ежегодно появляются все новые и новые массмедиа. Так, за последние два года в Одессе начали функционировать пять новых ТРК, причем некоторые со временем заняли верхние строчки неформальных рейтингов. Среди них — «АТВ», канал, контролируемый депутатом горсовета, владельцем строительной компании «Славянский альянс» и мусоровывозящего предприятия «Союз» Игоря Маркова. Свой канал появился и у хозяина крупнейшей сети супермаркетов, а по совместительству — лидера облорганизации социалистов Бориса Музалева — «ОК». Особую активность в приобретении и создании СМИ проявляет учредитель АКБ «СоцКомБанк», депутат облсовета от НСНУ, близкий к мэру Одессы Эдуарду Гурвицу Владимир Галантерник. За короткий период времени он попытался сколотить целый медиахолдинг из каналов «Круг» и «Клуб-ТВ», газеты «Вечерняя Одесса», а, потерпев неудачу, не опустил руки и создал новый канал — GTV. Свой медиахолдинг, имеющий название «100%», создал конфликтующий с муниципалитетом владелец кредитного союза «Первое кредитное общество», лидер Всеукраинской партии Народного доверия Андрей Азаров.
Появление новых телеканалов — как правило, «карманного» характера, тем не менее, привело к кризису «традиционных» одесских ТРК — «АРТ», «РИАК», того же «Круга», «ГЛАСа» и «ПЛЮСа». Не сумев поменять в соответствии с запросами телезрителя контент, запустить новые успешные проекты, они проигрывают конкурентное соревнование молодым проектам.
Схожая ситуация складывается и на рынке печатных СМИ. Здесь, правда, погоду делают не местные издания, а всеукраинские холдинги, поставившие на создание региональных выпусков — «Газета 24», «Газета по-одесски» и «Сегодня. Одесса». Тройка этих газет создает массу проблем «старикам» — «Вечерней Одессе», «Порто-франко», официальным «Одесскому вестнику», «Одесским известиям», «Черноморским новостям». Местные проигрывают «киевлянам» практически во всем — от качества верстки и полиграфии до уровня журналистов. И если газетам, находящимся в коммунальной собственности, вряд ли угрожает разорение, то, например, «Вечерка», скорее всего, доживает последние годы. Инвесторов, готовых вложить в реформирование старейших местных изданий необходимые средства, пока не находится.
Но есть сегмент рынка, которому конкуренция нипочем. «Час Пик», «Время Ч», «Деловая Одесса», «Свободная Одесса» и др., будучи дотационными, не зависят ни от читателей, ни от рекламы и будут существовать ровно столько, сколько посчитают нужным их владельцы.
Самая же сильная конкуренция наблюдается в сегменте интернет-СМИ. В силу небольшой аудитории и низких рекламных сборов, инвесторы неохотно вкладывают деньги в информационные сайты, из-за чего многие прекращают существование, так и не став полноценными средствами массовой информации. Например, издание Odaily «Одесса ежедневная», созданное группой независимых журналистов «под покупателя». Покупателя, по всей видимости, не нашлось, и сейчас этот довольно качественный в свое время сайт не работает. В целом, интернетмедиа делятся на три категории. Первая — сетевые проекты крупных телерадиокомпаний — «РИА» «ГЛАС» (медиагруппа «ГЛАС», депутат горсовета Геннадий Труханов); ИА «Круг-информ» (ТРК «Круг», Эдуард Гурвиц»); ИА «Репортер» (семья Круков). Вторая — самостоятельные издания, имеющие солидную спонсорскую помощь — «Эхо» (группа «Приморье», Леонид Климов), «Контекст-Причерноморье» (Сергей Гриневецкий»), «Одессинформ» (Эдуард Гурвиц). Лучше всего обстоят дела у «Эха», сумевшего первым создать сеть корпунктов в районах области и наладившего постоянный приток свежих новостей. «Контекст-Причерноморье» зависит от своего учредителя и клиентов — это единственное информагентство с закрытой новостной лентой. «Одессинформ» после смены команды (из-за конфликта с учредителями оттуда ушли репортеры и главный редактор) резко снизил обороты, утратил оперативность и, как следствие, потерял значительную часть аудитории.
Третья группа — политтехнологические проекты, создаваемые разными силами в основном для «слива» компромата и дискредитации оппонентов. Сейчас наиболее раскрученными являются «Ревизор» (по некоторым данным, за ним стоит Игорь Марков), «Справедливая Одесса» и «Взгляд из Одессы» (контроль над ними приписывается Эдуарду Гурвицу).
В целом, медийное пространство Одесчины пребывает в кризисном состоянии: у большинства СМИ наличествуют финансовые трудности, обусловленные падением поступлений от рекламы и позицией инвесторов, многие из которых разочаровались в «карманных» медиа, не приносящих ожидаемых политических дивидендов. Скорее всего, в будущем это приведет к массовой ликвидации ряда телеканалов и газет. Избежать же такого развития событий может помочь дальнейшая эскалация политического противостояния в городе, а также вероятные досрочные выборы в Верховную Раду. В этом случае избавление даже от не вполне полноценных медиаресурсов станет непозволительной роскошью.
ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВ

Комментариев нет: