03.10.2008

Новые собственники украинских СМИ - 5

Донецкий «информационный зонтик» дырявит Киев

Подконтрольные хозяевам Донбасса СМИ не могут защитить умы местного населения от нашествия «вредных идей» из столицы

Первые прорехи в мощном «информационном зонтике», создаваемом над Донбассом местными властями и бизнесом в течение десяти лет, появились после президентских выборов 2004 года. Правда, уже в первые месяцы 2005-го «донецким» худо-бедно удалось залатать эти дыры. В городах и районах газеты и телевидение опять вернулись под полный контроль местных администраций, советов и их союзников-бизнесменов. Вывески с формулировкой «собственность трудового коллектива» только вводили обывателя в заблуждение
НЕ ИЗМЕНИЛИ форму собственности и ключевые региональные издания. Так, государственным остался единственный телеканал — ДГТРК. Его руководство продолжает разрываться между донецкими властями и собственным руководством в столице. От этого программное качество не улучшилось, а сильно проиграло. Журналисты рассматривают телеканал как трамплин для прыжка в более имиджевые донецкие эфиры. Только за последние два года зрительская аудитория ДГТРК сократилась более чем в два раза. Во многом «помогло» этому и руководство Нацсовета по телевидению и радиовещанию, отдавшее праймовое время государственного телеканала некоторым состоятельным столичным студиям.
Совсем другие проблемы пришлось решать руководству ТРК «Украина». Претензии на звание «ведущего национального канала» вынудили собственника провести ряд реорганизаций. Так, например, генеральным директором был назначен иностранец Вольдемар Дзики. Ключевой определена не донецкая, а киевская студия. К созданию политических программ были привлечены ведущие столичные журналисты. Немалые деньги потрачены на покупку прав на трансляцию матчей отборочного турнира чемпионата мира по футболу и Лиги европейских чемпионов. Но при этом каналу пока не удалось прорваться во второй эшелон всеукраинских каналов.
Немало проблем для развития телепространства Ахметова создает и странная структура его холдинга. Так, сама ТРК «Украина» до недавнего времени входила в медиахолдинг ЗАО «Медиа-пресс», общее руководство которым осуществлял опять же иностранец Гильермо Шмитт. Кроме телеканала в медиахолдинг входили всеукраинское печатное издание «Сегодня» и региональные «Салон», «Донецкие новости», «Приазовский рабочий» и «Вечерний Донецк». После очередной реорганизации холдинг разделили на «печатные издания и другие», назначили новых руководителей, но за Гильермо Шмиттом сохранили контроль над «общими процессами». Также следует отметить, что, по имеющейся у «k:» информации, принято стратегическое решение об экспансии газеты «Сегодня» в Донецкую область. Таким образом, газета «Салон Дона и Баса», в настоящее время являющаяся ведущим местным изданием холдинга, может потерять большую часть читательской аудитории.
Лавры медиамагната, похоже, не дают покоя еще одному представителю крупного бизнеса — хозяину Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимиру Бойко. Разовый тираж его заводской газеты «Ильичевец» превысил 100 тыс. экземпляров. По примеру «Газеты по...» местные «Ильичевцы» штампуются в ряде городов Украины. На подходе его столичный собрат. Правда, при этом не приходится говорить о полноценном маркетинге. Например, на меткомбинате проводится обязательная годовая подписка. А это худо-бедно уже составляет более 70 тыс. экземпляров. На предприятии утверждают, что Бойко и не преследует цель получить прибыль от издания. Главное для него — расширить собственное информпространство под очередные выборы. Подобный подход практикуют и в Макеевке. Влияние на «Макеевский рабочий» и «Вечернюю Макеевку» сохранил бывший мэр города Василий Джарты. С помощью местной власти он внедряет обязательную подписку на эти газеты и тем самым сохраняет их 50-тысячные тиражи. В редакциях таким положением удовлетворены и уходить «из-под Джарты» явно не собираются.
Кроме частичной утраты административного контроля над донецким медиапространством после 2004 года немалый урон местному монополизму нанесли пришедшие в регион столичные печатные издания, имеющие свои донецкие представительства и отдельные региональные полосы. Например, «Газета 24» или «Газета по-донецки» составили не только ощутимую конкуренцию местным изданиям того же Ахметова, но и переманили оттуда лучшие журналистские кадры. А это значит, что пресловутый донецкий «информационный зонтик» скоро может прохудиться окончательно.

АЛЕКСАНДР МИЩЕНКО

Комментариев нет: