26.12.2008

Схема поменялась (j размещении рекламы на телевидении)

Схема продажи рекламы на крупнейших украинских телеканалах кардинально преображается. Первая пятерка лидеров уже фактически самостоятельно контролирует свои продажи. Рекламисты утверждают, что это усложняет и тормозит работу. По их словам, именно стремление к "самостоятельности", вызванное "жадностью и некомпетентностью" каналов, виновно в нынешнем ступоре рынка. Об этом пишет издание "Телекритика".

Не успел "1+1" объявить о расставании с "ВИ Приоритет" и начале самостоятельных продаж, как рынок заговорил о еще более значительной пертурбации. В начале этой недели Независимая коммерческая телегруппа (НКТ) подписала с сейлз-хаусами группы "Интер" новый договор о продаже рекламного времени CТБ, "Нового канала", ICTV и М1. Принцип взаимодействия холдинга Виктора Пинчука с домами продаж изменился. Отныне в переговорах с рекламодателями и агентствами участвуют не только представители "Интера", но и люди холдинга. В частности - гендиректор ICTV Александр Богуцкий и гендиректор НКТ Андрей Партыка.

Мнения экспертов о том, что бы это могло значить, разнятся. Директор "Initiative" Андрей Андрющенко считает, что дело в разной оценке перспектив телевизионного рынка рекламодателями и каналами "четверки". Последние гораздо оптимистичнее оценивают бюджеты 2009 года и пока сомневаются в грустных сценариях, которые рисуют клиенты. Поэтому, на взгляд А.Андрющенко, каналы хотят детально разобраться в ситуации и для этого активно участвуют в обсуждении условий размещения.

Другие рекламисты уверены, что дело не только в желании каналов быть более осведомленными. Они предполагают, что "Четверка" отвоевала право обсуждать условия и параметры сделок наравне с "Интером". Ведь в середине лета 2008 года расстановка сил между группами преломилась. Если в январе соотношение долей каналов "Интера" и каналов Виктора Пинчука составляло 28/22, то сейчас - 23/26. "Четверка" получила бoльший удельный вес на рынке и захотела контролировать процесс. Не исключается даже вариант совместного владения новыми домами продаж. Иначе зачем бы каналам уходить из "Интер-рекламы" и "Стиль С+"? Некоторые рекламисты идут дальше и предполагают, что НКТ начала реальную подготовку к самостоятельным продажам, о которых мечтала с момента своего образования в 2007 году. "Идея такая: вы меня научите, а я через полгода начну продаваться сам. Они хотят понять процесс, систему ценообразования, "натаскать" своих людей", - уверен представитель крупного медиаагентства.

Учитывая уход в самостоятельное плавание "1+1" и аналогичное намерение ТЕТа, в 2009 году из первой десятки только "Украина" и "Первый канал. Всемирная сеть" будут продаваться "чужими" компаниями.

Теоретически, самостоятельные продажи выгодны и каналам, и рекламодателям. Каналы экономят на плате сейлз-хаусу, а рекламодатели получают более выгодные условия, которые вряд ли могли сформироваться в сейлз-хаусе-"монополии". Правда, это не совсем удобно агентствам. Их очень радовали летние "заигрывания" "Интер-рекламы" к "1+1", в случае успешности которых "Интер" сконцентрировал бы у себя 65% рынка (и создал бы идеально простую схему размещения в "едином окне"). Однако сейчас, учитывая скороспелость перехода каналов на самостоятельные продажи, проигрывают все.

Опрошенные изданием специалисты отмечают, что повышение статуса "Четверки" в доме продаж сильно тормозит переговорный процесс. По образному выражению одного аналитика, пожелавшего остаться неназванным, "Интер" и "Четверка" ведут себя, как крыловские лебедь, рак и щука. Из-за трений в совместной структуре рекламодатели не могут завести на каналы свои бюджеты.

По словам А.Андрющенко, еще один телеканал, захотевший самостоятельности, явно опаздывает в переговорах и уже "проигрывает долю в первом квартале". Часть клиентов, которые собирались размещаться в январе, так и не получили ответа по поводу условий на "1+1" и либо перераспределили бюджеты на другие сейлз-хаусы, либо вообще сняли бюджет с января.

"Каналами движет жадность и некомпетентность. На фоне антикризисных сокращений затрат они рассчитывают сэкономить на комиссии, которую платят сейлз-хаусам. Но продавать рекламу - это не продавать картошку на базаре", - говорит директор медиаагентства. По его словам, несовпадение позиций нескольких людей ввергло в ступор другие каналы и другие медиа, решение о размещениях в которых принимаются только после прояснения условий на крупных каналах. Поэтому, по его словам, в перспективе ближайших двух лет самостоятельные продажи не обещают ничего хорошего: экономя несколько процентов дохода, каналы теряют значительно больше на своей неопытности.

Источник: telekritika.ua,smi.liga.net


Powered by ScribeFire.

Комментариев нет: