17.03.2009

Кризис как киллер бесплатных газет

Недостаток рекламы убил целый сегмент прессы. В Киеве больше не осталось бесплатных ежедневных информационных газет

С 16 марта ежедневная бесплатная газета «Пульс Киева» (издатель – ООО «Медиа Поинт») перешла на еженедельный режим выхода. Это фактически означает исчезновение целого сегмента рынка, так как вечерняя бесплатная газета «Вечерком» в связи с кризисом начала выходить не ежедневно, как это было при запуске издания, а трижды в неделю. Главные же конкуренты «Пульса» - «15 минут» и «Обзор» - закрылись еще раньше, хоть и показывали стабильную положительную динамику роста рекламных доходов.

По словам директора «Медиа Поинт» Олега Лысенко, сейчас газета ищет инвесторов, которые смогли бы поддержать проект. Если это удастся, и газету все-таки выкупят, «Пульс Киева» вполне может стать единственным игроком столичного сегмента ежедневных утренних бесплаток, ведь запуск новых проектов в этой нише пока не планируется. Пока же газета пополнит ряд бесплатных еженедельных изданий.

Причины закрытия проектов именно этого сегмента лежат на поверхности. Во-первых, в отличие от платных изданий, единственным источником дохода бесплатной прессы является реклама. Резкий спад рекламной активности в ноябре-декабре 2008 г. и полная неопределенность с бюджетами в январе сыграли свою роль. Telegraaf Media Group Ukraine так и не нашла покупателей на свои проекты, поэтому просто их закрыла («Обзор» не стал счастливым исключением из правил» даже не смотря на то, что показывал очень неплохие результаты - по данным TNS - третье место по охвату аудитории в Киеве среди ежедневных газет). То же случилось и с проектом KP Media «15 минут»: газета, которая до конца 2008 г. издавалась в шести городах, к концу января 2009 г. просто перестала существовать. Причина всему, как отметил президент KP Media Джед Санден, в недостатке рекламы.

Во-вторых, кризис больнее всего ударил именно по ежедневным изданиям, так как доля их расходов на печать значительно выше, чем у еженедельников и ежемесячников. А стоимость бумаги в гривневом эквиваленте увеличилась за последние полгода практически вдвое.

В-третьих, ежедневные бесплатные издания были рассчитаны на достаточно широкую аудиторию, причем с уровнем достатка «средний и ниже среднего», о чем свидетельствует система их распространения, привязанная к станциям метро. В условиях, когда все активно заговорили об эффективности, рекламодатель предпочел охватывать эту же отчасти «безликую» целевую аудиторию при помощи телевизионной рекламы, где стоимость контакта считается ниже, а охват – шире.

В-четвертых, ни одно закрывшееся издание, по словам Сергея Чернявского, руководителя экспертной группы Украинской Ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), не было прибыльным. Собственники решили поддержать именно те проекты, которые уже прошли точку операционной безубыточности. Это относится и к случаю, когда собственником является крупное издательство, и к варианту, когда издательский бизнес – не основной вид деятельности инвестора. Пытаясь спасти свой основной бизнес, от нерентабельных бесплаток начали избавляться как от тянущего ко дну груза.

Так уж получилось, что единственной бесплатной ежедневной информационно-рекламной газетой (главное не путать с рекламными), которая сейчас издается в наше стране является харьковская «Час-Пик инфо». Интересней всего то, что издает ее не отдельное издательство, а рекламное агентство «PR-агентство Натальи Кулинич», которое само же ищет рекламодателя и само распространяет издание. Стартовал проект в средине июля 2007 г., выйдя, по словам Натальи Кулинич, на операционный безубыточность осенью 2008 г. Не закрыться в кризис также, возможно, помогает схема распространения газеты. Издатели охватывают весь город только по понедельникам, когда выходит наиболее тиражный «Час-Пик дайджест» (заявленный тираж 67,6 тыс. экземпляров), в остальные же дни газета выходит гораздо меньшим тиражом (заявленный – 32,6 тыс. экз.) и распространяется в одном из четырех условных районов Харькова. Причем для каждого района подбирается как соответственных контент, так и местная реклама. Что-то подобное в столице делает «Газета нашего района» с тем только отличием, что выходит еженедельно во всех районах в один день.

Всего, по данным УАИПП, в Украине по состоянию на конец 2008 г. выходило около 70 бесплатных газет (разных по содержанию, формату, периодичности и структуре распространения). Сколько из них переживет кризис, остается только гадать. Впрочем, даже сейчас есть проекты, которые, не смотря ни на что, намерены и дальше активно развиваться. Не исключен вариант, что у газеты «Вечерком» вскоре в Киеве появится прямой конкурент. Симферопольская вечерняя бесплатная газета «Вечерний город», которая выходит трижды в неделю, в 2008 г. не только закрепилась в Днепропетровске, но и появилась в Севастополе, Луганске и Одессе. В этом году, как удалось узнать «Составу», издатели планируют выйти на рынок Киева. Пока официальных заявлений по этому поводу сделано не было, но на сайте газеты уже появилась отдельная страничка с адресом киевской редакции. Главным редактором значится консультант журнала ProRetail, бывший главный редактор газеты «Бизнес» Игорь Каневский.

Артем Вакалюк
www.sostav.ua



Powered by ScribeFire.

Комментариев нет: