Резюме сыплются как из рога изобилия, соискатели готовы работать больше за меньшие деньги. Еще несколько месяцев назад о таком положении дел издательские дома могли только мечтать. Но разразившийся кризис сделал их мечты былью. Что в сложившейся ситуации могут приобрести или потерять работодатели, а также сотрудники медиа-сферы мы решили выяснить у самих участников рынка.
«Кризис — это хороший повод для внедрения качественных изменений. Поэтому мы решили немного изменить структуру редакции, сделать ее более эффективной и в связи с этим появилось несколько вакансий, — говорит Михаил Гладкий, главный редактор журнала «Фокус». — В связи с сокращениями в некоторых изданиях на рынке появились свободные «мозги». Мы провели аудит этих «мозгов» и обнаружили, что некоторые из тех, кто оказался без работы, может эффективно работать в нашем издании. Поэтому в нынешнем году мы взяли трех новых сотрудников. Это корреспонденты. Новые люди добавили в редакционную политику жизни. Двое раньше работали в ежедневной газете, это чувствуется: они оперативно ищут информацию. И оказалось, что в «Фокусе» эта способность очень востребована и дает хороший результат».
Однако, случаи, когда работодатель сам охотится на кадры, единичны, а количество вакансий в СМИ заметно сократилось. Анна Зайцева, директор по персоналу «Эдипресс Украина», рассказала, что в условиях нынешней нестабильности компании пришлось временно заморозить несколько вакансий, предусмотренных организационной структурой для активного развития некоторых проектов. Несмотря на это, отдел персонала постоянно мониторит рынок труда, продолжает формировать базу кандидатов. «В медиа-сфере значительно упал спрос на специалистов всех уровней. С ноября прошлого года потребность в журналистах сократилась на 40%, в редакторах — на 30%, в главредах/руководителях издательских проектов — на 20%, —рассказывает Максим Муровайко, менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua. — При этом за этот же период возросло количество резюме: от журналистов на 50%, от редакторов на 25-30%, главредов на 20%».
Фактически, на медиа-рынке наблюдается переизбыток, в первую очередь, журналистов и репортеров, как категории специалистов, наиболее пострадавшей от повальных сокращений. В последнюю очередь работодатели предпочитают расставаться с главными редакторами, потому что именно они являются идеологами и «локомотивами» издательских проектов. При этом потребность в главредах достаточно сложно отследить, потому что в отличие от журналистов и редакторов разделов, первые лица изданий не размещают собственные резюме на работных сайтах, а ищут работу через знакомых либо пользуются услугами рекрутинговых агентств.
Зато журналисты, оставшиеся без работы, атакуют даже работодателей, которые не вывешивают вакансий. «Количество резюме, которое мы получаем в пассивном режиме (без открытой вакансии) — 12 — 15 в день, на размещенные вакансии — 30 — 40 в день», — сказала Анна Зайцева. В свою очередь Михаил Гладкий отметил, что в «Фокусе» искали журналистов двумя способами: при помощи размещения объявлений на специализированных ресурсах и самостоятельно, среди знакомых и знакомых знакомых. Если говорить об отклике на открытые вакансии, то поток резюме был очень большой. В докризисные времена размещение вакансий на профильных сайтах было не очень эффективным, и людей приходилось буквально «выцарапывать». То сейчас найти квалифицированного журналиста по оставленному в интернете сообщению достаточно просто: в день приходило около 10 резюме от совершенно разных журналистов.
Однако на медиа-рынке изменилось не только количество вакансий, но и требования к претендентам. «Естественно, как и в большинстве компаний, требования к кандидатам ужесточились, особенно в отношении потенциальной отдачи. Во времена вызова ценятся люди с так называемым «бесстрашием интеллекта», умеющие изменить парадигму привычного восприятия, способные быстро и гибко реагировать на изменения и находить в самом вызове простор для позитива», — отметила г-жа Зайцева.
Максим Муровайко добавляет, что сегодня многие издательства требуют от соискателей сверхпроизводительности труда (по крайней мере, именно так выглядит повышение нормы выписки для журналистов при сокращении заработной платы). «Зарплаты журналистов кое-где упали вдвое. Если раньше за определенный объем работы платили 4,5-5 тыс. грн., то сегодня за этот же объем готовы платить лишь 2,5-3 тыс. грн. Примерно на треть снизились и зарплаты у многих редакторов (докризисный уровень составлял 5,5-8 тыс. грн.)», — говорит господин Муровайко. При этом часть работодателей зафиксировала зарплату в долларах, однако курс пересчета в гривну обычно находится на уровне 5 грн., реже — 6,5-7 грн.
Кстати, по информации самих уволенных, специалистов недовольных снижением оплаты труда в редакции никто не пытался удерживать. Мол, все равно издательскому дому необходимо сокращать расходы, посему проще расстаться, чем торговаться. При этом на образовавшееся вакантное место принимали нового человека, готового работать за меньшие деньги. Для работодателя — это плюс, но как и где искать работу уволенному специалисту?
Бытует мнение, что журналисты легко могут переметнуться в смежные сферы (маркетинг, пиар и др.). Однако в этих сегментах тоже прошли активные кадровые чистки, и на данный момент на рынке хватает и свободных профильных специалистов. «Представители авторского и редакторского состава СМИ, оставшиеся без работы в результате «антикризисных» сокращений, теоретически могут найти новую сферу приложения усилий в околомедийной среде (PR-агентства, маркетинговые агентства и др.).
Однако в этих отраслях предъявляются другие требования, нежели в СМИ, — отметила Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service, вице-президент PR-Лиги. — И прежде всего, это касается не столько уровня квалификации, сколько психологических установок. PR и маркетинг — не место для самовыражения и альтруизма, защиты каких-то личных убеждений и общечеловеческих ценностей. Здесь во главу угла ставится готовность работать на достижение целей заказчика (с учетом, естественно этических стандартов соответствующих профессиональных сообществ) и процветание его бизнеса. Если журналист готов принять эту парадигму, он может успешно работать в качестве «мастера текстов» в промо-отраслях, и там же подниматься по карьерной лестнице. Если нет, то как правило, его дальнейший путь в нынешних условиях — либо фрилансер, либо создатель/автор электронных СМИ и других интернет-проектов, включая блоггинг». Но и фриланс не всегда возможен. Как сказал Михаил Гладкий, в редакции начали более требовательно относиться к работам нештатных авторов: в номер ставится только самое лучшее, избегаются неактуальные темы и «проходные» материалы.
Игорь Зацепин, для «МедиаБизнеса»
Powered by ScribeFire.
Комментариев нет:
Отправить комментарий