— Это правда, что в Украине 80% газет выходят на русском языке? Чем это можно объяснить — только лишь привычками читать на русском, которые были выработаны во времена СССР?
— Действительно, большинство газет и журналов в Украине выходят на русском языке. Причина проста — покупатель хочет платить за издания на том языке, на котором ему удобнее читать. Об этом говорят данные исследований, которые четыре раза в год проводит компания «TNS Украина», а именно Marketing & Media Index Ukraine. По состоянию на конец 2008 года основным языком общения в 70% опрошенных семей городского населения Украины (города с населением более 50 тыс. человек) в возрасте 12—65 лет был русский язык. Исследование охватывало 77 городов, было опрошено более 20 тыс. респондентов.
Чем это объяснить? Прежде всего именно тем, что во времена СССР употребление украинского языка, скажем мягко, не приветствовалось. Если же говорить не языком статистики, а судить по ощущениям, то молодые люди говорят в Украине на украинском языке всё больше. И я думаю, что статистика постепенно будет меняться в пользу украинского языка как языка общения в семьях.
Украинские издатели поддерживают стремление государства популяризировать украинский язык и украинскую культуру и выступают за скорейшую разработку соответствующей государственной программы. В рамках такой программы будет намного легче найти формы участия издателей в общественно важном деле. А сегодня получается, что государство за счёт издателей хочет решать вопросы, относящиеся к его (государства) компетенции. Такие начинания иначе чем популизмом не назовёшь. Они вредят бизнесу, бизнес-климату и противозаконны. Конституционный суд Украины недавно прекратил производство по делу об использовании украинского языка — таким образом, в соответствии с Конституцией Украины, СМИ могут выходить в Украине на любом языке.
— О чём в таком случае пишут украинские газеты? Чем они отличаются от русскоязычных (освещаемые темы, менеджмент газетных предприятий, общая политика издания)?
— Газеты пишут о том, о чём готовы и хотят читать, — ничего своеобразного, «чисто украинского». Чем отличаются украиноязычные издания от русскоязычных в таком вот упрощённом виде, я сказать не могу. Каждое издание уникально. Простой ответ таков: каждое СМИ ищет собственную изюминку, удовлетворяет спрос своего собственного читателя. И этот спрос уникален как в отношении языка, так и в отношении содержания. Нельзя ведь сравнивать развлекательную прессу и деловую, правда?
А если говорить о местных изданиях на востоке и на западе Украины, то они по концепциям похожи. Только пишут о том, что происходит в их местности. И на том языке, на котором их покупает большинство читателей.
— Какие газеты и журналы самые читаемые? Каким тиражом они выходят?
— Вот список десятки изданий, которые лидируют в подписном каталоге «Укрпочты»:
«Рабочая газета», «Коммунист», «Киевский вестник», «Порадниця» («Советчица»), «Сільські вісті» («Сельские известия»), «Пенсионный курьер», «Земля 2000», «Товарищ», «Сельская правда от Ивана Бокого» и «Сельский вестник».
Безусловно, это лидеры именно подписного каталога «Укрпочты», а не общенациональные лидеры по тиражам. Однако такого единого документа, который бы позволял свести воедино и все розничные тиражи, и подписные тиражи, и данные об аудиториях, просто нет.
Так что давайте пока использовать эти данные. Они тоже многое иллюстрируют.
— Какие в Украине крупнейшие медиахолдинги? Кто ими владеет?
— Вот такие данные предоставляет компания «Мониторинг СМИ»:
Говорить относительно владения непросто — информация о конечных собственниках не является открытой. Проще говорить о международных издательских компаниях — они принадлежат своим материнским холдингам. Остальные компании — это частный бизнес.
— Правильно ли я понимаю, что ни «Эксперт», ни «Коммерсантъ» не являются на украинском медиарынке лидерами мнений?
— Скорее нет, чем да. «Эксперт» в Украине — нишевое издание, даже в рамках такой ниши, как деловая пресса (то есть он нишевый внутри ниши). «Коммерсантъ» в Украине входит в десятку крупнейших издательских компаний по рекламе.
Если говорить о том, считается ли аудитория с мнениями этих двух изданий, то однозначно да, считается. А вот с лидерами мнений в Украине вообще непросто. Постоянные выборы-перевыборы, неуважение к законам… Всё это не способствует тому, чтобы к чьему-то мнению прислушивались как к «самому правильному».
Да и в остальном мире это так — люди перестают ориентироваться на один источник информации. Почти все мы уже сегодня потребляем информацию из нескольких источников. Поэтому понятие «лидер мнений» постепенно размывается. И будет размываться в дальнейшем.
— Я слышала, что случаи закрытия русскоязычных изданий отнюдь не редкость. Кто издаёт соответствующие распоряжения, кто реализует эти указы? Вообще, эти вопросы решаются в нормативной плоскости или это чистая политика?
— Ну, тут, наверное, вы просто дезинформированы, если задаёте вопрос именно так.
Закрытие изданий по чьей-то указке — это почти из разряда фантастики, буквально единичные случаи. Издания (независимо от языка, на котором они выходят!) закрываются в основном вследствие их убыточности и неэффективности. Это главная причина. И всё тут решается именно в нормативной плоскости.
— Сколько газет уже закрыли из-за неэффективности?
— Такой сведённой воедино статистики нет. Могу сказать, что все пять бесплатных ежедневных газет, которые выходили ещё летом 2008 года, уже закрыты. И во всех случаях причина одна: экономическая несостоятельность.
— Что бы вы в целом назвали самой большой проблемой для украинских СМИ? Что больше всего мешает им развиваться?
— Это недостаточно высокий уровень профессионализма на всех уровнях — от рядового журналиста до редактора и даже владельца. Именно поэтому издательские проекты развиваются недостаточно быстро, недостаточно ярко и часто закрываются.
— Чем занимается комиссия по морали? Кто её создал, когда и зачем?
— Есть такая комиссия. Создана она давно, и это государственный орган. Занимается цензурой — смотрит, читает, слушает и запрещает всё, что её «эксперты» считают аморальным или не соответствующим высоким нормам морали (не очень понятно, как и кем определённым). Самым большим недостатком в работе данного органа является отсутствие цели (описания того, к чему она должна привести общество) и чётких критериев определения того, что мы уже этой цели достигли. Всё остальное — следствие. Ведь если бы хоть где-то было описано, что такое высокоморальное общество, то можно было бы разработать программу движения к этой цели. И определить роль нацкомиссии в этом. А так комиссия работает, как она сама это понимает. И потому все с ней судятся.
Ну что же, процесс, как говорит Михаил Жванецкий в своей известной юмореске, важнее результата!
— Как развивается украинский сегмент интернета, точнее, его медийная часть? СМИ в интернете чувствуют себя свободнее, чем печатные, или свобода печати вообще не проблема?
— Интернет, как вы знаете, границ не имеет. Я не очень понимаю, что можно назвать Уанетом, если любой желающий может зарегистрировать сайт в зоне .com или в зоне .net…
А если говорить о развитии, то свободы в интернете слишком много. И эта свобода даёт возможность пиратам воровать контент, что существенно усложняет превращение интернета в средство транспорта информации к потребителю.
— Популярны ли в Украине блоги, сходят ли по ним с ума так же, как и у нас? Пытаются ли издания интегрировать блоги в свои веб-версии?
— Думаю, что у нас блоги развиты гораздо меньше. И уж точно «бизнес на блогерах» имеет гораздо меньшие масштабы. Хотя и не без того.
Мне кажется, что украинские блоги пока чище и естественнее, чем российские, — они относятся к разряду непуганой первозданной природы, если можно так выразиться. Думаю, намного профессиональнее об этом вам расскажут в Интернет-ассоциации Украины.
По материалам http://www.chaskor.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий