30.11.2009

Эндрю Кинсел: «На фоне скучной и однообразной политической рекламы новые, привлекательные... рекламные кампании могут сильнее выделиться»


Генеральный директор компании Perekhid Outdoor Эндрю Кинсел рассказал Sostav.ua о текущей ситуации на рынке наружной рекламы, проблеме с долгами, политической рекламе и инициативе политиков по запрету рекламы пива и лекарств:
Как Вы пришли в наружку?
Я уже был в составе управления Perekhid Outdoor, когда немецкая фирма Strоer заинтересовалась покупкой нашей компании. В соответствии с одним из условий я должен был возглавить эту совместную компанию. Поэтому руководством было принято соответствующее решение и около года я занимался исключительно объединением и стратегией развития со Strоer. Спустя год стало понятно, что мы не будем подписывать соглашение. И поскольку я уже руководил этим направлением, и делал это достаточно хорошо, я и остался во главе Perekhid Outdoor.
Дальше со Strоer переговоры не возобновлялись?
Нет, мы с ними не договорились. Они все же вышли на украинский рынок, купив другого киевского оператора. И сейчас они делают свое дело, а мы свое.
Насколько, по вашему, упал рынок наружной рекламы в этом году. И какие основные причины этого падения, помимо экономических?
Первые пару месяцев этого года была ситуация, когда цена не играла особой роли. Бюджет у рекламодателя либо был, и тогда он без проблем покупал плоскости по 1,5 - 2 тыс. грн., либо же этого бюджета не было, и тогда даже за 400-500 грн. рекламодатель не размещался. В общем, рекламные бюджеты были значительно меньше, чем количество щитов.
Одна из причин падения была связана с уходом алкоголя и табака (я бы оценил долю этих категорий в наружке процентов в 10). До сентября прошлого года мы еще планировали рост в 10-20%, что было вполне реальным даже после ухода акциза. Но, опять же, кризис сказал свое слово. Отрасль упала не менее чем на 30%.
Впрочем, много клиентов уже начали к нам возвращаться. Тех, кто понимает, что реклама им действительно нужна, что наружная реклама действительно помогает, увеличивает продажи, достаточно много. И они готовы вкладывать свои деньги, чтобы получить отдачу. Если человек хочет сообщить, что его магазин или ресторан находится по этой улице через 100 метров, то он использует для этого наружную рекламу вне зависимости от сезона, он просто выкупает заранее на много месяцев нужную ему плоскость и становятся постоянным клиентом. Это довольно стабильная практика.
Что изменилось в Perekhid Outdoor за время кризиса?
С гордостью могу сказать, что мы достигли многого и значительно повысили качество своего сервиса. Например, в ноябре 99,5% постеров за пределами Киева поклеены за 3 дня, и клиентам предоставлены фотоотчеты. В Киеве этот показатель - 95-96%. Это хорошие результаты.
Я больше имел в виду стратегию развития компании. Скажем, вы не планируете заниматься уличной мебелью?
Самое важное в стратегии - это довольные клиенты. И мы делаем все для этого.
Если будут хорошие предложения, мы готовы ставить лавочки, остановки и так далее. Но, честно говоря, я не думаю, что этот формат сейчас перспективен. Если у компании есть свободные средства, то в данный момент есть более выгодные инвестиции.
Какие?
Скажем, все это знают, что есть ряд фирм, которые не платят городу. У них накопились такие долги, что они никогда их не оплатят. То есть, город должен просто срезать конструкции этих компаний или провести аукцион, чтобы кто-то взял на себя обязательства погасить долг и в будущем исправно платить в горбюджет. Мы уже провели переговоры с несколькими фирмами, чтобы использовать второй вариант - выкупить их плоскости в счет погашения долга - или другие похожие сценарии на эту тему.
Какой вклад политической рекламы в общую заполненность вашей сети?
Где-то 20%. Мы подсчитали, что осенью где-то 10-12% плоскостей по Украине были использованы под политическую рекламу. Сейчас мы видим рост, но явно политические бюджеты меньше, чем были в 2004 году, меньшее количество политических сил продвигается с помощью наружной рекламы.
Как ведут себя коммерческие рекламодатели во время политического ажиотажа, который не мог не повлиять на рост цен на наружку?
Несколько рекламодателей приняли решение отложить свои рекламные кампании до окончания президентских выборов. Но никто из них не обосновал это неопределенностью экономического будущего страны. В данный момент, это не влияет на бизнес.
Кому-то кажется, что их реклама будет незаметна в политическом клатере. Я лично считаю, что это неправильно. На фоне скучной и однообразной политической рекламы новые, привлекательные, приятные и добрые рекламные кампании могут сильнее выделиться и быть очень эффективными. Особенно если конкуренты приняли решение отдыхать в это время и ждут, когда пройдут выборы, чтобы начать свои кампании. Я думаю, что сейчас очень подходящее время для рекламных кампаний, и при грамотной организации результаты будут отличными.
Ваша компания имеет собственные плоскости в 13 городах. Какой является динамика продаж в разных регионах, ведь, к примеру, в Житомире и Сумах практически все ваши плоскости на декабрь уже выкуплены, а в Крыму - многие не то, чтобы выкуплены на следующий месяц, но и пустуют в этом?
На самом деле в Крыму у нас процент проданных плоскостей на данный момент чуть больше, чем был год назад. При этом, конечно, нужно понимать, что основной заработок в Крыму летом, потом продажи падают. У нас хорошие контакты с национальными рекламодателями с головными офисами в Киеве, которые покупают крымские плоскости, но с локальными рекламодателями мы планируем расширение сотрудничества.
В маленьких городах у нас всегда очень хороший процент заполняемости, даже без политической рекламы, т.к. рекламодатели хорошо нас знают, довольны нашей сетью и хорошим сервисом. И с точки зрения развития Perekhid Outdoor очень логично было бы развивать бизнес именно в этих городах: Сумы, Житомир и Кировоград.

Какие еще города, с Вашей точки зрения, перспективны для развития наружного бизнеса?
В Днепропетровске у нас есть собственные щиты, но мы пока не покрываем весь город. Поэтому, есть желание расширяться еще и в Днепропетровске, чтобы укрепить существующую сеть. Также мы дорабатываем нашу сеть в Харькове, увеличивая количество собственных плоскостей в этом городе. Конечно, Киев. Несмотря на то, что в этом году продажи в Киеве серьезно упали, мне кажется, в следующем году ситуация наладится. Некоторые клиенты, которые в этом году испытали шоковую ситуацию, в следующем обязательно выйдут из этого состояния и поймут, что нужно возвращаться к наружной рекламе.
Наружная реклама - это такой бизнес, где в каждом городе существуют свои правила игры. Где работается проще всего, а где вам трудно договариваться и взаимодействовать с местными чиновниками?
У нас нет проблем с городскими властями. Я действительно слышал жалобы некоторых фирм, например, на работу в Харькове. Но лично я не могу пожаловаться ни на один город. И здесь нет никакой хитрости: мы приходим, договариваемся и дальше выполняем то, что мы пообещали. Мы ставим в городах свои щиты, мы платим за них городу, и все счастливы. Если есть какой-то вопрос, например, с трамвайными линиями или ремонтными работами, то мы без проблем переносим свои конструкции, если нам дают нормальную замену.
Сейчас некоторые коммунальные предприятия, в частности из Николаева при поддержке около десятка предприятий из восточной Украины, судятся с Кабинетом Министров из-за сентябрьского распоряжения, которым Кабмин фактически запретил коммунальщикам взимать плату с операторов наружной рекламы. Аргумент коммунальщиков в том, что работа якобы заблокирована и операторы наружной рекламы не могут перечислять деньги в местные бюджеты. На практике вы с этим столкнулись, или проблем с расчетами со стороны наружников нет?
На счет всей Украины я не знаю, но Днепропетровск и некоторые города востока Украины действительно высказывали неудовлетворение действиями Кабмина. Но нас такие проблемы не коснулись. Коммунальные предприятия, с которыми мы работаем, просто выставляют нам счета, и мы их оплачиваем. При этом ни один город не отказывается принимать от нас деньги. Они выполняют свою работу хорошо, поэтому они, естественно, будут бороться за те деньги, которые получают.
Как обстоят дела с конфликтом Perekhid Outdoor и компании «НК Альфа-Нафта» (сеть автозаправок ANP) по поводу прошлогодней задолженности в размере более 700 тыс. грн.?
Это грустная история. Мы работали с  «Альфа-Нафтой» много лет, и они всегда вовремя платили по счетам. В конце прошлого года они организовали масштабную кампанию на наших плоскостях, обещали заплатить чуть позже, и даже рассчитались за часть кампании. Потом мы поняли, что нужно что-то предпринимать, потому что вторую часть они не платили. К сожалению, мы были вынуждены начать судебный процесс, ведь люди просто не шли на контакт. Мы выиграли суд в первой инстанции. Представитель «НК Альфа-Нафта» в суде обещал, что компания все выплатит, и даже извинялся перед нами. Позже, по непонятным для нас мотивам, они подали на апелляцию, которую мы тоже выиграли. Мы пытались выйти с ними на контакт, я лично звонил, по-моему, раз сто, но меня так и не соединили. Потом я увидел статью в газете, где их представитель говорил о предложении по погашению задолженности, которое они нам, якобы, нам делали и от которого мы, по их словам, отказались. Но, смею Вас заверить, никакого предложения нам не поступало - ни по реструктуризации долга, ни по частичной оплате - ничего. После этого дело пошло в Высший хозяйственный суд. Суд на слушании дела обязал должника оплатить оставшуюся стоимость услуг, которые предоставил Perekhid Outdoor. Теперь мы ждем письменного постановления.
Еще с кем-то судитесь по поводу долгов?
Есть у нас пара судебных процессов. Например, фирма ТММ, Приватбанк, Ситиком, Познякижилбуд, Магма, МКС, ЕМС, ННК.
Сейчас Кабмин внес в Верховную Раду законопроект, который предполагает полный запрет рекламы лекарственных средств. Также законодатели хотят запретить рекламу пива. Как Вы к подобным инициативам относитесь? И что потеряет рынок, если эти законопроекты станут реальностью?
Мне кажется, что у меня больше уважения к украинскому народу, чем у политиков. Потому что я думаю, что украинцы достаточно умные, чтобы понимать, пить им пиво или нет. А запрет на рекламу пива не будет определяющим для их выбора.
То же касается и лекарств. Люди их покупают не потому, что видели рекламу или читали рекламные материалы о них. Человек делает покупку, когда ему это лекарство нужно, по назначению врача. Лекарства не покупаются просто для того, чтобы их попробовать, это глупости.
Почему первая мысль, которая приходит в голову политикам, - это запретить? Почему бы просто не проанализировать существующие законы и не убрать то, что уже не актуально? Нет, политикам лучше что-то запретить, чем реформировать. Жалко, что работа политиков оценивается по тому, сколько ты запретил, а не сколько построил или хотя бы позволял строить другим.
Беседовал Артем Вакалюк
www.sostav.ua

Комментариев нет: