30.01.2010

Российский медиарынок прощается с кризисом 2009-го

Обзор, представленный порталом «Медиа Гайд», подводит итоги ушедшего года
2009 год выдался довольно нелегким для медиаиндустрии. На протяжении всех двенадцати месяцев происходила своеобразная санация рынка, что и отражено в обзоре за период 2009—начала 2010 гг., составленным порталом Media Guide. Справились ли российские медиа с кризисным положением в 2009 году — покажет год наступивший. Теперь же, рассмотрим ключевые события прошедшего года, имевшие место в различных сегментах онлайн- и оффлайн-изданий, рынка рекламы и медиарынка в целом.
Центральные и региональные СМИ
Основными проблемами рынка печатных СМИ стало сокращение объемов рекламы в прессе, что лишило издательские дома главного источника доходов. Каждый выходил из трудного положения по-своему. Происходили и массовые увольнения сотрудников, сокращение рабочей недели, изменения графика выхода изданий, сокращение заработных плат, «перегретых» по мнению многих владельцев медиакомпаний в докризисные времена. В начале года наметилась тенденция к сокращению ассортимента изданий, из продажи исчезали главным образом новые проекты, не успевшие еще выйти на окупаемость и требующие серьезных инвестиций.

Так, например, случилось с несколькими изданиями Independent Media Sanoma Magazines: был закрыт журнал Smart Money, Gloria и Best Life. И это далеко не полный список жертв кризиса. Подобная ситуация не могла не сказаться на ассортименте изданий. Кроме того, отмечает АРПП, за 2009 год снизились продажи тиражей в среднем на 7-10%, а розничные цены на периодику повысились не менее чем на 30%.
В целом, можно отметить, что основные потрясения рынка пришлись на первую половину года. После лета, которое очень многие провели в вынужденных отпусках, ситуация на рынке начала потихоньку стабилизироваться.
К концу осени эксперты и участники рынка уже высказывались с определенной долей оптимизма по поводу перспектив медиарынка, заметив первые признаки его выздоровления. По данным АКАР, к третьему кварталу 2009 года, падение объемов рекламы в печатной прессе замедлилось, что и послужило поводом для сдержанного оптимизма участников рынка. Однако отрасль успела упасть на 44%, до 22,7 млрд рублей. Несмотря на оптимизм, издательские дома продолжали избавляться от нерентабельных активов, даже если те выглядели довольно перспективными. Так, ИД «Пронто-Москва», владеющий газетой «Из рук в руки», принял решение закрыть 20 нишевых приложений, а ИД Forward Media Group приостановил выпуск журнала Icons в пользу экономически перспективных изданий, в частности недавно приобретенного и свежеобновленного мужского журнала «Медведь».
Сильнее всего падение рекламных бюджетов сказалось на региональных изданиях. Даже один из самых сильных региональных российских издательских домов «Абак-Пресс» был вынужден остановить выпуск журналов «Бизнес и Жизнь-Казань», «Бизнес и Жизнь-Ростов», «Деловой Квартал-Пермь» и «Техсовет».
Между тем довольно успешно в регионах развивалась линейка городских изданий, в частности, журнал «Собака.ru» (Санкт-Петербург). К ноябрю журнал распространялся уже в 11 регионах России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Уфа, Красноярск, Омск, Тюмень и Екатеринбург.
Минкомсвязи решило по-своему помочь региональной прессе, создав совместно с РИА «Новости» и «Интерфаксом», а также Гильдией издателей периодической печати (ГИПП) единую бесплатную ленту федеральных новостей в рамках проекта Федеральный информационный пакет (ФИП).
Определенным категориям изданий кризис пошел на пользу. В частности, довольно неплохо себя чувствовали недорогие развлекательные издания, или, к примеру, посвященные садоводству и кулинарии. В целях экономии читатели перешли на более дешевые издания, вспомнили советскую традицию разведения огородов на садовых участках и стали отдавать предпочтение домашним посиделкам, нежели походам в рестораны. Очень неплохо обстояла ситуация в сегменте телегидов. Кроме того, возрос спрос на информацию о бизнесе, финансах и на качественную аналитику, что способствовало развитию деловой и общеполитической прессы. Однако и этим изданиям пришлось нелегко. В частности, газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости» в начале года были вынуждены сократить трудовую неделю сотрудникам редакции.
В то же время росло количество изданий спортивной тематики. Это отчасти объясняется тем, что государство озаботилось проблемой популяризации спорта.
Ряд изданий кризис подтолкнул к изменениям. Кто-то ограничился усовершенствованием визуальной составляющей, кто-то пошел дальше, реформировав содержательную часть. Обновили формат журналы «Эксперт» и D' (Д-Штрих), принадлежащие медиахолдингу «Группа Эксперт», провел ребрендинг журнал «Профиль» (ИД «Родионова»), провел редизайн «Деловой квартал», полностью поменяли формат журналы «Афиша» и Black Square, а также журналы «Крестьянка» и «Здоровье в доме», газета «Работа для вас» также сменила имидж, газеты «Жизнь» и «Твой день» в Москве перешли на формат D3 и более качественную полиграфию — и это далеко не полный список изменений. А вот журнал «Огонек», перешедший под крыло ИД «Коммерсант», наоборот вернулся к истокам и к прежнему большому формату.
В то же время отдельные издания пережили второе рождение. Как, например, журналы Car и Empire, чей выпуск ранее был заморожен ИД Forward Media, перешли в собственность издательского дома «Спид-Инфо».
Журнал «Young Family», последнее время существовавший только в виде интернет-ресурса, также объявил о возвращении в бумажный формат. Теперь журнал издается ИД «Смарт Ридерз».
В 2009 российские издания освоили распространение цифровых версий. Первой ласточкой стал журнал Fashion Collection ИД Major Media, который начал распространяться через интернет-магазин Zenio.com. За ним последовали издания ИД Independent Media Sanoma Magazines (IMSM) и Gameland, Hachette Filipacci Shkulev/ИнтерМедиаГруп, к ним присоединился журнал «Proспорт». Достоинств у подобного распространения масса. PDF-версия издания приравнивается к его бумажному аналогу, однако, издательским домам не надо тратиться на печать дополнительного тиража и его распространение. Нет также риска, что часть тиража не будет реализована. Несомненное преимущество — это мобильность издания. Наконец, в Интернете журналы стоят на 25% дешевле, чем их печатные версии, что крайне актуально в период кризиса.
Некоторые издания отказались от бумажных версий в пользу развития интернет-направления. В частности от выпуска бумажной версии издания отказался журнал «Компьютерра». Предполагалось, что «Газета» также перейдет в категорию интернет-изданий.
Журнал «Ридерз Дайджест» напротив решил наладить контакт с новой аудиторией посредством традиционного распространения. И стал, помимо подписки, распространятся и в розницу.
2009 год стал годом бесплатных изданий. Одним из самых знаменательных событий стало известие о перезапуске бесплатной московской газеты «Метро» под международным логотипом Metro International. Помимо названия и дизайна газеты изменился и состав редакционной команды. Команда Елены Сульдиной, покинувшей газету «Метро», занялась запуском собственного проекта бесплатной городской газеты — «Москва Инфо», к которой вскоре присоединилась и «Питер Инфо».
Став генеральным директором ИД «МедиаИнфоГрупп» Елена Сульдина получила звание лучшего медиаменеджера года в номинации «Газеты», разделив его с Леонидом Левиным, генеральным директором ООО «Издательско-полиграфического дома Норд-Пресс». Лауреатами в номинации «Журналы» стали Татьяна Гурова, шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт», Михаил Земтин, генеральный директор ООО «Теленеделя» и Максим Ковальский, главный редактор журнала «Коммерсантъ Власть».
Газета «Мой район» продолжила сотрудничество с медиаконцерном Schibsted, однако Schibsted прекратил финансирование московского издания. Издавать газету в Москве продолжило ООО «Региональные независимые газеты. Центр», которое учредили издатель и основатель газеты «Мой район» Григорий Кунис и два его партнера.
К концу 2009 года обострились взаимоотношения «Моего района» и газеты «Metro». Газета «Мой район» обвинила конкурента в демпинге и завышении тиража «минимум на 100 000 экземпляров», направив соответствующую жалобу в ФАС и Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В результате проведенной проверки, фактов завышения газетой Metro Москва тиража выявлено не было.
На фоне множественных споров по поводу завышения тиражей и недовольства изданий работой Национальной тиражной службы, ГИПП объявила о создании новой службы, ответственной за мониторинг тиражей. Новая структура получила рабочее название Бюро тиражного аудита (БТА). Ожидается, что работать она начнет в 2010 году. Среди членов БТА оказались такие издательства, как «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп.
ИД «Афиша» пошла против тенденций 2009 года и перевела журнал «Большой город» на платное распространение. Несмотря на все попытки руководства издательского дома поправить свое финансовое положение к концу года ИД «Афиша» оказался самым малорентабельным подразделением «Проф-Медиа».
Весь 2009 год TNS Media Intelligence оценивала цитируемость российских СМИ. По итогам года «Российская газета», «Коммерсантъ» и «Известия» были признаны лидерами в российском информационном пространстве.
Слияния и поглощения
Для 2009 года была характерна довольно низкая активность компаний в направлении слияний и поглощений, особенно это касается его первой половины.
На протяжении всего года мы наблюдали за событиями медиахолдинга «РБК», пытавшегося договориться о реструктуризации своих долгов. Варианты реструктуризации предлагали холдинг «Интеррос» Владимира Потанина и группа «Онэксим» — структура Михаила Прохорова. «РБК» предпочел план Прохорова. Группа «Онэксим» выразила желание приобрести контрольный пакет акций РБК за 80 миллионов долларов. Одним из условий реструктуризации стала передача требований по долгам дочерних структур «РБК» перед их материнской компанией к «РБК ТВ-Москва» и Pintoleza Holdings Ltd. Казалось бы, что теперь все улажено, однако в начале 2010 года стало известно, что в отношении «РБК» было подано еще три судебных иска. Истцами выступили кредиторы компании — «Росбанк», ЗАО «Маросейка» и частное лицо Олег Родыгин. Общая сумма задолженности РБК оценивается в 230 миллионов долларов.
Швейцарский издательский холдинг Edipresse Group стал единственным владельцем российского издательского дома «Эдипресс-Конлига», выкупив еще 14,6% его акций.
Акционеры издательства деловой литературы «Альпина Бизнес Букс» ИД Independent Media Sanoma Magazines (ООО «Юнайтед Пресс») и ООО «Редакционные услуги» приняли решение о разделении бизнеса.
В мае издательский дом «Курьер-Медиа» (Санкт-Петербург) второй раз за полгода поменял собственника. Александр Усов, который в ноябре 2008 года приобрел «Курьер-Медиа», продал его новому хозяину, имя которого не раскрывалось.
ИД «Аксель Шпрингер Раша» приобрел 100% акций издательского дома «Gruner+Jahr Россия».
Медийная группа «Проф-Медиа» объявила о выкупе акций интернет-компании Rambler Media, а ОАО «Группа Альянс» о намерении продать контрольный пакет ЗАО «Газета “Новые известия”».
Новые проекты
Несмотря на тяжелую ситуацию на рынке, издательские дома по-прежнему радовали нас новыми проектами. Как правило, это были недорогие развлекательные издания, издания посвященные кулинарии, садоводству и рукоделию. В связи с этим, на коне были ИД «Эдипресс-Конлига» и ИД Bauer Media Group, которые специализируются именно на такого рода проектах.
Помимо ряда изданий по рукоделию и садоводству, ИД «Эдипресс-Конлига» запустил два журнала для родителей «Хорошая мама» и «Жду малыша».
Компания «Ньюс Медиа Рус» запустила новый глянцевый журнал «Жара».
А издательство «Эксмо» и Продюсерский центр Андрея Кончаловского открыли новый кулинарный глянец — «Хлеб Соль», редакцию которого возглавила ведущая кулинарных программ Юлия Высоцкая.
ИД «Бурда» выпустил новый ежемесячный журнал «Добрые советы. Всё для семьи».
В 2009 году вышел в свет новый еженедельный общественно-политический журнал Михаила Леонтьева — «Однако».
Пополнился и сегмент изданий для женщин. В частности, за счет появления журнала «Всегда женщина».
А в линейку бесплатных добавились не только уже упомянутые выше проекты «МедиаИнфоГруп» — «Москва Инфо» и «Питер Инфо», но и детище медиагруппы «ЖV!» — еженедельная газета «F5. Интернет как образ жизни».
Новости рынка рекламы
Как уже было упомянуто выше, весь 2009 год пресса страдала от недостатка рекламы. Это же утверждение верно и для телевидения, радио и наружной рекламы. Меньше всего в прошлом году кризис коснулся сегмента интернет-рекламы.
Одним из самых быстро развивающихся направлений интернет-рекламы стала контекстная, что привело к необходимости создания структуры, координирующей размещение данного вида рекламы на крупнейших площадках Рунета. Таким ресурсом стал проект «Блондинка.ру» — система управления контекстной рекламой в трех крупнейших сетях Рунета «Яндекс.Директе», «Бегуне» и Google AdWords. Система позволила не только дешевле размещать рекламу на данных площадках, но и проводить крупные рекламные кампании.
В свою очередь, российская компания «Бегун» заключила соглашение с Google AdWords, согласно которому его рекламодатели смогут размещать текстовые объявления в русскоязычном Google. Также, «Бегун» получил статус «авторизованного реселлера Google AdWords».
Довольно тяжело обстоят дела у операторов наружной рекламы. Чтобы поддержать их, власти Москвы согласились временно снизить на 30% действующую с 2008 г. базовую арендную ставку (16 тыс. руб. без НДС), однако осложнили жизнь, введя ГОСТ на размещение носителей наружной рекламы.
Нелегко пришлось второму по величине оператору наружной рекламы Gallery. В течение 2009 года, Gallery пыталось реструктуризовать свою задолженность перед кредиторами на сумму более 300 млн долл. Однако в дело вмешался Комитет по рекламе Москвы, который в обеспечение иска на 69 млн руб. готов арестовать активы оператора. В результате, процесс реструктуризации может затянуться на долгое время.
25 декабря 2009 года начала свою работу некоммерческая Ассоциация интерактивных агентств (АИА), которая поставила своей целью развитие и поддержание прозрачного и цивилизованного рекламного рынка. Членами совета АИА стали восемь крупнейших агентств — Actis Wunderman, Articul Media, ADV, Defa Interaktiv, Qsoft, Promo Interactive, «Грэйп» и Red Keds.
В марте при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) был создан консультативный совет по вопросам функционирования рынка услуг по распространению рекламы. Новый орган занялся вопросами анализа и оценки механизмов ценообразования рекламной отрасли и содействованием развитию конкуренции в области распространения рекламы.
Международная рекламная сеть «Euro RSCG Worldwide» открыла в России digital-подразделение. Возглавил Euro RSCG Digital Фрэнк Виншон (Franck Vinchon).
На базе агентств «Avrora Media» и «For People» создана новая структура — медиаагентство «Ad O'clock», стратегический партнер Aegis Media/OKS в России.
Коммуникационная группа Twiga запустила новый проект AIM (Agency of Innovative Marketing) — агентство инновационного маркетинга.
В 2009 году группа Havas расширила свое присутствие в России и странах СНГ за счет стратегического партнерства с Группой маркетинговых коммуникаций «АДВ». Согласно условиям партнерского соглашения, группа Havas передает часть акций «Euro RSCG Россия» акционерам Группы «АДВ» в обмен на долевое участие Havas в агентстве MPG Russia. Кроме того, группа Havas приобрела у «АДВ» АМК Znamenka.
«Видео Интернешнл Пресс» обновил пул своих клиентов — издательских домов. «ВИ-Пресс» выходит в нишу ТВ-гидов, а также усиливает позиции в нишах «Здоровье» и «Семья». В частности, селлер заключил договор с ООО «Теленеделя», журналами «Здоровье», «Худеем правильно» и Young Family. С января 2010 года «ВИ Пресс» прекратил сотрудничество с ИД «Эдипресс-Конлига», ИД «Доктор Тревел» и ИД «Салон Пресс».
Согласно последнему глобальному прогнозу рекламного агентства ZenithOptimedia, падение рынка рекламы в 2009 году составит 10,2%. Однако агентство пообещало, что в 2010 году мировой рекламный рынок вырастет на 0,9%. Российский же рынок ожидает падение на 27% по итогам 2009 года и рост на 7% в 2010.
Интернет
В 2009 году продолжился бум социальных сетей. За год открылись десятки подобных ресурсов. Буквально каждый теперь может найти в Рунете социальную сеть, соответствующую его интересам.
Согласно опубликованному в июле исследованию ComScore, в среднем в мире пользователи проводят в социальных сетях 3,7 часа в месяц и просматривают при этом 525 страниц. Российские пользователи Интернета побили мировой рекорд по пользованию подобными сайтами. Крупнейшей социальной сетью России ComScore называет «В контакте».
Произошло слияние двух крупнейших женских интернет-ресурсов WomanJournal.ru и Passion.ru, что привело к образованию First Feminine WebGroup.
ИД «Ньюс Медиа Рус» продолжил развитие проекта Life.ru, разделив его на тематические проекты: LifeNews.ru, LifeSport.ru, LifeShowbiz.ru. Основной идей всех проектов стало полное и оперативное освещение последних событий.
Холдинг «РБК» наоборот решил объединить неделовые ресурсы в единый портал.
Кадры решают все
Основные кадровые пертурбации на медиарынке также были связаны с кризисом.
Генеральный директор ОАО «РБК Информационные системы» Юрий Ровенский покинул свой пост, занявшись реструктуризацией долгов «РБК» в должности советника генерального директора группы «Онэксим». Герман Каплун, ранее возглавлявший совет директоров «РБК», стал генеральным директором компании. В свою очередь, председателем совета директоров «РБК» избран генеральный директор телеканала «РБК-ТВ» Артем Инютин, до этого в течение десяти лет руководивший медианаправлением холдинга. Главный редактор «РБК daily» и журнала «РБК» Петр Власов подал в отставку из-за невозможности создать «конкурентоспособный продукт». Главным редактором газеты «РБК daily» стал Петр Кирьян, а редакцию журнала «РБК» возглавил Владислав Серегин.
Генеральный директор издательского дома «Афиша» Илья Осколков-Ценципер уволен со своего поста. Новым генеральным директором издательского дома «Афиша» стал Николай Молибог, работавший в компании на разных должностях на протяжении пяти лет.
Произошли изменения в управленческой структуре «ИнтерМедиаГруп». Должность вице-президента — заместителя председателя Совета директоров ЗАО «ИнтерМедиаГруп» была упразднена, в связи с чем Олег Хрипунов покинул этот пост. На должности генерального директора «ИнтерМедиаГруп Урал» Дмитрия Усачева сменила Наталья Сизая.
Наталья Шкулева назначена издателем группы журналов Elle: «Elle», «Elle Decor», «Elle Girl», «Elle Deluxe».
Главный редактор журнала Elle Ирина Михайловская и директор отдела моды Elle Ольга Михайловская покинули свои посты. Руководство проектом Elle взяла на себя Елена Сотникова — вице-президент и редакционный директор издательского дома. В журнале была введена новая должность — шеф-редактор Elle, которую заняла Елена Ануркина. Директором отдела моды журнала Elle назначена Екатерина Мухина.
Леонид Макарон, бессменный генеральный директор «Пронто-Москва», занял пост президента медиахолдинга. На должность генерального директора назначен Фёдор Огарков, ранее исполнительный директор «Пронто-Москва».
Должность генерального директора Bauer Media в России занял Марк Фишер. Корнелис ван дер Колк покинул этот пост, но продолжил сотрудничество с головным офисом Bauer Media Group в Германии.
Новым генеральным директором ООО «Региональные независимые газеты Северо-Запад» (газета «Мой район», Санкт-Петербург) назначена Валентина Еселевич. Григорий Кунис, который основал газету «Мой район» и до этого занимал должность гендиректора ООО «Региональные независимые газеты Северо-Запад», возглавил Совет директоров Российского подразделения медиаконцерна Schibsted. Управляющей ООО «Региональные независимые газеты Северо-Запад» (газета «Мой район», Санкт-Петербург) назначена Лариса Громыко.
Гендиректором «Смены» и «Вечернего Петербурга» стал Михаил Шкода.
У газеты «Жизнь» сменился главный редактор. Место Руслана Сагаева в газете занял его заместитель Григорий Тельнов. Сагаев перешел на должность главного редактора портала LifeNews.ru.
С февраля 2010 года должность главного редактора журнала «Финанс.» займет Андрей Горянов, до последнего времени работавший главным редактором газеты «РБК Daily Санкт-Петербург». Олег Анисимов покинул пост главного редактора журнала.
Редакции российской и украинской версий мужского журнала Playboy возглавил Влад Иваненко. Он пришел на место Влада Фисуна, который в периоды с 2006 по 2007 и с мая 2009 года также возглавлял редакции обеих версий издания.
С января 2010 на должность главного редактора «National Geographic Россия» назначен Александр Грек, ранее работавший с такими изданиями как «Эксперт», «Ведомости», «Популярная механика», Best Life.
Сменился главный редактор в «Известиях». Занимающий эту должность Владимир Мамонтов стал президентом редакции. Новым главредом назначен Виталий Абрамов, работавший заместителем гендиректора «Российской газеты» по региональному развитию.
В декабре 2009 года стало известно, что Яна Лепкова, известный главный редактор женского глянца, возглавит проект Леди@Mail.Ru.
Алексей Овчинников стал издателем журналов «Maxim», «Домой. Интерьеры плюс идеи» и «Departures».
Евгения Киллих сменила на посту главного редактора журнала Burda Михаила Лежнева.
Главным редактором «Robb Report Россия» назначен Александр Рымкевич.
Дарья Веледеева стала главным редактором Harper's Bazaar. Журнал Grazia возглавила Алена Пенева.
Дарья Пухаева назначена на должность издателя журнала Glamour.
Издателем журнала «Домовой» стала Елена Гурская.
Традиционный ежемесячный обзор составлен на основании рейтингов новостей, ежедневно размещаемых на MediaGuide.ru. Источниками новостей служат пресс-релизы, получаемые нами от центральных и региональных издательских домов, компаний-производителей товаров и услуг, рекламных и PR-агентств, общественных организаций, компаний-распространителей печатной продукции, полиграфических комбинатов, а также печатных и интернет-СМИ. Рейтинг новостей формируется на основе подсчёта количества обращений пользователей сайта на ту или иную новость за одну неделю, а затем и за целый месяц. Ежемесячное количество новостей на нашем сайте колеблется в пределах 500. Число подписчиков — 5500 чел. Не без гордости заметим, что всегда в топ-10 попадают проекты MediaGuide.ru, а именно: «Российские издательские дома: успехи и поражения», обзоры событий медиарынка, эксклюзивные интервью с представителями медиакомпаний, а также сами рейтинги топ-10 новостей медиарынка. Из соображений профессиональной этики мы не рецензируем собственные материалы и не упоминаем их в ежемесячных обзорах важнейших новостей.

Комментариев нет: