Компании дистанционной торговли, закрепив свои позиции на украинском рынке, начали задумываться о новых возможностях работы. Одной из них они видят электронные деньги, как форму оплаты за товары. Клуб Mail Order & E-Commerce Leaders Club при Украинской Ассоциации Директ Маркетинга решил проанализировать украинский рынок онлайн оплат. Как выяснилось, электронные деньги у отечественных потребителей спросом не пользуются.
На сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 15 млн Интернет-пользователей. Но этот показатель далек от числа тех, кто реально использует Интернет, как средство оплаты. С чем это связано? Антон Незнамов, обозреватель рынка электронной торговли, в своем докладе на 4-м заседании клуба «Электронные деньги. Новые возможности для дистанционных продаж: все ли так просто?», отметил несколько основных причин:
1. низкое доверие к интернет-магазинам в целом;
2. низкое развитие культуры интернет-шопинга;
3. препятствия со стороны банков-эмитентов пластиковых карт;
4. непонимание и нежелание понимать, что такое «электронные деньги»;
5. не развитая система защиты прав потребителей и их недоверие.
Нам свойственно больше доверять тому, что можно подержать в руках. Поэтому «неосязаемые» электронные деньги воспринимаются среднестатистическим украинцем с опаской. Тем не менее, рынок электронных денег растет и развивается. И если на Западе люди не мыслят свою жизнь без «кредиток» и Интернет-«кошельков», то мы только начинаем привыкать к этим видам оплаты.
И повышая осведомленность потребителей, компании каталожной и электронной коммерции могут рассчитывать на увеличение спроса на оплату электронными деньгами. Это может стать хорошим решением, как для самих компаний, так и для потребителей. Первое (и основное) преимущество - моментальность оплаты. Компания может упростить свой бухгалтерский учет и отойти от работы с наличными.
К тому же использование интернет-валюты доступно во многих странах мира и воспользоваться ней можно не зависимо от местонахождения. Но для активного внедрения электронных денег в обиход украинца, следует понимать ситуацию на рынке. Поэтому об онлайн платежах участникам заседания рассказывали представители ведущих компаний этого сектора - WebMoney и Portmone.
Платежная система WebMoney существует в Украине с 2003 года. Александр Чумак, директор по развитию партнерских отношений компании, рассказал, что сегодня в системе зарегистрировано 1,6 млн украинских пользователей. За 2009 год оборот компании составил 3 млрд грн. Глядя на эту цифру, возникает логический вопрос: действительно ли электронные деньги в Украине не пользуются популярностью?
WebMoney предлагает несколько схем проведения платежей. Самый простой и доступный - адресный платеж на сайте. При использовании этой схемы клиент не заключает договор, у него нет необходимости в специальных подключениях, а комиссия составляет 1,5%. Интересно, что для безопасности проводимых платежей компания работает только через банки и терминальные системы. К тому же, только в гривневом эквиваленте.
Тем не менее, украинский потребитель не готов активно пользоваться услугами WebMoney. В основном с сервисами этой компании работает молодежная аудитория продвинутых Интернет-пользователей. А совершаемые покупки имеют преимущественно нематериальный характер, к примеру, лицензионное программное обеспечение.
В отличие от WebMoney, Portmone работает с банковскими пластиковыми картами. Компания специализируется на оплате счетов (банковских, коммунальных, телекоммуникационных, операторов мобильной связи, страховщиков, Интернет-расчетов). Игорь Горин, генеральный директор компании, рассказал о возможностях использования карт Visa и MasterCard для интернет-расчетов. Среди основных преимуществ - возможность моментальной оплаты, упрощенная процедура оплаты из-за рубежа, международная сертификация (Portmone - первая украинская компания, которая прошла международный аудит безопасности на соответствие требованиям стандарта Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS)). Но система Portmone имеет и ряд существенных, с точки зрения потребителя, минусов:
- Комиссия - 3-5%
- Риски фрода (мошенничества, отмывания денег)
- Банковское покрытие на 2-3 банковский день
Вводя в предлагаемую форму данные своей карты, потребитель не уверен, что на его карте вообще останутся деньги. Поэтому украинцы используют свои банковские пластиковые карты для оплаты онлайн платежей нечасто. Популярностью он пользуется в Интернет-магазинах цветов и подарков. Если же говорить о более серьезных и дорогостоящих покупках, потребители предпочитают их совершать в магазинах.
С этим согласились и представители Интеренет-магазинов Владислав Чечёткин, руководитель проекта Rozetka.UA, и Дмитрий Лаппо, руководитель проекта Petrovka.UA. Они отметили, что электронные деньги для среднестатистического украинца - не способ расчета за товары или услуги.
К примеру, оборот WebMoney в магазине Rozetka.UA составляет всего 0,2%. Да, эта система удобна для продавца: если у покупателя возникает желание вернуть товар и получить деньги, он не сможет этого сделать, поскольку магазины используют безвозвратные платежи WebMoney. И покупатели знают об этом. Соответственно они чаще используют банковские пластиковые карты. Но и тут не все гладко.
Если говорить об использовании системы Portmone, то сразу возникает вопрос комиссии. С одной стороны - магазины подписывают соглашение о том, что цена за наличные и при расчете карточкой не должна отличаться, но % во втором случае все равно списывается. Получается, Интернет-магазинам не выгодно использовать электронные деньги, но с другой стороны, отказавшись от налички, они избавляются от массы бухгалтерских проблем. «Даже карточки в Интернете будут полноценно действовать не скоро, - отметил Владислав Чечеткин, - и виноваты в этом банки, которые хотят слишком много».
Интересно и то, что среднестатистический покупатель скорее пойдет в магазин «под домом», осознавая, что в Интернет-магазине цена будет ниже на 5-7%. «Люди все еще бояться «неизвестных» электронных денег», - добавляет Владислав Чечеткин.
Согласно данным, которые презентовал Антон Незнамов, на сегодняшний день на 46 млн. украинцев выпущено 35 млн. пластиковых карт, что составляет 0,7 карты на душу населения. В США на каждого жителя приходится не менее 8 карт, в Европе - от 3 до 5. Причем 95% пластиковых карт в Украине используется для выдачи наличных денежных средств в банкоматах, и 5% - для операций в торговой сети.
«Украинский потребитель не привык рассчитываться пластиковой карточкой за товары и услуги даже в оффлайне, что говорить об Интернете! - отметил господин Незнамов. - Самая состоятельная и привлекательная аудитория покупателей от 30 до 50 лет не понимают, что такое «электронные деньги» и разбираться в этом не хотят. И скорее всего никогда не захотят. Поэтому рост объемов данного вида платежей связан в основном с взрослением молодежи, которая знает, понимает и часто пользуется системой».
Безусловно, возможности, которые открываются перед украинским потребителем благодаря использованию электронных денег, велики: через Интернет можно оплачивать практически все! Тем не менее, развивается отечественный рынок онлайн платежей не особо быстро. Возможно, в силу недочетов компаний, которые предоставляют сервис, возможно, из-за низкой осведомленности потребителя об услугах. В любом случае, компании каталожной и электронной коммерции понимают, что оплачивать товары и услуги только через Интернет украинцы пока не готовы. И как быстро ситуация измениться в бОльшей степени зависит от всех игроков рынка онлайн оплат.
Подготовила Юлия Павленко
Источник: mmr.net.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий