Русский футуризм неотделим от сестер Синяковых, живших в Харькове и вошедших в отечественную историю как «музы футуризма». Они общались, были знакомы и неоднократно встречались в Харькове и в Москве с В.В.Хлебниковым, В.В.Маяковским, Д.Д.Бурлюком, Б.Л.Пастернаком, В.И.Божидаром, И.В.Северянином и другими известными деятелями культуры.
Изучая архивные данные, Андрей Парамонов установил адрес, где жила семья купца М.И.Синякова. Второй дом в Никитском переулке купец начал строить в 1900 г., так как семья у него была большая - десять детей: по пять девочек и мальчиков.
Получив прекрасное образование, сестры привлекли внимание неординарных молодых людей. Лиля Брик говорила: «В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надежду - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женился Асеев».
Что привлекало передовых поэтов, музыкантов, художников в дом Синяковых в Никитском переулке? Ответ дают нам судьбы самих сестер, мыслящих и творческих личностей.
Зинаида - старшая сестра - училась в Московской консерватории и была известной оперной певицей. В нее был влюблен Владимир Маяковский, ухаживал за ней, но, по воспоминаниям Марии Синяковой, «это было небольшое увлечение».
Надежда, по примеру старшей сестры, окончила Харьковское музыкальное училище, затем Московскую консерваторию и была известной пианисткой. В нее был влюблен Борис Пастернак и посвятил Надежде цикл стихов «Скрипка Паганини». В июле 1915 г. Пастернак провел три недели на Харьковщине и бывал в доме по переулку Никитскому. В «Охранной грамоте» он вспоминает: «Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер Синяковых - Зинаида. Ее посещал и дружил с ней замечательный музыкант Добровейн. У нее бывал Маяковский... Был, правда, Хлебников с его тонкой надменностью... Был также Северянин...»
Мария, в отличие от старших сестер, избрала живопись. Обучалась в Харьковской городской школе рисования и живописи. В 1910 году изучала в музеях Германии наследие германских и нидерландских художников, а в 1913-14 гг. в Москве продолжила обучение в художественной студии Рерберга. Совместно с Асеевым, Петкиновым, Хлебниковым, Божидаром (Богдан Гордеев) подписала футуристическую декларацию «Труба марсиан». В 1918 г. стала членом группы художников-авангардистов «Союз семи». В нее были влюблены и посвящали ей стихи Божидар и Хлебников. А Николай Асеев, муж ее младшей сестры Ксении, писал: «Мария - женщина необычайно величественной и спокойной красоты, большого скептического ума и редкой талантливости». Эти качества еще при жизни позволили Марии стать кумиром трех эпох авангардистского искусства.
Вера - младшая из сестер - училась в музыкальном училище и городской школе рисования и живописи. В 20 лет вышла замуж за поэта-футуриста, основателя Харьковского издательства «Лирень» Григория Петникова, однако семейная жизнь была недолгой. С ней был близко знаком Велимир Хлебников. Особое влияние она имела на Давида Бурлюка, который писал ее портреты. Вера неоднократно встречалась с Владимиром Маяковским в Харькове и в Москве. И, по воспоминаниям Лили Брик, была одной из последних, с кем перед смертью разговаривал Маяковский.
Ксении выпала иная судьба. Она неплохо пела, играла, рисовала, но свою жизнь посвятила служению своей семье, супругу поэту Николаю Асееву. С ним она познакомилась в семейном доме в переулке Никитинском.
В воспоминаниях она писала: «Войдя в гостиную, увидела какого-то незнакомого мне молодого человека. Он был в сером костюме, гладко причесан, бледный, голубоглазый. И такой вежливый, что мне показалось, будто он подошел ко мне почти на цыпочках! Я спросила его: «Как вы сюда попали?» Он ответил, что приехал из Курска для поступления в Харьковский университет на филологический факультет. Случайно узнав, что в нашей семье очень любят искусство, он осмелился навестить нас, и добавил, что его зовут Николай Асеев». Через 5 лет они обвенчались.
Позже, в 1956 г., Николай Асеев посвятил сестрам Синяковым стихотворение:
Мне пять сестер знакомы были издавна:
ни с чьим ни взгляд, ни вкус не схожи в них,
их жизнь передо мною перелистана, как гордости и верности дневник.
Они прошли, безвкусью не покорствуя,
босыми меж провалов и меж ям,
не упрекая жизнь за корку черствую,
верны своим погибнувшим друзьям.
Сегодня в доме «муз футуризма» расположена Ассоциация русских обществ Харьковского региона, работает Слобожанский русский культурно-просветительский центр. Здесь проводятся культурологические мероприятия, посвященные русской истории и культуре, действует «Русская библиотека», насчитывающая свыше 30 тысяч наименований русской и зарубежной классики на русском языке, литература по языкознанию, истории и другим дисциплинам. Рядом расположены спортивные баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки, на которых активисты молодежной секции проводят различные соревнования.
В силу того, что дом практически со дня постройки не ремонтировался, он остро нуждается в ремонте. Потеря этого примечательного памятника истории и культуры из-за банальной нехватки денег на ремонт будет невосполнимой. И не только для Харькова, но и для всей России.
Елена Демочка, "Русская Правда"
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий