29.08.2010

Барк “Товарищ”-1

"Горх Фок"(Gorch Fock) или "Товарищ" (1948—1999) — трёхмачтовый барк, построенный в учебных целях по заказу немецкого флота и названный в честь известного немецкого писателя - мариниста.Корпус и основной рангоут корабля стальные, верхние реи и брам-стеньги изготовлены из твердых пород дерева. Парусник свыше 1500 тонн водоизмещением с общей площадью парусов 1812 кв.м способен совершать длительные океанские переходы.
Основные характеристики корабля:
длина с бушпритом 82,6 м, без бушприта 73,7 м, ширина 12 м, осадка 4,5 м, высота борта 7,3 м, площадь парусов 1812кв.м, водоизмещение 1510 т, мощность двигателя 369 л. с., скорость 7 узлов, скорость под парусами 8,5 узла, экипаж 45 чел., курсантов — 145 чел.
Барк послужил образцом для серии из пяти немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне в США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне в Португалии), «Mircea» (1938, ныне в Румынии), «Herbert Norkus» (1939, неокончен), «Горх Фок II» (1958, Германия), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.
Барк «Горх Фок» предназначался для обучения курсантов гитлеровского флота, а затем стал личным парусником Геринга. Ходил под немецким военно-морским флагом вплоть до 1945 г., а когда стало ясно, что Германия проиграет Вторую мировую войну, был затоплен немцами в районе балтийского порта Штральзунд,близ острова Рюген. В 1948-51 гг. поднят со дна и отремонтирован советским флотом и переименован в "Товарищ". Советский период своей жизни барк начал на Балтике в 1951 г. Ходил в то время по опасным в минном отношении водам, а после ремонта в Висмаре и Лиепае, а также после недолгого пребывания в Ленинграде перешел, обогнув Европу, в Одессу. В 1957 г. корабль совершил кругосветное плавание. В 1974 и 1976 гг. выигрывал престижную американскую регату «Operation Sail». В 1991-93 гг. базировался в Херсоне и плавал под украинским флагом.За более чем 60 лет плаваний барк «Товарищ» прошел 500 тысяч морских миль (для образного восприятия — 12 раз обогнул земной шар по экватору), побывал в 102 портах 86 стран. Свыше 15 тысяч воспитанников морских учебных заведений прошли здесь школу морской выучки. Полторы тысячи его курсантов стали капитанами дальнего плавания. Участвовал в съёмках большого числа художественных фильмов как СССР, так и совместно с другими странами.
После провозглашения Украиной независимости и распада СССР, несмотря на возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк направили для ремонта в Великобританию. В 1995 г. барк был законсервирован по причине недостатка средств. Был выкуплен английской фирмой и прибыл в порт Ньюкасла, однако отсутствие финансирования не позволило приступить к ремонтным работам. В 1999 отбуксирован в Германию, где был капитально отремонтирован в порту Вильгельмсхафене. С 2003 г. размещен в качестве плавучего музея на доке Штральзунда, который и был его первоначальным портом приписки.

Комментариев нет: