Фрегат «Штандарт» — первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I и приказу губернатораА. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи, проектировался голландским кораблестроитем Выбе Геренсом. Сейчас, на современной и несколько отличающейся от оригинала копии фрегата, осуществляется программа «Проект Штандарт» (некоммерческая организация труда и досуга молодежи).
Характеристика корабля
«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы — голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка, высокий такелаж английского образца.
«Штандарт» имеет 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 м по корпусу, 34,5 м общую, ширину 7,0 м, осадку 3,3 м, проектную скорость под парусами 10—11 узлов, под вспомогательными двигателями «Вольво Пента» до 10 узлов (двигателями оснащён современный «Штандарт»). Экипаж в 1703 году — 120 чел., в 1999 году — до 40 чел.
История фрегата
Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Спущен на воду22 августа 1703 года. В Санкт-Петербург фрегат вышел 8 сентября 1703 года.
Имя «Штандарт» давалось кораблям Русского Флота до 1917 года — последним из них была императорская яхта.
В сентябре 1703 года фрегат перешёл в Санкт-Петербург. Принимал участие в Северной войне. С 1705 по 1709 год с мая по октябрь ежегодно выходил к Кроншлоту в составе эскадры для защиты Санкт-Петербурга с моря. В зимние периоды корабль уходил в Неву. Также «Штандарт» крейсировал к Красной Горке и маневрировал на рейде для обучения экипажа[1].
С 5 (16) по 10 (21) июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала Крюйса «Штандарт» участвовал в отражении нападения эскадры адмирала Анкерштерна на остров Котлин. К осени 1709 года фрегат оказался негодным к службе по причине ветхости. Он был приведён к Санкт-Петербургскому адмиралтейству и тимберован[1].
В 4 (15) июля 1711 корабль спущен на воду и перешёл в Кронштадт. В 1712 и 1713 годах «Штандарт» в составе эскадры выходил в крейсерство к Красной Горке и Берёзовым островам. С 1714 года в море более не выходил. В 1725 году по указу Адмиралтейств-коллегии фрегат был переведён в Кронверкскую гавань и вытащен на берег. Предполагалось его сохранить как первое линейное судно Балтийского флота[1].
Однако, корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран.
Командиры
Командирами фрегата служили[1]:
- 1703 — Пётр Михайлов
- 1704 — П. Грей
- 1705 — Я. Деланг
- 1706—1707 — Ф. Вилимовский
- 1708—1709 — С. Шхон
- 1712 — Г. Вессель
- 1713 — Б. Эдвард
Воссоздание фрегата
Рекламная брошюра фрегата «Штандарт»
- В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной компанией взялся за строительство точной копии корабля.
Планировка «Штандарта», разработанная Мартусем, предполагает разделение корабля на две зоны: историческую и современную — выше пушечной палубы историческая достоверность была сохранена: штурвал и рулевое устройство, всё декоративное убранство, все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим.
- 4 сентября 1999 года «Штандарт» торжественно спущен на воду с верфи «Петровское Адмиралтейство».
- В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу.
- На 14 сентября 2007 года фрегат «Штандарт» побывал уже в восьми летних плаваниях по Европе, посетил 23 порта в 6 странах Европы.
В 2009 году «Штандарт» прошел от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.
Интересные факты
- Пётр I ходил в плавание на фрегате в должности капитана, взяв псевдоним Пётр Михайлов.
- На фрегате есть компас, висящий над столом, показания которого можно увидеть только лёжа. Существует легенда, согласно которой этот компас висел над гамаком Петра I, и когда тот просыпался, он смотрел на компас, висящий над ним, чтобы проверить правильность курса.
- Пётр I принимал личное участие в строительстве «Штандарта». Возможно, именно поэтому корабль был построен в столь короткий срок — всего за 5 месяцев.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник.. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — С. 182. — 311 с. — ISBN 5-203-01788-3
Ссылки
- Официальный сайт
- Фрегат «Штандарт». Россия, Санкт-Петербург — Морской клуб. Ежемесячный историко-культурный морской альманах. Сентябрь '99 № 7 (27) Музей под парусами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий