19.02.2011

Игорь Шадрин, Коммерсант-Пресс: Издатели вынуждены повышать цены чтобы как-то покрыть свои расходы

Просмотров: 133

Blog Image

На днях Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) представила результаты собственного мониторинга цен на продающуюся в Москве периодическую печатную продукцию. Согласно представленным данным, начиная с декабря прошлого года рост отпускных цен на газеты и журналы составил в среднем 11%. О том, с чем может быть связан рост, портал PlanetaSMI.RU поговорил с генеральным директором ЗАО «Коммерсант-Пресс», председателем Комитета АРПП по законодательным инициативам и сотрудничеству с федеральными органами Игорем ШАДРИНЫМ.

Игорь, как вы считаете, с чем связано произошедшее в последние месяцы повышение цен на печатную продукцию?

— С желанием издателей заработать больше денег, и с общим падением тиражей печатных изданий. Издатели, чтобы как-то покрыть свои расходы, вынуждены повышать цены на печатную продукцию. Если в стране повышаются цены на продукты, на транспорт, то почему не могут повыситься цены на прессу? Это совершенно нормальное явление.

«Коммерсант-Пресс» с сентября 2011 года тоже повысит цены на журнал «Власть», газету «Коммерсантъ» и на газету «Секрет фирмы».

— Возможно, падение продаж розничных тиражей связано как раз с повышением цен?

— Я не думаю, что поднятие цен каким-то образом влияет на падение продаж печатной продукции. Падение продаж, скорее всего, связано не с ценами, а с потерей интереса к предлагаемому читателю контенту.

Даже если мы сейчас снизим цены наполовину, газету «Коммерсантъ» не будут покупать больше. Это издание имеет устоявшуюся аудиторию. Мы сами уже заметили — если в течение года розничные продажи тиражей «Коммерсанта» падают на 2-3%, то ровно на столько же растет подписка на него. Происходит это потому, что люди, читающие «Коммерсантъ» на протяжении долгого времени в конечно счете понимают — лучше оформить подписку, чем каждый день бегать по киоскам.

— Процесс поднятия цен на печатную продукцию станет процессом закономерным? Скажем, теперь издатели будут повышать цена на газеты и журналы раз в полгода?

— Я не думаю, что цены на печатную продукцию будут подниматься каждые полгода. Скорее всего, это будет происходить раз в год, а то и реже.

Например, «Коммерсант-Пресс» не повышал цены на свою печатную продукцию три года. Просто сейчас наши издания стали продаваться в той же ценовой категории, что и, например, «Комсомольская правда» или «Известия». А ведь качество печатных продуктов ИД «Коммерсантъ» намного выше.

— Насколько повысятся цены на «Власть», «Коммерсантъ» и «Секрет фирмы»?

— На 10%. Я еще раз хочу сказать, что повышение цен на качественные печатные издания не влияет на их продажи. На продажи печатных СМИ влияет только контент и развитие Интернета. Например, в Сети намного удобнее и быстрее узнавать последние финансовые сводки.

— Игорь, вы сказали, что сейчас падает интерес к контенту. Давайте на примере ИД «Коммерсантъ» попробуем понять, что же сейчас нужно читателям?

— Это вопрос для журналистов.

— Но все же — ваше личное мнение?

— Знаете, лично меня больше привлекает анализ происходящих событий. Я не люблю просто информацию о том, что где-то что-то произошло. Да, это интересно, и одним из основополагающих принципов «Коммерсанта» был как раз этот — давать факты, не анализируя их… Однако в последнее время появилось довольно много интересных авторов, способных проводить глубокий анализ происходящего. И мне очень нравится их читать.

— Кроме изданий ИД «Коммерсант», какие еще вы читаете?

— Я просматриваю постоянно журнал «Эсквайр», газету «Ведомости», журнал «Сноб».

— Не могу не задать один вопрос… Как известно, в нынешнем виде столичные киоски должны исчезнут уже в мае 2011 года. А минимальная стоимость нового нестационарного объекта мелкорозничной торговли печати составит 500 тысяч рублей. Объект же, в котором установлены рукомойник, печка, холодильник и прочие удобства будет стоить более миллиона... Такая цена установки ударит и по карману издателя, и по карману распространителя. Кроме того, существует мнение, что производители не успеют изготовить несколько тысяч новых киосков в течение 1-2 месяцев. Не получиться так, что старые киоски в одночасье снесут, а запланированные новые не успеют поставить?

— Я не считаю, что это произойдет так быстро. В Москве все-таки очень сильное лобби, которое будет заинтересованно в защите распространителей. Москва — это даже не Санкт-Петербург, где когда-то, еще при «старой» «Балтийской прессе», с участием губернатора Валентины Матвиенко, был составлен договор, по которому нестационарным объектам по распространению печатной продукции дали «зеленую улицу», а потом спустили все на тормоза...

Рынок распространения в Москве намного сильнее, и он не даст вот так просто себя ломать. Да, описанный вами процесс будет происходить, но не так быстро, как кажется. Потому что он никому не нужен — ни москвичам, ни распространителям, и больше всего он не нужен издателям.

От себя могу добавить, что «Коммерсант-Пресс» будет поддерживать все решения АРПП по этому вопросу.

— Как вы оцениваете архитектуру новых киосков?

— Сами по себе торговые точки по распространению печатной продукции некрасивые, несовременные, а классицизм в Москве — просто смешно.

— Сколько сейчас розничных торговых точек, распространяющих продукцию ИД «Коммерсантъ»?

— Мы присутствуем во всех московских точках мелкорозничной торговли печатной продукцией. «Коммерсанта» нет в крупных торговых сетях, таких как например «Ашан» и «Перекресток». Здесь продажи очень низкие, «Ъ» — газета не для супермаркетов.

Потеря киосковой сети страшна не столько для нас, сколько для многотиражных изданий вроде «Комсомольской правды» и «Аргументов и Фактов».

— Игорь, давайте отвлечемся от традиционной розницы и поговорим про современные каналы передачи информации. Вы видели iPad? Вам понравилось с ним работать?

— Я полистал iPad, но мне такая передача информации не особенно по душе.

— Но возможно, iPad и подобные ему устройства помогут возродить культуру чтения в нашей стране. В свое время на это просто не обращали внимания, поэтому современная молодежь и читает так мало…

— У нас много чего не привили в свое время. Но жизнь сама управляет процессами, и не надо ее ломать или переделывать, надо просто жить по тем законам, которые она нам предъявляет.

Вопреки наличию iPad и других современных средств передачи информации, традиционные печатные СМИ все равно будут читать. Это заложено в характере человека — когда ему навязывают одно, он противится, и берет другое.

— Не смотря на то, что Япония — страна высочайшего технического прогресса, там почти каждая семья выписывает газету или журнал. Вот такой получается парадокс…

— Подобное можно сравнить с тем, как сейчас люди ходят в музей. Современная техника позволяет нам, сидя в кресле и смотря на большой экран телевизора, созерцать качественное изображение музейных ценностей. А люди все равно ходят в музеи. И ходят они туда только по одной причине — там они сталкиваются с личностью художника. Стоя перед картиной, которую много лет тому назад писал живописец, они испытывают ощущение причастности к происходящему. С техникой такого нет. Тоже самое происходит и в сфере печатных СМИ.

— И в заключении, Игорь, расскажите немного о других формах распространения «Коммерсанта» — что еще существует, помимо розницы?

— Практика последних лет показывает постепенное снижение розничных тиражей. И с этим ничего не поделаешь. Но в тоже время, устойчиво идет рост подписки, причем за счет редакционных тиражей. В «Коммерсант-Пресс» есть свой кол-центр. Его сотрудники постоянно обзванивают существующих подписчиков, привлекают новых. В результате то, что мы теряем по альтернативной и почтовой подписке, с лихвой возвращается благодаря хорошей работе кол-центра.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с авиакомпаниями. Благодаря этому печатные издания ИД «Коммерсантъ» представлены на многих авиалиниях. Представлены они и в примерно 380-ти точках питания Москвы — гости многих столичных ресторанов и кафе получают в подарок газету «Коммерсантъ».

Татьяна Сорокина

PlanetaSMI.RU

Комментариев нет: