28.03.2011

О защите торговцев бумажными кирпичами

Blog Image

Весенняя погода, похоже, начинает действовать, и снова началась борьба в защиту авторских прав от злых пиратов. Якобы злодеи последний кусок хлеба вытаскивают изо рта писателей и типографских рабочих. И вот оголодавшие просят президента защитить их от злодеев. Чтобы не пересказывать этот смехотворный текст, просто дам на него ссылку. Тот еще памятник словесности.

Я выпустил пять книг, из них владею авторскими правами в данный момент на три (по двум книгам права под договором с издательством). То есть, по идее, я должен быть заинтересован в подобных обращениях. Однако же, я его совершенно не поддерживаю, и считаю, что он авторов никак не защищает. Надо понимать, что пока существует роялти (процент с отпускной цены тиража), который достается писателю в качестве гонорара, писатель никогда сыт не будет. Автор в современной системе издания — разовый наемный рабочий, ценность которого для издательства примерно на уровне технички, моющей полы, а то, может быть и ниже (поскольку авторов у нас много, выгоним одного — придут еще, а вот хорошую техничку найти трудно, и платят ей потому больше).
Не понимаю, зачем это положение авторов защищать. Лично я лучше буду писать даром для своего читателя, чем унижаться до такого положения. Несколько раз попробовал — хватит.
Потом, ведь правильно говорят, что книжные магазины забиты барахлом и макулатурой, за которые просто жалко платить. Сторонники «борьбы с пиратством» отбояриваются от этого демагогией о «последней корочке хлеба», отнятой «злыми сетевыми пиратами». Между тем, именно в этом все и коренится, в том числе и пиратство. Политика издательств и книготорговцев все прошедшие 20 лет была нацелена на «среднего читателя», под которым понималась «тетя Маша», которая забежала в книжный магазин, схватила первую попавшуюся книжку и побежала работать. Ставка на чтиво в чистом виде.

От этого вытекает второй момент. Есть такое слово, от которого млеют многие издатели — серия. В магазинах книги огромного количества серий, в основном набитых всякой макулатурой. Почему? Потому что это такой маркетинговый расчет: если покупатель схватил первую книгу серии (обычно ее стараются сделать получше), то будет покупать и все остальное. Иногда серии выходят удачные, например, знаменитая серия «Повседневная жизнь». Там в среднем хорошие, интересные и полезные книги. Но в общем случае, серия быстро падает в качестве. А если не будут брать? Тогда книготорговцы пускают рекламу, баннеры, расставляют «ходовой товар» на самых лучших местах в магазинах, делают скидки, акции, в общем, постараются впарить и втюхать то, что они считают «покупаемой книгой» покупателю.
Это не торговля книгами, как многие простодушно считают. Это торговля бумажными кирпичами. Единственное, что интересует издателя и книготорговца — это разница между оптовой типографской ценой и ценой в розницу, ибо из нее складывается вожделенная прибыль. Вся книготорговля в России организована по принципу грандиозного по размерам книжного развала, когда продавцу по большему счету плевать, что под обложкой той или иной книги, главное, чтобы приход был больше расхода.
Могу рассказать такую историю. Небольшой русскоязычный интернет-магазин в Канаде, который торгует далеко не самым ходовым товаром — книгами по иудаизму, помогает своим продажам тем, что прилагает к товару полноценный отзыв о книге, отвечающий на вопрос, почему эту книгу нужно прочитать (следовательно, купить). Я написал для магазина отзыв на книгу Иосифа Флавия «Иудейская война». Это реклама, и я горжусь этой рекламой. Написать отзыв на столь великую книгу — бесспорно, украшение биографии.
После этого опыта я написал письмо примерно в полсотни российских книжных интернет-магазинов, с предложением писать аналогичные отзывы на книги. Ведь, в отличие от обычного книжного магазина, пролистать книгу нельзя, и кроме обложки и названия у покупателя ничего нет. А отдай полновесную цену. Покупка мало чем отличается от покупки кота в мешке. Результатом этой кампании было вот что: единодушное молчание интернет-магазинов.
Они жалуются на пиратов только потому, что никак не могут понять, что книга — это не бумажный кирпич, который люди почему-то покупают. Потребность в книгах — это не просто потребность схватить с прилавка бумажный кирпич и торопливо его перелистать с целью убить время. Потому подобные обращения просто бессмысленны. Торговцы бумажными кирпичами ни за что не сумеют одолеть пиратов, с президентской помощью или без нее.
Лично мое желание состоит в том, чтобы все такие издатели и торговцы побыстрее разорились, исчезли, и освободили место для настоящих издателей и книготорговцев, которые несут культуру читателям и получают с этого честную прибыль, вместе с почетом и уважением. Только с появлением таких издателей и торговцев у нас может возродиться уважение к писателю, к авторскому праву и выдающийся автор будет получать пушкинские гонорары.

Дмитрий Верхотуров



Отправлено через панель инструментов Google:"

Комментариев нет: