31.03.2011

Типичные ошибки главного редактора корпоративного издания

Редактор корпоративного издания – не только хранитель формата, журналист и рерайтер. Он также специалист по PR, HR, возможно, GR и прочим коммуникациям. Хотя бы отчасти. Иначе он просто не сможет решать поставленные перед ним задачи. Ведь корпоративное издание – это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор. В общем, это идеологическое оружие корпорации, работа с которым требует не только журналистских умений.
Кроме того, редактор корпоративного издания, как правило, выполняет еще и административные функции, взаимодействует со всеми службами, обеспечивающими производство издания. Если речь идет об издании, которое корпорация выпускает своими силами, то главный редактор занимается еще и бюджетированием, часто выступает, по сути, директором издания. И – общается с куратором из числа представителей топ-менеджмента. Защищая людей, бюджеты и идей. А значит, ему не обойтись без навыков администрирования и выстраивания коммуникаций. И где-то даже приходится быть политиком.
Итаки, какие ошибки, помимо грамматических, может допустить главный редактор корпоративной прессы?
Ошибка №1. Бояться «живых» текстов и заголовков
Во многих компаниях считают, что руководство должно выглядеть консервативно и даже монументально, а двусмысленности в заголовках и легкий стиль могут повредить имиджу солидной и серьезной компании. С этой религией главный редактор не может не считаться. Просто нужно найти ту грань, которая позволит убить двух зайцев – и избежать официоза, и не сорваться в излишнюю игривость. «Золотая середина» есть, нужно только ее почувствовать. Опять же нужно делать поправки на аудиторию. Заголовки в стиле «Коммерсанта», например, могут оставить равнодушными линейный персонал. А «развязные» заглавия в духе «Комсомолки» способны шокировать офисных менеджеров.
Конечно, корпоративное издание призвано отражать позицию компании. Но это вовсе не значит, что подавать такую информацию необходимо так же сухо и скучно, как это выглядит в официальных бумагах. В конце концов, для этого периодическое издание не нужно – достаточно распечатать приказ или другой документ большим тиражом, да и раздать его сотрудникам. Вариантов интересной подачи таких текстов довольно много. По большому счету можно воспользоваться любым журналистским жанром – все зависит от темы и ваших возможностей. Не годится только сухой отчет или слегка переписанный документ.

Ошибка №2. Писать без оглядки на корпоративный стиль
Как можно догадаться, это противоположная крайность. В текстах она рождает перекос в сторону излишней игривости. Доступность изложения и неоправданная лихость слога – разные вещи. Такая ошибка свойственна, прежде всего, проектам, ориентированным на «простого» читателя, будь то рабочие или массовая аудитория клиентского издания. Сорваться в пошлость и разухабистость легко, особенно если вы не высокого мнения о людях, для которых делаете издание. Ну, или вы, проработав долгое время в «желтых» СМИ, не можете заставить себя отказаться от привычки к стилю «жареных фактов». В первом случае, наверное, нужно поменять издание на более близкое по духу. Во втором – отказаться от старых привычек и учиться работать в других форматах. И в обоих – учитывать особенности аудитории, изучать издания, ориентированные на того же примерно читателя, развивать, в конце концов, вкус и умение писать в разных стилях.
Ошибка №3. Не править слова начальства в интервью.
В «большой прессе» иногда применяют этот прием: записывают устную речь спикера буквально, без перевода в письменный слог. Иногда это важно, чтобы дать читателю почувствовать вкус неосторожной фразы, иногда – чтобы выставить спикера таким, как он есть, на суд публики. Чаще всего – выставить на посмешище.
По лексическому и синтаксическому строю письменная речь отличается от устной. Журналист, пишущий интервью, берет на себя и обязанности переводчика. Надо помнить Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Журналист отвечает за то, как в его материале «говорит» интервьюируемый.
Важно донести мысль, а не устный строй речи, который в письменном изложении почти всегда кажется корявым. Особенно это важно в корпоративном СМИ. Отговорки типа: «но вы же именно так и сказали, у меня записано на диктофоне!» - способны озлобить начальство, но не оправдать прямолинейный подход журналиста.
Шлифуйте (заставляйте журналистов шлифовать) письменный текст интервью: исправляйте неправильные обороты речи, убирайте опасные оговорки, дописывайте не очень ярко выраженную мысль, проверяйте факты. По всем правилам, это, скорее, работа спичрайтера, а не редактора, но мы же помним, что редактор в корпоративной прессе – не только журналист, но и… (см. начало парагарфа).
Ошибка №4. Договариваться о правилах написания понятий, терминов и названий по ходу работы.
С самого начала работы над проектом не поленитесь – совместно с куратором проекта в компании или с отраслевыми специалистами – и создайте глоссарий. Оговорите правила написания компании, должностей и сокращений. И корректорам легче будет жить, и вам меньше правок вносить при сдаче номера.
Ошибка №5: считать себя носителем сокровенного знания о журналистике, а куратора – начальствующим дилетантом
Да, зачастую люди из номенклатуры имеют весьма общее представление о том, как создаются периодические издания. Бывает, что человек, руководивший выпуском пары ньюслеттеров, считает себя богом журналистики и асом дизайна. Ну и что же, зато он, скорее всего, изначально знает о компании гораздо больше, чем приглашенный главный редактор: ему ведомо, как отреагирует на те или иные тексты руководство, он способен предсказать, что скажет о публикации рядовой сотрудник. Пусть в идеале, но это так.
Кроме того, люди, которые курируют со стороны руководства вопросы, связанные с коммуникациями, как-то пришли к этой должности, верно? В своей трудовой биографии они наверняка имели немало дела и с главными редакторами, и с журналистами, и с изданиями. Поэтому заведомо оказывать им в понимании медийных технологий – как минимум неразумно. А с точки зрения карьеры и должностной иерархии – еще и опасно.
Ошибка №6. Считать, что куратор всегда прав, и принимать к исполнению все, что он скажет.
Это другая крайность в отношениях с руководителем, который в компании курирует проект издания корпоративного СМИ. Кто сказал, что с ним нельзя спорить? Можно и нужно. Но корректно и конструктивно. От ошибок не застрахован никто, ваша задача – помочь заказчику их избежать. Важно соблюдать тонкую грань между твердостью профессиональной позиции и требованиями, которые предъявляет к изданию руководство.
Если куратор, например, хочет сразу три интервью в четырехполосной газете или желает поставить на разворот стенограмму дискуссии с совета директоров вместо качественного репортажа на ту же тему, то, наверное, нужно постараться его переубедить. Если же он требует, чтобы в текстах вопреки правилам русского языка некоторые слова (генеральный директор, департамент и т.д.) писались с большой буквы, или хочет заменить текст, потому что он «слишком игривый», то ломать из-за этого копья не имеет смысла. Обсудить вопрос можно, но, при непреклонности другой стороны, разумнее будет смириться. Ведь речь идет о корпоративных ценностях, и поломать их вот так, сходу, не сможет или не захочет ни один представитель топ-менеджмента, даже если в глубине души он будет согласен с вашими доводами.
Ошибка №7: Управлять сроками без вовлечения куратора в процесс планирования.
Создание газеты – это производство, которое требует соблюдение регламентов и графиков. Иначе газета может и вовсе не выйти. Во многие другие процессы куратора хорошо бы не пускать, но вот в процесс установления и соблюдения сроков – надо привлечь. Ведь от него часто зависит как скорость предоставления материалов различными «немедийными» подразделениями компании, так и скорость прохождения последующих согласований.
Редакция не всегда может заставить спикеров и экспертов соблюсти нужные сроки, так как внутри компании не обладает достаточным административным ресурсом. Куратор же, будучи представителем руководства, таким ресурсом чаще всего обладает. Надо использовать эту возможность. Обязательно проговаривайте с ним план-график работ, даты встреч и мероприятий, сроки предоставления текстов на согласование и время, отведенное на утверждение предоставленных материалов.
Это также важно и с точки зрения возможной ответственности за срыв сроков. Пусть куратор видит, что редакция сделала свою работу за неделю, а остальные две недели – бегала за согласованиями. Если сроки «поползли», ставьте куратора в известность. Надоедайте ему, забивайте его почтовый ящик напоминаниями о том, что вы выбиваетесь из графика, звоните хотя бы раз в день, чтобы он не забывал о вас и о газете (или журнале). Фиксируйте отклонения от графика, произошедшие по вине заказчика, чтобы формализовать ответственность за соблюдение сроков и иметь аргументы в случае разбирательств.
Ошибка №8. Рассчитывать, что сотрудники компании обеспечат редакцию фактурой.
Кажется, если корпорация выпускает газету или журнал, то только приди к любому специалисту или руководителю, - и он тут же все расскажет для родного издания, упакует и напишет, и еще повернется, как надо, для лучшего ракурса фотографии. На деле, конечно, все совсем не так.
Многие работники оценивают свои обязательства перед компанией в рамках профессиональных обязанностей, за исполнение которых они получают зарплату. И это правильно. Задачу собрать и подготовить материал для издания они могут воспринимать, как дополнительную нагрузку, да еще непрофильную. Кроме того: «Разве не журналисту за это платят деньги?» – спросят они. И воспримут так, что журналист перекладывает свою работу на них.
Другие сотрудники будут прятаться от журналиста и скрывать информацию по другой причине – из страха. Они будут перестраховываться. Лучший способ не сообщить лишнего – вообще ничего не сообщать.
Конечно, многие сотрудники рады общаться с журналистами (но только не писать «по заданию» журналиста что-нибудь). В работе журналиста есть своя романтика, и большинство людей все еще хотят быть причастны, поэтому готовы встречаться с корреспондентом. Многие тщеславно ожидают, что их упомянут в газете или даже поместят интервью. Редакция обязательно должна использовать это людское тщеславие, чтобы добывать у людей информации. А упоминание полезного информатора в статье – это нормальная валюта, которой журналист расплачивается за услуги поставщиков информации.
И все же сотрудники не обязаны производить контент для корпоративного издания. Даже если начальство (куратор) прямым распоряжением обяжет сотрудника оказать содействие журналисту, сотрудник все равно может помогать не в том объеме и не так, как этого хотелось бы. Кроме того, линейный менеджер вполне может понять задание «предоставить журналисту информацию» как «предоставить журналисту возможность собрать информацию» И будет в чем-то прав.
Поэтому, рассчитывая в целом на то, что внутри корпорации люди, как правило, дружественны по отношению к собственному корпоративному изданию, переоценивать значение этой дружбы не стоит. Никто не станет делать работу за журналиста. Сбор информации, ее анализ, подготовка текста – это обязанность (и мастерство) журналиста и редактора.
Можно привлекать внешних авторов с производства, рабселькоров, как их раньше называли. Но этот редакционный прием служит не столько созданию контента, сколько вовлечению аудитории. А основной контент должен все-таки создаваться профессиональными методами.
И важно помнить о качестве. Даже если сотрудник родной корпорации загорится энтузиазмом и предоставит текст, то следует ожидать, что с качеством могут быть проблемы. Ну а уж полагаться на качество предоставленных иллюстраций…
Ошибка №9. Ослабить корпоративную цензуру для развлекательных материалов.
Разумеется, главные материалы, в которых «присутствует» руководство, читаются и вычитываются по диагонали и на просвет. При этом материалом развлекательного характера, чтиву, если оно присутствует (обычно на последних страницах) в издании, придирчивого внимания достается меньше. Там ведь не упоминается руководство компании.
Не удивляйтесь в этом случае проблемам, которые вдруг обрушится на редакцию с совершенно неожиданной стороны. Куратор может в последний момент запросто потребовать замены совершенно невинной статьи, к примеру, о выращивании георгинов, поскольку она написана «слишком фривольно», или настаивать на переписывании подборки занимательных фактов, так как «не совсем понятно, какое отношение это все имеет к нашей компании».
Ошибка №10. Не уделять достаточного внимания работе с фотографиями.
В первую очередь речь идет о фотографиях руководителей компании. Выбирайте снимки тщательно, портреты обязательно согласовывайте со спикерами, следите за тем, чтобы цветокорректоры делали из героев исключительных красавцев.
В противном случае вас ждет скандал, а то и перепечатка тиража. Руководители – они такие ранимые. И да, если есть у человека на лице родимые пятна, бородавки, какие-то другие дефекты, стоит посоветоваться с куратором или пресс-секретарем – нужно ли их убирать. Кто-то их стесняется, а кто-то считает деталями, подчеркивающими индивидуальность. В профессиональном диалоге вполне нормальным будет корректно поинтересоваться, что на этот счет думает герой публикации.
Ошибка №11. Не считаться с бюджетом
Увлекшись сбором информации и желая сделать все работы на максимально высоком уровне, можно заказать тексты у знаковых авторов и организовать немыслимое число фотосессий с гримерами, стилистами и прочим антуражем. И результат, скорее всего, будет радовать вас качеством, отличной проработкой и положительной реакцией заказчика. Но только до той поры, пока не придется отчитываться по расходам. .
Потом настанет черед огорчениям, потому что выясниться, что бюджет может выдержать только две репортажные съемки, а гонорарный фонд равен сумме, которую вы обещали одному из десятка колумнистов. Раздавая задания, надо все время соотносить обещанные вознаграждения с возможностями бюджета.
Валентин Кулявцев,
заместитель генерального директора издательство «МедиаЛайн»
http://www.planetasmi.ru/

Комментариев нет: