21.05.2011

Достала доставка?

http://www.planetasmi.ru/

Как интернет-магазин Read.Ru обнаружил новую нишу на рынке
3 июня 2009 года в России появился новый интернет-магазин Read.Ru. Его владельцами стали предприниматели из некоммерческого партнерства "Логос", объединяющего крупнейшие в Москве предприятия по дистрибуции и продаже прессы (сеть «Центропечать», магазины «Хорошие новости», «Центр дистрибуции прессы» и др.). Газета «КоммерсантЪ» написавшая об этом событии, акцентировала внимание читателей на то, что магазин будет продавать периодические издания и рассуждала о том, насколько это прибыльно.


Меж тем, писать стоило совсем о другом. Магазин Read.Ru произвёл революцию на рынке доставки. На момент открытия, по данным «КоммерсантЪ» у него было 380 пунктов самовывоза. Сейчас около 600 точек в Москве, 150 в Санкт-Петербурге и по десятку в некоторых регионах*. Это киоски «Центропечать» и «Московский комсомолец», мини-маркеты «Хорошие новости», магазины сети «Букбастер»

Read.Ru изначально сделал ставку именно на самовывоз. Напомню, самовывоз — это способ доставки, при котором клиент сам приезжает за своим заказом. Для клиента это ощутимо выгоднее, чем доставка курьером. Сравните, например, тарифы на доставку у лидера рынка книжной торговли Ozon.Ru .

Смотрите, что сейчас предлагает Read.Ru. “Доставка Заказа по Москве курьером в пределах МКАД осуществляется бесплатно, если сумма Заказа превышает 600 рублей. При сумме Заказа от 400 до 600 рублей доставка курьером будет стоить 60 рублей. Если сумма Заказа менее 400 руб. стоимость доставки курьером — 130 рублей”. А вот условия самовывоза.

Это настоящая война цен! Причём война, в которой перевес находится на стороне недавно появившегося игрока. Для Ozon.Ru содержание пунктов самовывоза убыточно. По словам генерального директора магазина Бернара Люке в 2009 г. бесплатная выдача заказов на суммы сверх 1000 руб, ежемесячно обходилась Ozon.Ru в $100-150 тыс.
Вообще у Ozon.Ru доставка до сих пор убыточна. В недавнем интервью газете «Деловой Петербург» нынешний генеральный директор Ozon.Ru Маэль Гавэ призналась: “Просто, чтобы вы знали: мы тратим несколько миллионов долларов в год, чтобы субсидировать доставку. Я знаю, что потребители все еще считают, что доставка дорога, но они не знают, как дорого это по-настоящему. Это нам стоит безумных денег”.
У Read.Ru ситуация обратная. В интервью Интернет-журналу «Нишевой маркетинг» менеджер по интернет-маркетингу «Логос-Интернет» сказала, что поскольку "предприятия оперируют в целом похожим товаром, в похожих методах продаж" за счёт эффекта синергии, компании "удалось очень сильно удешевить стоимость операций по выдаче клиенту оформленных заказов через пункты самовывозов". В результате «сейчас доставка через этот канал для интернет-магазина полностью самоокупаема - в отличии от курьерской».
Смотрите, Ozon.Ru субсидирует доставку через пункты самовывоза, а Read.Ru наоборот, субсидирует курьерскую доставку, побивая Ozon.Ru количеством пунктов самовывоза, ценами и сроками — у компании есть, например, экспресс-доставка товара в течение 3 часов. Услуга стоит 400 руб. для товаров до 4000 руб., для заказов на сумму свыше 4000 руб. доставка становится бесплатной.
Слон танцует
К лету 2005 года у Ozon.Ru действовал всего лишь один пункт самовывоза в Москве. Газета RBC daily писала, что начиная с сентября магазин планирует открыть ещё 5 дополнительных пунктов самовывоза. Однако таких точек у магазина до сих пор только три. Правда, осенью 2008 года Ozon.Ru заключил соглашение с компанией «Мультифото», получив таким образом ещё 39 пунктов самовывоза в Москве. В мае 2009 года Ozon.Ru аключил договор о доставке с DHL Express, добавив ещё 3 пункта самовывоза. Наконец, в феврале 2011 года компания договорилась с «Евросетью» о начале совместного проекта. В Москве эта опция пока (на 18 мая 2011 г.) не действует.
Какие ещё есть варианты?
По сути, у компании, которая пытается решить вопрос с доставкой не так уж много вариантов. В статье Forbes “Как организовать доставку товара покупателю» (2 июня 2010 г.), посвященной этому вопросу, рассматриваются плюсы и минусы следующих вариантов: своя служба доставки, курьеры на аутсорсинге, «Почта России». В статье не рассматриваете опыт Read.Ru — видимо, в силу уникальности бизнес-модели. В самом деле, мало у кого из продавцов есть такая разветвлённая сеть продажи, доступная практически бесплатно.
Я думаю, что Read.Ru нащупал ценное конкурентное преимущество и умело им пользуется. Накрыв Москву плотной сетью пунктов самовывоза — карта города смотрится просто убийственно — магазин продолжил экспансию в регионы.

По информации Oborot.Ru в ноябре прошлого года Read.Ru ежемесячно открывал пункты самовывоза в трёх-четырёх новых российских городах. Более того — магазин объявил о том, что готов к сотрудничеству с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые хотели бы открыть в своих городах пункты выдачи заказов Read.ru (там же).
Меж тем, параллельно набирает обороты «бесчеловечный» бизнес, связанный с доставкой. Я говорю о постаматах компании PickPoint. Постамат — это, по сути, нечто вроде ячейки камеры хранения, куда продавец кладёт товар. Клиент забирает товар в удобное для него время, оплатив товар карточек.

Такие камеры хранения находятся в крупных торговых или офисных центрах. Кроме постаматов у компании есть также собственные пункты выдачи товара (самовывоз): всего 19 пунктов выдачи товара и 15 постаматов. Карта «захвата города» компанией PickPoint выглядит менее внушительно, чем карта Read.Ru, но тоже весьма убедительно.

PickPoint — это совсем новый проект. Первый постамат открылся 29 ноября прошлого года. По данным «Секрета фирмы» к 1 марта 2011 года постаматы были загружены лишь на 10% своих возможностей. Может быть, причина в том, что этот способ доставки для магазинов даже дороже, чем курьерская доставка (в среднем, 170-250 руб.)**. Но компания активно открывает новые точки за пределами Москвы (Санкт-Петербург, Псков) и расширяет сеть партнёров. Любопытный факт - с PickPoint работает сеть «Мультифото». Та самая, которая выступает партнёром Ozon.Ru!
Мне кажется, у самовывоза большое будущее, ведь это очень удобно для клиентов. Не надо дергаться, не надо ждать курьера. Забрать товар можно там, где удобно, и когда удобно. Постаматы удобны тем, что если с сетью постаматов сотрудничает сразу несколько компаний, где клиент что-то покупает, он может забрать все заказы в одном месте.
Я думаю, что компании, которые первыми сумеют выстроить хорошую сеть самовывозов (в виде киосков, точек «Евросети», постаматов или чего-то ещё) станут новыми лидерами Интернет-коммерции. А Вы что об этом думаете?
* - по данным компании
** - например, у компании re:Store доставка в постамат стоит 350 рублей. Но это Apple.

Источник: Николай Федянин, e-xecutive.ru

Комментариев нет: