AlexSchneider.ru
Свершилось. Гигант интернет-торговли Amazon сообщил, что в его онлайн-магазине Kindle е-книги по объёму продаж полностью превзошли печатные книги. Начиная с 1 апреля текущего года, на каждую сотню обычных книг Amazon продаёт 105 книг электронных.
Интернет-пресса наперебой комментирует новость. Некоторые даже сочли её «переломным моментом» (не иначе как в память о знаменитой книге Малькольма Гладуэлла). На самом же деле, ничего революционного не произошло. Случилось то, чего все ждали, — хотя и несколько раньше, чем ожидалось.
***
Помните разговор профессора Мориарти с Шерлоком Холмсом? «Вы встали на моем пути 4 января. 23-го вы снова причинили мне беспокойство. В середине февраля вы уже серьёзно потревожили меня. В конце марта вы совершенно расстроили мои планы, а сейчас передо мной стоит реальная опасность потерять свободу...»
Отношения электронных и печатных книг развиваются примерно по такому же сценарию.
Первый звонок прозвенел в июле прошлого года, когда Amazon объявил, что продаёт больше Kindle-книг, чем книг в твёрдом переплёте (кстати, разговоры о «переломном моменте» начались уже тогда). В конце января нынешнего года стало известно, что е-книги по объёму продаж опередили книги в мягкой обложке. А уже в феврале Ассоциация американских издателей объявила, что во всех категориях книг массового спроса (trade books) электронные книги вышли на первое место, всего за год прибавив в продажах более 100%, в то время как бумажные книги за тот же период потеряли четверть объёма продаж...
Как видите, удивляться можно лишь стремительности, с которой происходит экспансия цифровых книг, но никак не самому факту этой экспансии. Впереди нас ждут всё новые и новые «переломные моменты»: двукратное превосходство е-книг, пятикратное, десятикратное — и так далее, до бесконечности.
Поэтому обсуждать очередные достижения Kindle-формата не интересно. Гораздо интереснее поразмышлять о том, чем, собственно, вызваны эти достижения, а также о том, что нас ждёт дальше.
***
На этой неделе были обнародованы результаты исследования компании Nielsen, посвящённого распространению мобильных устройств. Согласно опубликованным данным, 36% процентов населения США владеет смартфонами, 9% пользуется е-ридерами, а 5% — планшетными устройствами.
На первый взгляд, цифры не впечатляют. Но это только на первый взгляд. Например, каждый двадцатый американец, владеющий планшетом, — это более 15 миллионов пользователей, и при том, что iPad появился всего год назад! Даже с учётом возможного пересечения множеств владельцев различных устройств получается, что более 10% населения пользуется мобильными устройствами с большим экраном, прямо рассчитанными на чтение электронных книг. Если же добавить сюда значительную часть пользователей смартфонов (что вполне оправданно), количество е-читателей достигнет трети от всего населения.
Так что не следует удивляться популярности электронных книг. И она будет расти всё быстрее и быстрее — как потому, что увеличивается число пользователей, так и в силу того, что человек, попробовавший читать с экрана мобильного устройства, как правило, уже не возвращается к традиционным книгам.
Объём продаж iPad 2 в текущем году ожидается на уровне 40 миллионов устройств, и, как обычно, этот прогноз будет превышен. Всего же, по оценкам аналитиков, к концу 2011 года будет продано от 70 до 100 миллионов планшетных устройств.
Легко видеть, что при таком раскладе дальнейшие победы электронных книг неизбежны. Уже к концу этого года их превосходство над бумажными книгами станет абсолютным.[[nextpage]]
***
Что нас ждёт дальше на этом динамичном рынке?
Печатные книги, конечно же, не исчезнут полностью. Скорее, они станут нишевым продуктом: хорошим подарком, предметом интереса коллекционеров, дорогим хобби. Дорогим, потому что по мере дальнейшего распространения е-книг цены на бумажные книги обязательно будут расти: издателям придётся компенсировать выпадение доходов, связанное с относительно низкой стоимостью книг в электронном формате.
Пока ещё преимущество печатной книги неоспоримо в сегменте так называемых coffee table books (фотоальбомов, энциклопедий и книг по искусству большого формата). Картины неудобно рассматривать на маленьком экране, а существующие форматы е-книг не очень подходят для воспроизведения большого количества иллюстраций.
Но и здесь ситуация вскоре изменится. Дисплеи мобильных устройств становятся всё больше и совершеннее (пару недель назад Samsung анонсировал новую линейку 10-дюймовых экранов для планшетных устройств с ошеломляющим разрешением 2560×1600 пикселей). А что касается форматов — е-книги этого направления, скорее всего, будут выходить в форме мультимедиа-энциклопедий, подобных последнему достижению планшетного книгоиздательства — инновационной iPad-книге Ала Гора «Our Choice».
Определённые изменения произойдут после появления планшета от Amazon (в том, что он вскоре появится, на сегодняшний день уже не может быть никаких сомнений). Воодушевлённый успехом субсидированного Kindle, Amazon вполне может установить на новое устройство «смешную» цену: например, ниже 200 долларов. Тогда приведённые выше прогнозы продаж плашетных устройств окажутся превышенными, возможно, в разы.
Интересно, что, вопреки прогнозам многих (в том числе, и автора этих строк), лидеры рынка е-ридеров пока не намерены полностью отказываться от них в пользу планшетов. В своём недавнем интервью президент Amazon Джефф Безос отмёл подозрения в том, что с появлением планшета от Amazon е-ридер Kindle может прекратить существование.
Движение в обоих направлениях демонстрирует и Barnes & Noble. С одной стороны, последнее обновление программного обеспечения сделало е-ридер Nook настоящим Android-планшетом, хотя и с весьма скромными параметрами. С другой — на следующей неделе ожидается представление новейшего устройства от B&N, и многие полагают, что это будет не что иное, как... дешёвая монохромная версия е-ридера. Судя по всему, книготорговцы считают, что многим пользователям мобильное устройство нужно исключительно для чтения, а в этом случае е-ридер имеет несомненные преимущества — за счёт своей простоты, комфортности e-ink-дисплея и, конечно же, низкой стоимости.
***
Сейчас трудно поверить в то, что ещё три года назад — к моменту появления первого Kindle — электронные книги были узконишевым товаром, и никто всерьёз не рассматривал их как угрозу традиционному книгоиздательству. Впрочем, чуть больше года назад о планшетных компьютерах тоже никто не вспоминал. Действительность опровергает даже самые смелые прогнозы. Поэтому сегодня никто не может сказать, каким будет книжная отрасль через пару лет. Ясно одно — прежней она уже не будет никогда.
Фото в начале статьи: Old and New by virtualiter.
Комментариев нет:
Отправить комментарий